Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А кто-нибудь из вас, ребята, играл пьесы из «Детского альбома»? Я очень советую вам всем познакомиться с этим замечательными пьесками, которые адресованы детям.

Интерактивный урок – концерт

«Детские пьесы для фортепиано Д.Д.Шостаковича».

Цели и задачи:

Образовательные:

ü познакомить учащихся с биографией и музыкой для детей

Д.Д.Шостковича;

ü расширить представление о стиле, образном строе музыки;

ü исполнить выразительно музыкальные произведения Д.Шостаковича;

ü инсценировать пьесу «Вальс –шутка»;

ü добиться усвоения материала урока и проверить знания посредством

викторины.

Развивающие:

ü отработать навыки сопоставления музыки и художественно-

изобразительного образа;

ü способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, делать

выводы;

ü развивать творческое воображение, фантазию, умение активно и

самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной

исполнительской деятельности.

Воспитательные:

ü воспитывать эстетический вкус, интерес, любовь к музыке,

потребность в общении с искусством на основе эмоционального

восприятия исполняемой учащимися музыки.

Художественно-педагогическая идея:

«Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.» Д.Шостакович

Педагогические технологии:

интегральная технология;

технология развития познавательных интересов;

технология развивающего обучения;

педагогика сотрудничества преподавателя и учащихся;

педагогика коллективного обучения;

использование информационно-коммуникационных технологий; использование ролевых игр на уроке;

педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков.

Методы обучения:

Метод художественной драматургии и игровой ситуации;

метод обучения слушанию;

метод практического познания музыки;

метод создания диалога;

метод обучения концертному исполнению.

Оборудование: ПК; медиапроектор; экран; музыкальный инструмент –фортепиано, микрофоны.

Дополнительный материал: презентация, ширмы, театральные атрибуты.

 

 

План урока:

I. Организационный этап

Приветствие.

II. Беседа о жизни и творчестве Д.Д.Шостаковича. Показ слайдов.

III. Концертное выступление учащихся.

IV. Закрепление полученных знаний с помощью викторины.

V. Подведение итогов.

 

Концертная программа

1. Куренкова Дарья, преп. Лябзина Л.А. – Д.Шостакович. Праздничный вальс из 3 балетной сюиты.

2. Киркачев Иван, преп. Лябзина Л.А. –Д.Шостакович «Фантастические танцы» №1

3. Семенихина Алена, преп. Киркачева А.В –Д.Шостакович «Грустная сказка»

4. Радченко Александр, преп. Киркачева А.В. – Д.Шостакович «Медведь»

5. Галаган Мария, преп. Лябзина Л.А. – Д.Шостакович «Марш»

6. Симкина Ульяна, преп. Лябзина Л.А. – Д.Шостакович «Танец»

7. Тарасенко Ксения, преп. Лябзина Л.А. – Д.Шостакович «Полька –шарманка»

8. Варсовский Иван, преп. Киркачева А.В. – Д.Шостакович «Вальс –шутка»

 

ХОД УРОКА.

Слайд №1

Добрый вечер, дорогие ребята, наши гости – преподаватели и родители! Сегодня мы собрали вас в нашем прекрасном музыкальном зале для проведения интерактивного урока – концерта «Детские пьесы для фортепиано Д.Д.Шостаковича».

 

Слайд№2

Ребята, вы, наверное, спросите: что такое интерактивный урок? Ответ очень прост. Это обучение, построенное на взаимодействии всех участников процесса с учебным окружением.Китайская мудрость гласит:«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, сделай меня соучастником - и я пойму». Сегодня вы все станете соучастниками этого урока. И для того чтобы наш урок был продуктивным и вы все поняли – мы подготовили для вас интересную информацию, слайды, музыкальную программу и викторину. Ребята, будьте внимательны, старайтесь все запомнить, слушайте музыку и тогда вы с легкостью ответите на все вопросы викторины в конце урока. Договорились?

 

Слайд № 3

Наш урок посвящен выдающемуся композитору ХХ века Д.Д. Шостаковичу И мы поговорим с вами о жизни и творчестве композитора, о музыке, которую он посвятил детям и обязательно послушаем произведения в исполнении учащихся, потому что Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку надо, прежде всего, ее слушать.»

