Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Понятие и источники административно-деликтного права. КоАП Республики Беларусь




Планы практических (семинарских) занятий

По административному праву

Для студентов дневного отделения

Факультета права БГЭУ (2012-2013 уч. год)

(76 часов)

Курс, 2 семестр

Занятие 1.

Тема: Управление, государственное управление, исполнительная власть

Контрольные вопросы:

1. Общее понятие управления, его основные черты

2. Социальное управление и его виды

3. Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности

4. Принципы государственного управления

5. Функции государственного управления

 

Задания:

1. На практическом занятии студент Савин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод - метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Дайте юридическую оценку ответа Савина.

2. В курсовой работе студент Воробьев перечислил суть методов административного права:

- установление определенного порядка действий;

- запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

- предоставление выбора варианта должного поведения;

- предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

Но при этом затруднился привести практические примеры по каждому из направлений. Попробуйте это сделать вы.

 

Занятие 2. Административное право как отрасль права и как наука

1. Общественные отношения, регулируемые административным правом

2. Методы административно-правового регулирования общественных отношений

3. Роль и место административного права в правовой системе Республики Беларусь

4. Система административного права

5. Источники административного права

6. Предмет и задачи науки административного права. Место науки административного права в системе юридических наук

 

Задания:

1. Подберите по два примера источников административного права следующих видов (форм): закон, декрет, кодекс, указ, устав, положение, постановление, распоряжение, приказ, инструкция, правила. Укажите, какие органы государства имеют право издавать свои акты в названных формах.

2. На семинаре по административному праву студент Красневич затруднился дать ответы на вопросы преподавателя, почему существует множество источников административного права, в каких официальных изданиях публикуются источники административного права республиканского уровня.

Дайте ответы на заданные вопросы.

 

Занятие 3.

Тема: Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

Контрольные вопросы:

1. Понятие и особенности административно-правовых норм.

2. Виды административно-правовых норм.

3. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4. Структура административно-правовой нормы.

5. Реализация административно-правовых норм.

6. Понятие и виды административно-правовых отношений.

Задания:

1. Важной особенностью норм административного права является их преимущественно императивный характер. Назовите признаки внешнего выражения этой особенности в предписаниях административно-правовых норм и объясните, чем обусловлена данная особенность.

2. Подберите в нормативно-правовых актах по три примера:

а) обязывающих, управомочивающих и запретительных норм административного права;

б) материальных и процессуальных норм.

3. На семинаре по административному праву на вопрос, каковы особенности административно-правовых отношений, студент Зубов дал следующий ответ:

- они возникают в процессе деятельности исполнительной и других ветвей власти;

- одной из сторон данных отношений всегда выступает государственный орган или его должностное лицо;

- они носят строго вертикальный характер;

- могут возникать по инициативе любой из сторон;

- стороны юридически равны;

- права субъектов административно-правовых отношений защищаются только в административном порядке.

Точен ли ответ Зубова?

Занятие 4-5.

Тема: Административно-правовой статус физических лиц

Контрольные вопросы:

1. Основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.

2. Административная право- и дееспособность гражданина.

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Основные права и обязанности граждан по административному праву.

5. Реализация права на свободу печати и использование средств массовой информации.

6. Реализация права на организацию и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов.

7. Реализация права на свободу передвижения, и выбор места жительства, на выезд за пределы Республики Беларусь и беспрепятственное в нее возвращение.

8. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан.

9. Обращения граждан.

 

Вопросы для размышления (дополнительные):

· Почему гражданин является приоритетным субъектом административного права?

· Почему административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности?

· Какие нормативные правовые акты определяют содержание административно-правового статуса гражданина?

· По каким критериям можно классифицировать права и обязанности гражданина в сфере исполнительной власти?

· Каков механизм соотношения норм конституционного и административного права в регулировании статуса граждан в сфере исполнительной власти?

· В чем сходство и различие административной и гражданской правосубъектности?

· Что такое специальные административно-правовые статусы граждан? Каковы их виды и правовой режим?

· Кто из граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, относится к иностранцам и лицам без гражданства?

· Чем обусловлены и где закреплены административно-правовые гарантии защиты прав и свобод граждан?

