Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и техники, применяемые при анализе документов и их использование в работе практического психолога




 

Анализ документов – это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации; это также совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения информации из документальных источников при изучении процессов и явлений в целях решения определённых задач.

 

Таким образом, очевидно, что используются различные варианты анализа текстовых материалов документов, в которых выделяют два основных типа:
1. Традиционный, или классический.
2. Формализованный, или количественный (например, контент-анализ).

Различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать недостатки каждого.

Традиционный анализ представляет собой совокупность определённых логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала и позволяет преобразовать первоначальную форму содержащейся в документе информации в форму, интересующую исследователя (аналитика).

Он включает многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определённой точки зрения принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ является самостоятельным, творческим процессом, зависящим от:
1) содержания и направленности исследуемого документа;
2) условий, целей и задач проводимого исследования;
3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (в этом случае он таит в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа).

Проведение такого анализа заключается в преобразовании первоначальной формы исследуемой информации в необходимую с точки зрения исследователя. Фактически такой способ означает интерпретацию содержания документа, то есть его толкование исследователем при выполнении поставленной перед ним задачи.

Традиционный классический анализ позволяет охватывать скрытые части содержания документа, поскольку исследователь может, а порой и должен, проникать вглубь документа, исчерпывая его содержание.

Различают внешний и внутренний традиционный анализ.

Внешний анализ предназначен для установления вида документа, формы, времени и места его появления, автора, цели создания, надёжности и достоверности, его контекста. Фактически основные его компоненты входят в состав библиографического описания документа. Пренебрежение таким анализом может привести к неверному толкованию содержания документа.

Внутренний анализ ориентирован на исследование содержания документа. Отмечается, что анализ документа в рамках этого метода представляет самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания исследуемого документа, целей и условий проведения исследования, опыта и творческой интуиции исследователя. Примером такого анализа является аннотирование документов.

Основная слабость данного метода – субъективность, ибо любая интерпретация документа исследователем в большей или меньшей степени субъективна. Попытки избавиться от субъективности традиционного анализа привели к появлению формализованных, количественных методов анализа документов – к контент-анализу.

Контент-анализ

Контент-анализ (англ. «content-analysis») – анализ содержания.

Он является частным случаем анализа документов. Суть данного метода заключается в том, чтобы найти легко подсчитываемые признаки и свойства (например, частота использования определённых терминов), отражающие существенные стороны содержания документа. При этом содержание документа становится измеримым. Одним из вариантов статистического анализа текстов, позволяющим вычислить сколько раз то или иное слово встречается в выбранном тексте (обычно с расширением.txt,.htm или.html), является программа Wordstat. В ней можно получить общую статистику по нескольким обрабатываемым файлам. Результаты подсчёта сохраняются в отдельном файле.

Контент-анализ является, прежде всего, количественным методом, предполагающим числовую оценку компонентов текста, дополняемую различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счёта, в качестве которых выступают отдельные слова (термины, имена людей, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.). Определение единиц счёта зависит от целей исследования.

Таким образом, основой контент-анализа является подсчёт встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными или качественными характеристиками. Отсюда понятно, что главная предпосылка контент-анализа – это выяснение того, что считать – иными словами, определение единиц анализа.

От единиц контент-анализа обычно требуется некоторая субъективная, зависящая от контекста значимость, то есть единицы анализа должны быть интересными для последующей интерпретации. При этом такие единицы (например, темы) носят содержательный характер. Их идентификация в общем случае предполагает семантический анализ текста, проблема автоматизации которого, несмотря на многолетние усилия лингвистов и программистов, далека от решения.

Конкретное разнообразие единиц контент-анализа практически безгранично, однако среди них можно выделить несколько основных типов. Самый простой вариант контент-анализа предполагает количественный подсчёт встречаемости слов в тексте. К числу наиболее часто употребляемых единиц контент-анализа относят:
1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов.
2) Тема, отражающая единичные суждения, смысловые абзацы или целостные тексты. Выбор темы в качестве единицы контент-анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на определённые части, являющиеся органическими единицами контекста, внутри которых тема может быть более или менее честно определена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как общая тема, так и определённая её часть.
3) Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отраженных в изучаемом тексте.
4) Ситуация, например сложившаяся где-то экстремальная ситуация и др.
5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, например, действия читателей, библиотечных работников и др.

В большинстве случаев контент-аналитик интересуется не словами как таковыми и не грамматическими категориями, а стоящими за словами значимыми для него понятиями, темами, проблемами. Их называют понятийно-тематическими единицами.

Еще одним типом являются пропозициональные единицы и оценки. Они представляют собой высказывания, в основе которых лежат пропозиции – описания конкретных положений дел или ситуаций безотносительно к их модальности (требования, констатации и др.), например, «Карфаген должен быть разрушен» или «Ни шагу назад».

Большой интерес для контент-анализа представляют оценки, например, «Это неверное решение». С логической точки зрения они обладают важными отличиями от пропозиций. При этом для контент-анализа пропозицию и оценку можно рассматривать как результат связывания некоторого объекта с некоторым атрибутом.

Выделяют также и макроструктурные единицы – сложные понятийные конструкции, образующие «верхние этажи» человеческих представлений о мире.

В ряде случаев (например, в социологии) используют два вида контент-анализа, отличающиеся характером представления содержания текста: качественный и количественный.

Качественный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов.

Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача – получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.

Чаще всего единицы контент-анализа являются содержательными и их выделение основывается на семантических (смысловых) критериях.

Содержательная интерпретация результатов зависит от целей анализа. Она является, прежде всего, творческим актом, результаты которого во многом предопределены квалификацией и интуицией аналитиков.

Метод контент-анализа характеризуется высокой степенью формализованности и возможностью массового охвата исследуемых объектов, поэтому он часто применяется при анализе материалов СМИ. При этом не исключена возможность проведения контент-анализа единичных документов, например, при изучении поступающих в различные организации и органы управления писем, в политологии, библиотечном деле, педагогике и т.д. Следует отметить наличие методологических проблем, возникающих в процессе практической реализации этого метода.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...