Слайд №4

И в преддверии Нового года урок хочется открыть праздничной музыкой. Давайте вместе послушаем в исполнении Куренковой Дарьи «Праздничный вальс» из третьей балетной сюиты Д.Шостаковича.

Ребята, может быть кто – то из вас знает когда и где родился Д.Шостакович?

Слайд № 5

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге, в интеллигентной, гостеприимной и музыкальной семье. В их доме часто звучала музыка, устраивались любительские концерты.

Слайд № 6

Мать – Софья Васильевна была профессиональной пианисткой, закончила Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, именно она стала первой учительницей музыки своего сына.

Отец - Дмитрий Болеславович был инженером-химиком, но горячо любил музыку и прекрасно пел романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах.

Слайд № 7

Когда Шостакович был маленьким, его называли Митя. В детстве он любил слушать, как играла его мама. Митя садился тихо в уголок и боялся нарушить звучание музыки. Но вот он робко вставал, подходил к пианино и одним пальчиком играл вместе с мамой.

Слайд №8

Софья Васильевна начала учить Митю фортепианной игре только потому, что стремилась всех своих троих детей приобщить к музыке. Летом 1915г. мама сказала: «Теперь я буду обучать и тебя, Митя», на что мальчик попросил умоляюще: «Только не так как Марусю, только не по линеечкам». Нотные строчки и нотки вызывали у Мити страх. Потому что он видел как сердилась и расстраивалась мама, когда старшая сестра Маруся не могла запомнить ноты. А он так не хотел, чтобы мама на него сердилась.

«Слишком корень ученья горек, чтобы стоило учиться играть», – так думал Митя.

Слайд № 9

Но неожиданно выяснилось, что занятия он усваивает с необычайной легкостью, даже с линеечками и вскоре сам стал писать нотные знаки. Митя быстро выучивал наизусть музыкальные произведения - «само запоминалось». И представьте себе, что в сентябре он уже дал свой первый концерт, исполняя «Детский альбом» П.И. Чайковского.

А кто-нибудь из вас, ребята, играл пьесы из «Детского альбома»? Я очень советую вам всем познакомиться с этим замечательными пьесками, которые адресованы детям.

Слайд № 10

Вскоре Митя начал обучение в частной музыкальной школе известного в то время в Петербурге фортепианного педагога Игнатия Альбертовича Гляссера. Обучаясь по особой системе, которую разработал Гляссер, юный музыкант делал быстрые успехи.

Слайд №11

Перед вами портрет мальчика в матросском костюме. Он сидит, положив руки на нераскрытый том с произведениями великого Шопена. На портрете надпись "Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора" (известного русского художника Б. М. Кустодиева). Сам Шостакович в своих воспоминаниях напишет об этом портрете: "Это мое лучшее, самое правдивое и притом не оскорбительное изображение. Мне оно очень нравится". Вот таким был Митя, когда учился в музыкальной школе.

 

Слайд №12

С первых шагов освоения нотной грамоты и фортепиано, Митя начал сочинять музыку, тогда ему было 9 лет. Незаурядные способности мальчика были многими замечены, и на одном из музыкальных вечеров, он был представлен известному композитору, директору Петроградской консерватории Александру Константиновичу Глазунову, который очень внимательно отнесся к начинающему музыканту, называя его новым Моцартом. Глазунов посоветовал ему всерьез заняться композицией, считая ее основным призванием талантливого юноши, обладающего необыкновенной музыкальностью, прекрасной памятью, тонким слухом.

Ребята, как вы думаете, почему Глазунов сравнивал Шостаковича с Моцартом? Моцарт – это один из самых известных юных гениев, вундеркинд. Шостакович так же как и Моцарт обладал необыкновенным музыкальным даром, который проявился в раннем детстве. Он так же как и Моцарт рано стал писать музыку и исполнять ее.

Слайд №13

Ребята, а вы знаете, что такое консерватория? Консерватория - музыкальное высшее учебное заведение, которое готовит музыкантов-исполнителей, композиторов и музыковедов.

Шостакович, став студентом консерватории, начал учиться сразу по двум специальностям - в классе фортепиано у Леонида Владимировича Николаева и в классе композиции у Максимилиана Штейнберга. И это помогало ему полнее выражать себя, находить более точные средства, яснее доносить свои намерения до слушателей. Он творил, импровизируя за роялем.

