Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность полиции». Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью




Семинарское занятие – 2 часа

 

Учебные вопросы

1. Предмет дисциплины «Административная деятельность полиции».

2. Задачи дисциплины «Административная деятельность полиции».

3. Система дисциплины «Административная деятельность полиции». Соотношение дисциплины «Административная деятельность полиции» с дисциплиной «Административное право».

4. Понятие государственного управления в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан.

5. Понятие, содержание, особенности охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью.

 

Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия: закрепление знаний по теме, проверка качества усвоения обучающимися ее основных положений, развития умения владения административно-правовой терминологией.

При подготовке к семинарскому занятию обучающимся необходимо уяснить, что предметом учебной дисциплины «Административная деятельность полиции» являются правовое положение Министерства внутренних дел Российской Федерации и его основных подсистем - органов, служб и подразделений, формы и методы, а также основные виды административно­правовой деятельности органов внутренних дел - охрана общественного порядка, производство по делам об административных правонарушениях, осуществление лицензионно-разрешительной системы, обеспечение безопасности дорожного движения и др.

Исходя из предмета изучения в дисциплине «Административная деятельность полиции» при ответе на второй вопрос обучающиеся должны полноценно проанализировать задачи данного учебного курса.

При раскрытии третьего вопроса, необходимо учитывать их каких частей состоит система учебного курса «Административная деятельность полиции», что каждая из этих частей в себя включает, какие особенности у каждой из них и почему. А также необходимо провести соотношение с учебной дисциплиной «Административное право».

Обучающиеся должны уметь сформулировать понятие государственного управления в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан.

Необходимо помнить, что административная деятельность полиции - это исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения личной безопасности граждан, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Указанные в определении понятия являются ключевыми, поэтому важно разобраться в особенностях административно-правового механизма их охраны в деятельности органов внутренних дел, т.е. особое внимание необходимо обратить на усвоение содержания таких социально-правовых категорий, как общественная безопасность, общественный порядок, правопорядок.

Обучающимся следует уметь показать отличие понятия государственного управления в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан от других видов деятельности ОВД, знать ее основные черты.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Отличие дисциплины «Административная деятельность полиции» от других специальных дисциплин, изучаемых в вузах МВД России.

2. Принципы, формы и методы административной деятельности полиции.

3. Каково соотношение личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности с другими социально-правовыми категориями?

4. Укажите содержание охраны общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности.

 

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты, акты судебных органов

1. Конституция Российской Федерации. 1993 г.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно­розыскной деятельности».

6. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрении обращений граждан Российской Федерации».

9. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

10. Закон РФ от 27 апреля 1993 года № 4868-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

11. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

12. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

13. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».

14. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

15. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

 

Основная литература

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

 

Перечень докладов, сообщений и рефератов

1. Роль дисциплины «Административная деятельность полиции» в процессе подготовки сотрудников органов внутренних дел.

2. Соотношение дисциплины «Административная деятельность полиции» с другими правовыми дисциплинами.

3. Содержание охраны общественного порядка, обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности.

4. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности.

 

Тема 3-4. Понятие полиции и основные направления ее деятельности. Организация полиции

Семинарское занятие - 2 часа

 

Учебные вопросы

1. Предназначение полиции и правовое регулирование ее деятельности.

2. Соотношение понятий полиции и органов внутренних дел.

3. Основные направления деятельности полиции.

4. Правовое положение и организационное построение Министерства внутренних дел России.

5. Правовое положение и организационное построение Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу.

6. Правовое положение и организационное построение территориальных органов внутренних дел по субъектам РФ.

7. Правовое положение и организационное построение территориальных органов внутренних дел на районном уровне.

 

Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия: закрепление знаний и проверка качества усвоения

обучающимися основных положений темы о предназначении полиции и правовом регулировании ее деятельности; о соотношении понятий полиции и органов внутренних дел; об основных направлениях деятельности полиции.