· Каков механизм реализации административной жалобы гражданина?

· Каков механизм реализации судебной жалобы гражданина?

 

Задания:

1. 5 июля в отдел внутренних дел поступила жалоба от гр-ки Сидоровой о противоправном поведении ее соседа по коммунальной квартире. 20 июля жалоба из отдела была направлена в уличный комитет, который счел ее неподведомственной и возвратил в ОВД. Отдел направил жалобу в домоуправление, которое 8 сентября сообщило заявительнице, что материал по жалобе направлен на рассмотрение судьи.

Есть ли нарушения установленного порядка рассмотрения жалоб и заявлений граждан? Ответ обосновать анализом норм права. Провести проверку жалобы. Составьте заключение по жалобе.

2. Председатель исполкома 10 сентября 2009 года получил жалобу военнослужащего на действия заведующего районным финансовым отделом. 5 октября 2009 г. председатель исполкома направил жалобу для разрешения по существу в районный финансовый отдел.

Обосновать законность действий председателя исполкома.

3. Супруги Ивановы посетили кинотеатр “Москва”, где демонстрировался новый художественный фильм. Хорошее настроение было омрачено тем, что во время демонстрации картины несколько молодых людей курили в зале, а зрители грызли семечки.

Иванов написал в исполком о плохой работе кинотеатра, изложив свои предложения по ее улучшению.

Можно ли письмо Иванова считать жалобой?

4. На занятии по административному праву студент Козлов утверждал, что существуют следующие ограничения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Республики Беларусь:

- прибывающим на срок свыше 1 месяца виза на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции и сифилиса;

- основанием для въезда является приглашение гражданина Респ. Беларусь и виза;

- они не избираются в государственные органы и не назначаются на государственные должности государственной службы.

Проанализируйте ответ Козлова.

 

Занятие 6.

Контрольная работа по теме «Административно-правовой статус физических лиц»

 

Занятие 7-8.

Тема: Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Контрольные вопросы:

1. Понятие органов исполнительной власти.

2. Виды органов исполнительной власти.

3. Система органов исполнительной власти.

4. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

5. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти.

6. Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь.

7. Правительство Республики Беларусь: состав, основные полномочия. Виды принимаемых актов. Формы деятельности.

8. Министерства Республики Беларусь: виды, правовое положение, система и звенья.

9. Государственные комитеты – правовое положение, отличие от министерств.

10. Особенности правового положения иных республиканских органов управления.

11. Местные органы исполнительной власти: правовой статус, виды, компетенция, формы деятельности.

12. Организационная структура и штаты органов исполнительной власти.

 

Задания:

1. Составьте схему исполнительных органов Республики Беларусь.

2. Дайте правовую характеристику следующих органов исполнительной власти:

а) Министерства обороны Республики Беларусь;

б) управления здравоохранения Минского горисполкома;

в) государственной налоговой инспекции Советского района г. Минска.

3. В одном микрорайоне находятся РУВД, больница, фабрика, завод, кинотеатр, парикмахерская, местная администрация, НИИ, районный отдел образования, облздравотдел.

Какие из названных организационных единиц являются органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, структурными подразделениями?

4. Включив радио, Бубнов услышал последние слова очередного выпуска новостей: «… реорганизовать Комитет Республики Беларусь в Министерство Республики Беларусь…». Вечером он спросил у знакомого студента юриста: «Зачем принят такой акт, что изменилось у органа кроме названия? Что вообще изменил такой акт? Кто его принял? Где его можно прочитать?»

Ответьте на вопросы.

5. Перечислите ключевые функции Правительства и раскройте основные полномочия Премьер-министра. Также попробуйте определить ключевые направления совершенствования деятельности Правительства по стабилизации экономического положения в Республике Беларусь.

6. Назовите основные полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Укажите, где они закреплены. Необходимо ли, по вашему мнению, совершенствовать вышеуказанные полномочия? Если да, то раскройте направления и пути их совершенствования.

Занятие 9-10.

Тема: Административно-правовой статус государственных служащих

Контрольные вопросы:

1. Понятие и значение государственной службы.

2. Понятие государственного служащего и государственной должности.

