Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институт парламентаризма в современной России.

Согласно 94-ой статье Конституции Российской Федерации, главным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Парламент РФ или Федеральное собрание. Его статус определён пятой главой Конституции РФ, которая полностью посвящена Федеральному собранию.

Парламент в парламентских странах является органом, в котором всё население и каждый регион страны представлен выбранными ими представителем. В современных государствах парламенты наделены законодательным правом, то есть являются законодательным органом своей страны. Полномочия могут распространяться и на исполнительную власть в виде оказания некоторого влияния на ее формирование, а также контроля (к примеру, проведение процедуры импичмента или вынесения вотума недоверия правительству).

Парламент может состоять из одной или из двух палат. В Российской Федерации парламент двухпалатный: нижняя палата (Государственная Дума) и верхняя палата (Совет Федерации). Принцип формирования и состав обеих палат различен. В Государственной Думе заседает 450 депутатов, а Совет Федерации представлен 166-ю членами (принцип формирования таков: по два представителя от каждого из 83-х субъектов РФ, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти). Таким образом, общее количество депутатов Федерального Собрания составляет 616 человек. Немаловажной особенностью является то, что одно и то же лицо не может быть членом Государственной Думы и Совета Федерации одновременно. В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума избирается на пятилетний срок. Совет Федерации не имеет конкретного срока своей работы.

Не смотря на то, что Федеральное собрание является единым парламентским органом государства, это совершенно не означает, что обе его палаты работают совместно во всех случаях. В Конституции Российской Федерации имеется положение, которое предписывает раздельное заседание Государственной Думы и Совета Федерации. Обе палаты могут собираться совместно только в трёх, прописанных в Конституции, случаях:

1. Заслушивание выступления представителей иностранных государств

2. Заслушивание послания Президента РФ (последнее состоялось 12.12.12)

3. Заслушивание послания Конституционного Суда РФ.

Для более эффективной работы и увеличения собственных шансов, депутаты Государственной Думы объединяются в политические группы или фракции. Обычно это происходит по принципу партийной принадлежности. На данный момент в нижней палате представлено 4 фракции: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия.

В истории Российской Федерации выборы в Государственную Думу проводились 6 раз: 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 гг. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. В 2007 году проходной процент был повышен с 5% до 7%. Не смотря на это, на выборах в 2011 году было решено предоставить 1-2 мандата партиям, набравшим от 5 до 7% голосов (в итоге, столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года была принята поправка, которая вернет 5%-ный проходной барьер с 1 января 2013 года. Задействован же он будет только на выборах в Государственную Думу 2016 года.

После подведения итогов голосования, происходит процедура распределения мест – депутатских мандатов. Распределение происходит по принципу перевода, полученных в ходе выборов, голосов в места в Государственную Думу. Партии, которым удалось преодолеть установленный процентный барьер, получают свои места пропорционально полученным голосам.

Партии, которым не удалось преодолеть данный барьер, не получают мест. Те немногочисленные места, которые могли получить партии – «неудачники», распределяются среди партий – победителей, что, естественно, увеличивает их представительство. Таким образом, голоса избирателей, которые голосовали за проигравшую партию, достаются партии – победителю, хотя изначально, они ей не предназначались. Распределение этих голосов происходит пропорционально голосам, полученным на выборах.

В этой связи становится интересным одно из последних изменений, в порядке регистрации политических партий. С 2013 года для регистрации политической партии потребуется всего 500 членов – партийцев. Количество человек, как мы видим, было значительно снижено, с 50 000 человек. Сделано это было, по-видимому, под нажимом протестных движений (но это лишь предположение). Но что это будет означать на самом деле? На самом деле это будет означать только то, что количество партий, не преодолевших барьер, резко увеличится, соответственно увеличится и количество распределяемых среди партий – победительниц голосов, что значительно упрощает им жизнь.

На последних выборах в Государственную Думу РФ (2011 г.) «Единая Россия» вместо уже привычного абсолютного большинства получила простое большинство, набрав около 50% процентов голосов. Многие эксперты (например, Дмитрий Орлов, Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций) считают, что подобная ситуация приведет к изменению политической системы в РФ, так как теперь партиям нужно будет вступать в коалиции для решения отдельных вопросов. «Это нормально, это и есть парламентаризм, это и есть демократия, и наши коллеги – лидеры соответствующих фракций сказали, что они к этому готовы», – сказал, действующий, на тот момент, президент Медведев. Также Медведев заявлял о возможности возвращения в бюллетень графы «против всех» а также возвращение мажоритарной выборной системы на федеральном уровне.

Ранее, абсолютное большинство лево - правоцентристской «Единой России» позволяло совершенно безболезненно и бесконфликтно принимать те или иные решения. Нынешняя победа «Единой России» может обеспечить спокойную эволюцию политической системы, потому что большинство, которое набирает партия, достаточно для принятия почти всех законов, но также сложившаяся ситуация заставляет прислушиваться и к мнению оппозиции.

Теперь, касательно Совета Федерации. Первые и последние выборы в верхнюю палату парламента прошли 12 декабря 1993 года. Во второй период формирования состава, была проведена реформа, сделавшая СФ политически ближе к исполнительной власти страны. В Состав СФ теперь по своей должности входили губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов Федерации.

Новая реформа, предложенная уже президентом Путиным, заменила губернаторов и глав законодательной власти на официальных представителей от региона, которые должны работать в СФ на постоянной профессиональной основе (причем одного из них выбирает губернатор, а другого глава зак. власти региона). Сделано это было, в первую очередь, ради повышения эффективности работы как СФ, так и чиновников субъектов страны. Для того, чтобы совсем не лишать «местных политиков» возможности влиять на решения СФ, был создан некий консультативный орган – Государственный совет, который периодически собирается в Москве для решения важных вопросов. Но данный орган не имеет конституционного статуса.

Именно таким образом проходила эволюция парламента и выборной системы Российской Федерации в течение последнего десятилетия. Конечно, здесь отражены не все детали, но, как мне кажется, общая тенденция видна всё равно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...