При подготовке к семинарскому занятию обучающиеся должны усвоить, что управление в сфере внутренних дел - это целенаправленная, организующая, исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченных субъектов управления, состоящая в непосредственной практической реализации задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Обучающиеся должны уметь сформулировать понятие полиции и ее основные направления деятельности.

Необходимо помнить, что деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Следует уяснить, что любая система - совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных между собой и образующих целостное единство, обладающее новыми качествами. Не является исключением многоуровневая система органов внутренних дел.

Обучающиеся обязательно должны изучить нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение отдельных элементов системы органов внутренних дел Российской Федерации. При этом необходимо различать систему органов внутренних дел РФ и систему МВД России.

Особое внимание обучающимся следует уделить нормативно-правовым актам МВД России, регламентирующим административную деятельность территориальных органов внутренних дел по субъектам РФ, территориальных органов внутренних дел по районам, органов внутренних дел на транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях и режимных объектах.

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Укажите и проанализируйте алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел по следующим направлениям (на примере любых типичных си­туаций):

- защите личности, общества, государства от противоправных посяга­тельств;

- предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

- выявлению и раскрытию преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- розыску лиц;

- производству по делам об административных правонарушениях, исполнению административных наказаний;

- обеспечению правопорядка в общественных местах;

- обеспечению безопасности дорожного движения;

- контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

- охране имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

- государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществлению экспертно-криминалистической деятельности.

2. Определить следующие термины и понятия, законспектировать их в рабочей тетради:

- система органов внутренних дел РФ;

- правовое положение; Министерство внутренних дел России;

- Центральный аппарат МВД России; функции по управлению;

- Главное управление МВД России по федеральному округу;

- полиция.

 

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты, акты судебных органов

1. Конституция Российской Федерации. 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

8. Федеральный закон от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006» г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму».

11. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

12. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об

утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики

Российской Федерации до 2020 года».

13. Указ Президента РФ от 1 марта 2011г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

14. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

15. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».

16. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253 «Об утверждении переч­ня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по коор­динации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независи­мых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий».

17. Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».

18. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».

19. Приказ МВД России от 10 июля 2013 г. № 535 «Об утверждении Ти­пового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районом уров­не».

20. Приказ МВД России от 1 июля 2011 г. № 784 «Об утверждении Положения об управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу».

21. Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районом уровне».

22. Приказ МВД России от 20 апреля 2011 г. № 333 № «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

23. Приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте».

24. Приказ МВД России от 1 июля 2011 г. № 784 «Об утверждении Положения об управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу».

25. Приказ МВД России от 10 июля 2013 г. № 535 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районом уровне».

Основная литература

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

 

Перечень докладов, сообщений и рефератов

1.Деятельность полиции: понятие, основные признаки.

2.Назначение полиции и принципы ее деятельности.

3. Состав и организация деятельности Коллегии МВД России.

4. Полномочия руководителя Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу по осуществлению административной деятельности.

5. Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и режимных объектах.

6. Задачи внутренних войск МВД России по реализации функций административной деятельности.

7. Основные формы взаимодействия полиции и следственных подразделений при осуществлении административной деятельности.

 

Тема 5. Обязанности и права полиции и ее сотрудников

 

Практическое занятие - 4 часа

 

Контрольные вопросы

1. Обязанности и права полиции как основной элемент ее правового ста­туса. Их правовое закрепление.

2. Классификация прав и обязанностей полиции.

3. Механизм реализации обязанностей и прав полиции.

 

Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия: закрепление знаний и проверка качества усвоения обучающимися основных положений темы об обязанностях и правах полиции и ее сотрудников; о классификации прав и обязанностей полиции и механизме их реализации.

При подготовке к семинарскому занятию обучающиеся должны уметь сформулировать обязанности и права полиции, как основного элемента ее правового статуса (их правовое закрепление); классификацию прав и обязанностей полиции, а также механизм их реализации.