3. Принципы государственной службы.

4. Классификация государственных служащих.

5. Условия поступления на службу. Этические требования, предъявляемые к служащим. Способы замещения должностей.

6. Обязанности и права государственных служащих.

7. Ограничения, связанные с государственной службой.

8. Присвоение квалификационных разрядов и аттестация государственных служащих.

9. Поощрение и ответственность государственных служащих.

10. Прекращение служебных отношений (основания и условия).

 

Задания:

1. Какие из названных ниже характеристик служащего государственной организации охватываются понятием «должность»: начальник отдела кадров, государственный советник юстиции третьего класса, депутат, майор, юрисконсульт, профессор, директор, следователь, судья, кандидат юридических наук, доцент, прокурор области, инженер. Дайте понятие должности как обязательного признака служащего и проведите разграничение его с категориями "профессия", "специальность" и "квалификация".

2. При опросе студентов о понятии должностного лица были даны следующие ответы: а) государственный служащий, занимающий должность; б) государственный служащий, имеющий в своем подчинении других работников; в) государственный служащий, который является представителем власти; г) государственный служащий, который вправе совершать какие-то властные действия (например, привлекать к ответственности) и издавать нормативные акты; д) гражданин, который посредством зачисления занимает должность на государственном предприятии, может совершать служебные юридические действия, наделен властными полномочиями в отношении не подчиненных ему по службе лиц. В чем состоят недостатки данных определений и какое из них ближе к истине?

3. Окончив юридический факультет, г-н С. был направлен на работу в адвокатуру в качестве адвоката. Потом он работал зав. юридический консультацией, судьей, заведующим райкомом партии и зав. юрид. отделом государственного производственного предприятия. Вся ли трудовая деятельность С. является государственной службой?

4. Заведующий отделом культуры исполнительного комитета районного Совета депутатов обратился к юрисконсульту с просьбой разъяснить: возможно ли зачислить на должность кассира дома культуры сестру его жены?

5. Директор одного из учреждений уволил с работы Л. за то, что тот часто вступал с ним в пререкания и, по сообщениям соседей по квартире, злоупотреблял спиртными напитками. Л., считая основания для прекращения государственно-служебных отношений необоснованными, обратился с жалобой в суд. Каким должно быть решение суда?

6. Кого из данного списка, по вашему мнению, можно причислить к государственным служащим и по каким признакам:

- ректор БГУ;

- директор кинотеатра;

- Председатель Правительства Республики Беларусь;

- начальник цеха;

- глава администрации Ленинского района г. Минска;

- Президент Республики Беларусь;

- командир батальона Вооруженных сил Республики Беларусь;

- министр образования;

- судебный исполнитель;

- директор унитарного предприятия;

- судья;

- Председатель облисполкома;

- управляющий банком?

7. Отвечая на вопрос о требованиях, предъявляемых к поступающему на государственную службу, студент Панов назвал следующие:

- гражданство Республики Беларусь;

- возраст не моложе 23 лет;

- высшее образование;

- знание одного из иностранных языков.

Можно ли признать ответ студента Панова правильным?

8. Бригадир цеха Минского автомобильного завода гражданин Цвирко был переведен на работу в другой цех на основании того, что его отец является начальником цеха. Непосредственно по работе сын был подчинен мастеру цеха Шапкину. Не согласившись с переводом, Цвирко-младший обратился за разъяснениями к начальнику юридического отдела Морозову. Морозов объяснил причину перевода так: «Люди могут сказать, что ты работаешь под руководством отца». Неудовлетворенный ответом, Цвирко обратился с жалобой к прокурору на неправомерные действия администрации завода.

Дайте правовую оценку действий сторон.

9. Студент Петров на вопрос «Что вы понимаете под должностным лицом?» ответил, что должностным лицом можно считать гражданина, который занимает должность на государственном предприятии, в учреждении, может совершать юридические действия, который наделен властными полномочиями в отношении подчиненных. Как вы считаете, правильно ли ответил Петров?

 

Занятие 11-12.

Тема: Административно-правовой статус организаций

Контрольные вопросы:

1. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений.

2. Административно-правовой статус общественных объединений.