Слайд № 14

Занятия в консерватории шли успешно. Дмитрий занимался музыкой не щадя сил и здоровья. Уже через год директор консерватории Глазунов в своих экзаменационных отзывах писал о Шостаковиче: «...выдающееся музыкальное и виртуозное дарование» и вывел 5+ по гармонии и фортепиано.

Слайд № 15

В 1922 в семью пришла беда: скончался отец. Семья осталась без всяких средств существования. Дмитрий вынужден был устроиться на работу пианистом-иллюстратором в кинотеатрах. Как вы знаете кино тогда еще было немым. И пианисты озвучивали фильм. Работа для Шостаковича была на первом месте, хотя деньги, заработанные в кино, были настолько мизерные, что не хватало даже на покупку галош и перчаток. После работы юноша приходил домой поздно вечером, до 4-5 часов утра не мог уснуть, перед глазами мелькали кадры кинофильмов, а утром с трудом заставлял себя подняться и шел в консерваторию.

Но работа была творческой, интересной, потому что приходилось на ходу сочинять, импровизировать, а ему это нравилось. Впоследствии работа в кинотеатре вдохновила Шостаковича на создание музыки к фильмам. Вы знаете, сколько прекрасной музыки Шостакович написал к кинофильмам?!

Это такие фильмы как «Овод», «Гамлет», «Король Лир», «Молодая гвардия» и другие, около 40. А первым из них был "Встречный". Эта радостная светлая мелодия песни "Нас утро встречает прохладой» далеко перелетела за пределы нашей страны, стала образом молодости и труда.

Давайте послушаем и посмотрим.

Слайд №16

Видеофрагмент песни

Слайд № 17

С 14 лет Шостакович сочинял музыку регулярно. Именно 1920 годом он и обозначил начало профессиональной композиторской деятельности. Пьесы юного композитора сразу вошли в его концертные программы и в учебный репертуар учащихся. Многие ранние произведения Шостакович уничтожил.

Слайд №18

Единственные уцелевшие произведения раннего периода, которые Шостакович не уничтожил - Три фантастических танца, сочинения №1. Это остроумные, блестящие зарисовки, которые написаны с чисто моцартовской грациозной легкостью. Тонкое изящество шутки, каприз, сказочность, таинственность присущи этим танцам.

Первый танец особенно необычен: в нем богатство ритмики - пунктирные ритмы, триоли, квартоли, ровное движение четвертями, напоминающее марш, а использование различных регистров и контрастная динамика придает особую фантастичность. А кто назовет мне регисты? А динамическую шкалу от пиано до форте.

Исполняет Киркачев Иван

Слайд №19

В июне 1923 года Дмитрий Шостакович блестяще закончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 по классу композиции. Его дипломная работа первая симфония фа минор принесла юноше широкую известность, славу и успех. Судьба этой симфонии была счастливой: ее включил в программу выдающийся дирижер Н. А. Малько. В ночь после премьеры он записал в дневнике: «У меня ощущение, что я открыл новую страницу в истории симфонической музыки, нового большого композитора». Через год симфония прозвучала за рубежом под управлением лучших дирижеров мира - Бруно Вальтера, Леопольда Стоковского, Артуро Тосканини. А ведь автором был девятнадцатилетний юноша, вчерашний студент…

 

Слайд №20

Шостакович с успехом выступает и как пианист: исполняет не только свои произведения, но и классическую музыку, играя Баха, Бетховена, Листа, Чайковского. На международном конкурсе пианистов в Варшаве (1927) Шостакович был награжден почетным дипломом.

Советский писатель Константин Федин писал об игре Шостаковича: «Чудесно было находиться среди гостей, когда худенький мальчик с тонкими губами, с узким, чуть горбатым носиком, в очках, старомодно оправленных блестящей ниточкой металла, садился за огромный рояль. Худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, и те, кто обладал способностью предчувствовать, уже могли в сплетении его причудливых поисков увидеть будущего Дмитрия Шостаковича».

Начиная свой творческий путь 19-летний Шостакович сказал: «Я буду работать, не покладая рук в области музыки, которой я отдам всю свою жизнь». Это юношеское обещание композитор выполнил только благодаря своей целеустремленности, организованности, трудолюбию и вере в себя.