3. Общественные организации: порядок их образования и прекращения деятельности. Виды общественных организаций.

4. Политические партии и профессиональные союзы в системе общественных объединений.

5. Административно-правовой статус религиозных организаций. Их взаимоотношения с государственными органами.

 

Задания:

1. На занятии по административному праву при обсуждении Закона «Об общественных объединениях» преподавателем была смоделирована следующая ситуация. Вы решили создать:

· - политическую партию «Партия честных людей»;

· - общественное движение «Вундеркинды Беларуси»;

· - общественный фонд «Образование XXI века».

Раскройте правовой механизм создания общественных объединений. На конкретных примерах определите общие и особенные черты общественных объединений, которые вы хотите зарегистрировать. (В решении задачи принимают участие трое студентов).

2. Группа селян из деревни Дубровы Браславского района Витебской области на общем собрании 9 августа создала орган общественной самодеятельности с названием «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Главная цель создания данного общественного объединения – борьба с хищениями овощей и фруктов с полей и садов коллективного хозяйства «Старатель». 10 сентября в орган юстиции, осуществляющий регистрацию, были поданы заявление и все необходимые документы для регистрации. Орган юстиции отказал общественному объединению в регистрации, мотивировав отказ тем, что:

· - нарушен срок, отведенный для регистрации;

· - борьбой с хищениями должны заниматься соответствующие органы и должностные лица.

Руководитель общественного объединения обратился в суд. Дайте юридическую оценку действий сторон. Какие требования необходимо соблюдать при государственной регистрации общественных объединений?

3. На общем собрании военнослужащих одной из воинских частей была создана первичная организация Либерально-демократической партии Беларуси. Узнав об этом, командир соединения наложил на командира воинской части взыскание и потребовал распустить данный орган общественной самодеятельности.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

4. Группа лиц религиозного объединения «В православии наша сила» в один из воскресных дней организовала самодеятельный митинг, где призывала православных к открытой борьбе с другими конфессиями. Нарядом милиции организаторы были задержаны и привлечены к административной ответственности. По представлению начальника ОВД местный орган юстиции принял решение о ликвидации религиозного объединения.

Дайте оценку правомерности действий органов исполнительной власти и их должностных лиц по отношению к религиозному объединению, а также организаторам митинга.

5. Студенту Митину на семинаре были заданы два вопроса:

- создание каких общественных объединений запрещено законом;

- каковы функции государства по отношению к общественным объединениям?

На подготовку ответа преподаватель дал 5 минут. Ответьте на данные вопросы раньше Митина.

 

Занятие 13.

Контрольная работа по разделу «Субъекты административного права»

Занятие 14-16.

Тема: Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти

Контрольные вопросы:

1. Понятие, виды и особенности административно-правовых форм реализации исполнительной власти.

2. Понятие и юридическое значение правовых актов управления.

3. Виды правовых актов управления.

4. Действие правовых актов управления.

5. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.

6. Понятие и виды административно-правовых методов.

7. Поощрение в деятельности исполнительной власти.

8. Понятие, цели и основания применения административного принуждения.

9. Виды мер административного принуждения.

10. Понятие, цели, основания и порядок применения административно-предупредительных мер.

11. Административно-восстановительные меры.

 

Задания:

1. Назовите виды правовых и неправовых форм деятельности исполнительной власти, а также по каждому из них приведите не менее двух практических примеров.

2. Перечислите, какие факторы могут оказывать влияние на выбор форм деятельности исполнительной власти.

3.При поступлении на государственную службу в Министерство юстиции гражданину Петрову был предложен тест. Один из вопросов теста был сформулирован так: «Вашему вниманию предлагаются следующие группы видов правовых актов органов исполнительной власти. Определите, по какому юридическому основанию можно классифицировать каждую группу:

· - письменные, устные, конклюдентные;

· - простые, сложные, уникальные;

· - плановые, методические, кадровые, финансовые и т.д.;

· - нормативные, индивидуальные, смешанные».

Петров затруднился дать ответ на данный вопрос теста.

Дайте ответ, при этом объясните, что такое конклюдентные правовые акты, и приведите примеры.

4. Начальник УВД горисполкома Сидоров в течение рабочего дня совершил следующие действия:

· - провел совещание начальников ОВД города;

· - объявил выговор начальнику ОВД района;

· - проверил работу четырех постов ГАИ в городе;

· - издал приказ о поощрении сотрудников ГАИ;

· - принял посетителей по жалобам;

· - наличном автомобиле при развороте совершил наезд на другой автомобиль;

· - беседовал с директором школы по факту нарушения школьной дисциплины сыном;

· - присутствовал на совещании у Председателя горисполкома;

· - отдал указание о проведении операции «Каскад».

Дайте юридическую квалификацию и характеристику действий, совершенных начальником УВД горисполкома Сидоровым.

5. Выпишите из официальных источников не менее пяти актов, не имеющих нормативного характера (укажите автора, название, дату, содержание каждого акта).

6. Как называются решения, принимаемые: Президентом Республики Беларусь, министром образования, председателем КГБ, главой Администрации Президента, главой администрации района, Правительством Республики Беларусь, директором предприятия, директором общеобразовательной школы.

Дайте анализ правовой основы и юридической силы актов, принимаемых вышеуказанными органами и должностными лицами.

Расположите эти акты по их юридической силе.

7. На экзамене студент сказал: «Решения и распоряжения правительства Республики Беларусь публикуются в Собрании постановлений правительства Республики Беларусь и вступают в силу через 10 дней после опубликования. Какие ошибки допущены в ответе?

8. Начальник управления пожарной охраны УВД Витебской области издал приказ «Об усилении мер пожарной безопасности». В приказе указывалось, что он вступает в силу немедленно с момента опубликования и действует в течение 3-х лет. В заключительной части сказано, что «граждане, виновные в нарушении настоящего приказа, подвергаются административному штрафу до 5 минимальных заработных плат». Областной прокурор опротестовал приказ. Обосновать нормами права законность данного приказа. Обоснован ли протест прокурора?

9. Председатель исполкома одного из районных Советов депутатов Гродненской области своим распоряжением снял карантин в населенных пунктах Рыбница и Обухово, установленный исполкомом этого районного совета в связи с заболеванием крупного рогатого скота.

Законно ли распоряжение председателя исполкома?

10. Исполком городского Совета депутатов принял решение, обязывающее всех руководителей учреждений и домовладельцев произвести посадку не менее двадцати деревьев, предусмотрев за невыполнение этого решения административную ответственность в виде штрафа в размере 3 мин. заработных плат или исправительных работ сроком до одного месяца.

Законно ли решение исполкома?

 

 

Занятие 17.

Тема: Административное пресечение

Контрольные вопросы:

1. Сущность и цели административного пресечения

2. Особенности мер пресечения

3. Соотношение административного и уголовно-процессуального пресечения

4. Классификация мер административного пресечения

5. Превентивный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: понятие, сущность, последствия нарушения установленных правил

6. Принудительное лечение лиц, страдающих заразными инфекционными заболеваниями

7. Принудительное освидетельствование и лечение психически больных

8. Принудительные меры медицинского характера, применяемые в отношении хронических алкоголиков и наркоманов

9. Меры пресечения специального назначения

 

Нормативные акты и специальная литература:

Об органах внутренних дел: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263-З: в ред. от 16.07.2008;

О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц: Закон Респ. Беларусь, 21 июня 1991 г. № 885-XII: в ред. от 21.07.2008;

О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 1999 г., № 274-З: в ред. от 21.07.2008;

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Респ. Беларусь, 31 мая 2003 г. № 200-З: в ред. от 21.07.2008;

Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Респ. Беларусь, 10 ноября 2008 г., № 453-З

О практике рассмотрения судами дел о принудительной госпитализации и лечении граждан: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 30 июня 2005 г. № 7;

О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией: Постановление Министерства Здравоохранения Респ. Беларусь, 10 июля 2002 г. № 53: в ред. от 18.12.2008;

О порядке оказания психиатрической помощи в Республике Беларусь: Приказ Министерства Здравоохранения Респ. Беларусь, 5 ноября 1999 г. № 337: в ред. от 20.11.2007;

Положение о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц: утверждено Постановлением Верховного Совета Респ. Беларусь от 21 июня 1991 г.;

Об утверждении инструкции о порядке установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Постановление Министерства внутренних дел Респ. Беларусь 20 ноября 2000 г. № 201: в ред. от 23.11.2007;

Агеенкова Г.Т. Меры административного пресечения: Автореф дисс... канд. юрид. наук / ВЮЗИ. - М., 1982. – 23 с.