Слайд №21

Музыка для детей

Лучшим образцом детских фортепианных циклов были пьесы из «Детской тетради» ор. 69 и «Танцев кукол», написанные Шостаковичем для своих любимых детей Максима и Галинки. Эти пьесы удивляют своей простотой и оптимизмом, легкостью исполнения. И сейчас мы послушаем три пьесы из «Детской тетради».

Слайд № 22

«Грустная сказка» исполняет Семенихина Алена. Читает стихи.

Слайд №23

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

В следующей пьеске «Медведь» вы услышите часто повторяющиеся ходы на широкие интервалы, которые показывают образ неуклюжего медвежонка. Назовите сказки, в которых главным персонажем является Медведь («Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок»)

«Медведь» исполняет Радченко Александр

Слайд № 24

В исполнении Галаган Марии вы услышите бодрый активный «Марш». Что такое марш? Какие бывают марши: спортивные, торжественные, военные, детские. Шутливый, весёлый, задорный характер марша создаётся композитором с помощью контрастной динамики, акцентов, отрывистого звучания.

Слайд №25

Однажды, давным – давно, маленькому Мите приснился сказочный сон. Будто бы он и его маленькая подружка забрели на чердак своего дома. Среди старых, забытых вещей они нашли огромный, покрытый паутиной и пылью сундук. Дети долго возились с ним. Тяжёлая крышка никак не хотела подниматься. Но вот сундук открыт! И что же дети увидели в нём? Хотите узнать? Сундук был наполнен самыми разными куклами. Здесь были куклы из детского кукольного театра, которые надевались на руку и оживали. Были и куклы в старинных бальных нарядах. И куклы-матрёшки в расписных сарафанах. А также куклы, сшитые из тряпок, был и шарманщик, который накручивал ручку своей шарманки. А на самом дне лежала самая большая кукла необыкновенной красоты. На ней было красивое платье с блёстками, золотые локоны обрамляли красивое личико, глазки, словно звёздочки горели глянцевым блеском, она напоминала сказочную Фею. Дети заигрались с куклами и устроили целое представление. Им казалось, что они очутились в красивом большом зале, где звучала чудесная музыка. И так бы дальше продолжался сказочный сон, но тут мама тронула Митю за плечо и сказала: «Митя, Митя, просыпайся! В гостиной ждёт тебя чай с твоими любимыми пирожными. И Митя проснулся!

Слайд №26

Позже, став композитором, он воплотил свой сказочный сон в музыке и так появился детский альбом «Танцы кукол». Это семь замечательных, интересных, доступных пьес, которые рассчитаны на самых юных исполнителей и три из них вы сейчас услышите.

Звучит музыка. Инсценировка. Появляются дети, которые достают кукол из сундука.

Слайд №27

«Танец» исполняет Симкина Ульяна

Слайд №28

«Полька –шарманка» исполняет Тарасенко Ксения

Слайд №29

«Вальс –шутка» исполняет Варсовский Иван

Танец кукол

Слайд №30

Вот такие замечательные произведения для детей писал Дмитрий Шостакович.

Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью.

 

Слайд №31 видеофайл

Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей.

Викторина.

Громадный объем, высочайший уровень творчества Шостаковича - это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой культуры.

 

 

 

 

Нас утро встречает прохладой,

Нас ветром встречает река.

Кудрявая, что ж ты не рада

Веселому пенью гудка?

 

Не спи, вставай, кудрявая,

В цехах звеня.

Страна встает со славою

Навстречу дня.

 

И радость поет нескончая,

И песня навстречу идет,

И люди смеются, встречая,

И встречное солнце встает.

 

Горячее и бравое

Бодрит меня.

Страна встает со славою

Навстречу дня.

 

Бригада нас встретит работой,

И ты улыбнешься друзьям,

С которыми труд и забота,

И встречный, и жизнь -пополам.

 

За Нарвскою заставою,

В громах, в огнях,

Страна встает со славою

Навстречу дня.

 

И с ней до победного края

Ты, молодость наша, пройдешь,

Покуда не выйдет вторая

Навстречу тебе молодежь.

 

И в жизнь вбежит оравою,

Отцов сменя.

Страна встает со славою

Навстречу дня.

 

Такою прекрасною речью

О правде своей заяви,

Мы жизни выходим навстречу,

Навстречу труду и любви.

 

Любить грешно ль, кудрявая,

Когда, звеня,

Страна встает со славою

Навстречу дня.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...