Агеенкова Г.Т. Проблемы совершенствования законодательства о мерах административного пресечения // Актуальные проблемы советского административного и финансового права: Сб. науч. тр. - М., 1984. – С.32-44.

Боровиков В.Б., Попов Л.Л. Условия правомерности применения оружия работниками милиции при задержании преступников: Учеб. пособие. - М., 1985. – 39 с.

Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией. М., 1987.

Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. Киев, 1979.

Тюрин В.А.Применение мер пресечения в административном праве России: Монография. - М: Изд-во «Щит-М», 2002. - С. 328.

 

Задания:

1. Назовите меры административного пресечения, которые могут применяться к юридическим лицам.

2. На перекрестке Раковского шоссе и Минской кольцевой дороги работником милиции была остановлена машина «Жигули», движущаяся в г. Минск. Работник милиции потребовал от водителя отвезти его в г. Дзержинск в силу острой служебной необходимости, сущность которой – не объяснил. Водитель с негодованием подчинился указаниям работника милиции, а после возвращения написал жалобу в ГУВД с требованием разъяснить, правомерно ли применена к нему мера принуждения.

3. Соотнесите следующие понятия: "принуждение по административному праву" - "административное принуждение"; "применение огнестрельного оружия" - "использование огнестрельного оружия". Приведите практические примеры по вышеуказанным понятиям.

4. Перечислите, какие меры принуждения и на основании каких нормативных правовых актов могут применять сотрудники:

- налоговых инспекций;

- лесного хозяйства;

- санитарно-эпидемиологической службы;

- милиции.

5. В ходе практического занятия студенту Малинину был задан вопрос: "Какие меры административного пресечения вы знаете?"

Ответ был следующим:

- изъятие огнестрельного оружия;

- изъятие вещей и документов;

- наложение штрафа;

- проверка документов;

- обыск;

- санитарный осмотр грузов;

- запрещение движения на участке улицы;

- доставление;

- введение карантина;

- составление протокола;

- замечание.

Были ли допущены ошибки при ответе?

6. Гражданка Радунова в течение нескольких месяцев обращалась с жалобами по месту работы, в милицию, а также писала в местную газету о том, что работающий вместе с ней гражданин Землян якобы пытается ее изнасиловать, посылая ей телепатические взгляды, когда они находятся вдвоем в служебном помещении. Кроме того, гражданин Землян якобы уже дважды проникал через стену в ее квартиру ночью.

Землян обратился к участковому инспектору Русову, который, всесторонне изучив сложившуюся ситуацию, принял решение о принудительном лечении Радуновой в психиатрической больнице и организовал ее доставление туда. Дочь Радуновой через 2 недели после того, как узнала о случившемся, подала жалобу на незаконные действия Русова и главного врача психбольницы.

Дайте юридический анализ правомерности действий всех участников сложившейся ситуации. Как законодательство трактует принудительное лечение психически больных?

7. В г. Слуцке и районе в целях обнаружения и задержания двух опасных преступников работниками милиции с помощью общественности была осуществлена, начиная с 24 часов, проверка соблюдения правил паспортной системы. При проверке выявлено 108 граждан без прописки. В 4 часа 38 минут в одной из деревень Слуцкого района разыскиваемые преступники были задержаны. Некоторые граждане, считая, что работники милиции не вправе входить в жилые помещения в ночное время, написали жалобу прокурору. Каков должен быть его ответ?

8. Капитан милиции Зубко, проходя вечером через парк Челюскинцев, увидел троих мужчин, распивавший спиртные напитки на скамейке. Зубко сделал им замечание. В ответ один из них, гражданин Петренко, нецензурно выругался в адрес Зубко и бросил в него пустой бутылкой. Зубко подошел к компании и, ударив Петренко, принял меры к его задержанию, остальные убежали. В ОВД выяснилось, что гражданин Петренко – военнослужащий, офицер. Начальник ОВД задержал Петренко на 24 часа и подверг штрафу.

Каков характер мер, принятых Зубко и начальником ОВД? Составьте логически правильную и юридически обоснованную оценку действий по разрешению данной ситуации.

9.На основании ходатайства профсоюзного комитета и директора опытного хозяйства о направлении на принудительное лечение супругов Д., исполком сельского Совета решил: «В связи с тем, что супруги Д. систематически пьянствуют, почти не участвуют в общественном труде, не занимаются воспитанием своих детей, потеряли возможность изменить свой образ жизни и, учитывая, что в этом, главным образом, виновна жена, направить ее на принудительное лечение от алкоголизма в психоневрологическую больницу «Новинки» сроком на 6 месяцев, а после ее возвращения решить вопрос о направлении на лечение мужа. Д., не согласившись с таким решением, написали жалобу в суд. Как должно быть решено это дело?

10. Какие из перечисленных мер правового принуждения, по Вашему мнению, следует отнести к мерам административного принуждения:

· Взыскание по решению суда суммы причиненного ущерба с одного лица в пользу другого;

· Увольнение за появление на работе в нетрезвом состоянии;

· Конфискация имущества у лица, осужденного по приговору суда к лишению свободы;

· Задержание работниками милиции лица, подозреваемого в совершении преступления;

· Досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских судов;

· Конфискация предметов контрабанды таможенными органами.

11. Составьте схему – «Виды и меры административного принуждения, применяемые милицией». Для составления схемы пользуйтесь Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел».

12. Дайте определение мер административного предупреждения и пресечения. Приведите не менее 10 примеров данных мер и определите, что может служить основанием их применения.

13. В ходе написания курсовой работы студент Баранов обратился за консультацией к своему руководителю по следующим вопросам:

- как можно по цели и способу воздействия классифицировать меры административного пресечения;

- какие меры административного принуждения могут применяться к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками?

Вы - в роли руководителя, дайте консультацию студенту Баранову.

14. Отвечая на практическом занятии, студент Кравцов отнес к мерам административного пресечения следующие действия:

- изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом нарушения;

- конфискацию предмета, явившегося орудием или непосредственным объектом нарушения;

- применение физической силы;

- применение специальных средств и огнестрельного оружия;

- административное выдворение за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства;

- личный досмотр;

- принудительное лечение;

- превентивный надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы;

- отчисление из учебного заведения;

- запрещение движения на участке улицы в связи с угрозой безопасности;

- административное задержание;

- административный арест.

Какие ошибки допущены в ответе? Проклассифицируйте вышеперечисленные меры по всем возможным признакам.

15. Гражданка Лебедева 26 июня вернулась из мест лишения свободы. 28 июня Лебедева и её знакомый были задержаны в парке сотрудниками милиции в нетрезвом состоянии. Сотрудниками милиции был составлен протокол об административном нарушении по ч.1 ст. 17.3 КоАП. 1 июля Лебедева была ознакомлена с постановлением об установлении превентивного надзора, по которому к ней были применены следующие ограничения: запрет на выход из дома с 20.00 до 9.00; запрет на посещение общественных мест (рынок, парки, магазины); ограничение неприкосновенности жилища.

Дать юридическую оценку постановления об установлении превентивного надзора за Лебедевой. Какие процессуальные нормы были нарушены?

16. Пенсионерка Трошкина, проживающая в коммунальной квартире, длительное время терроризировала соседей. Она неоднократно направляла в различные инстанции (включая Конституционный суд) письма о том, что существует угроза ее здоровью со стороны жильцов, что один сосед постоянно точит ножи, а другой изготовил отраву, которую пытался подсыпать в ее в кастрюлю с супом, одна из соседок постоянно посылает Трошкиной телепатические сигналы, чтобы та повесилась. Накануне праздника Победы Трошкина пыталась броситься под машину, как она объяснила «от того, что устала жить». Стало очевидно, что Трошкина страдает психическим расстройством. На просьбу соседей и участкового врача пройти психиатрическое освидетельствование Трошкина ответила отказом. Соседи совм

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...