Права и обязанности полиции регламентированы в главе 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Данная глава состоит из двух статей: статьи 12 «Обязанности полиции» и статьи 13 «Права полиции».

Указанная глава подробно регламентирует права и обязанности сотрудников органов внутренних дел. Их полномочия, ранее прописанные в различных законодательных и подзаконных нормативных актах с изданием ФЗ «О полиции» собраны в один федеральный закон, а также в данном законе права и обязанности полиции изложены более подробно, чем в аналогичных нормах Закона «О милиции». Обучающимся необходимо уметь соотнести нормы ФЗ «О полиции» с нормами Закона «О милиции», касающиеся прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел.

Еще одной особенностью закона является тот момент, что ФЗ «О полиции» предусматривает возможность возложения на полицию иных обязанностей, которое может быть осуществлено только путем внесения изменений в указанный федеральный закон.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

1. Каков порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

2. Укажите порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных пра­вовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

 

Перечень докладов, сообщений и рефератов

1. Гарантии обеспечения административной деятельности сотрудников полиции.

2. Проблемы в реализации прав сотрудника полиции.

 

 

Решение практических задач

Задача № 1

Постовой полицейский в воскресный день нес службу по охране общественного порядка у водоема. Проходя недалеко от пляжа, он услышал крик о помощи. Подбежав к пляжу, сотрудник полиции увидел, что мужчина выносит из воды девушку, не подающую признаков жизни.

Как должен поступить сотрудник полиции?

Задача № 2

Во время несения службы сотрудник полиции увидел, что автомобиль во время движения совершил наезд на стоявшую около обочины автомашину. При проверке документов водитель предъявил национальный паспорт иностранного государства.

Как должен действовать сотрудник полиции?

Задача № 3

К наряду полиции в ночное время обратилась гражданка, сообщив, что ее изнасиловали в парке двое неизвестных.

Как должен действовать наряд полиции?

Задача № 4

Дежуривший вблизи рынка сотрудник полиции обнаружил среди торгующих фруктами лицо, приметы которого совпадают с приметами разыскиваемого преступника.

Как должен поступить сотрудник полиции?

Задача № 5

Граждане сообщили сотруднику полиции, что на автобусной остановке упала женщина, потеряв сознание. Должностное лицо порекомендовало им вызвать скорую помощь.

Как должен был поступить сотрудник полиции?

Задача № 6

Сотрудникам полиции, несущим службу на маршруте патрулирования, стало известно от водителя проезжавшей автомашины о том, что неподалеку произошла авария, в результате которой имеются пострадавшие, а на дороге образовалось скопление автотранспорта, мешающее движению.

Что должен предпринять наряд полиции?

Задача № 7

В вечернее время гражданин сообщил сотруднику полиции, возвращающемуся после службы домой, что на чердаке дома, где проживает заявитель, собралась группа подозрительных неизвестных лиц. Сотрудник полиции принял решение совместно с гражданином осмотреть чердак.

Правильно ли поступил сотрудник полиции? Ответ обоснуйте.

 

Рекомендуемые источники

Нормативные правовые акты, акты судебных органов

1. Конституция Российской Федерации. 1993 г.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3.

4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

7. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

9. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействия экстремистской деятельности».

10. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».

11. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

12. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

14. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности».

15. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

16. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

17. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

18. Федеральный закон от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 30 ноября 2011г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

20. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».

21. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

22. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

23. Указ Президента РФ от 1 марта 2011г. №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

24. Постановление Правительства от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

25. Постановление Правительства РФ от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения».

26. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

27. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции».

28. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 81 дсп «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах».

29. Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

30. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

31. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 676 «Об утверждении Ин­струкции по организации работы централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны».

32. Приказ МВД России от 7 июля 2011 г. № 820 «Вопросы полномочий некоторых должностных лиц МВД России».

33. Приказ МВД России от 6 февраля 2012 г. № 88дсп «О

совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел и внут­ренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

34. Приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан».

35. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

36. Приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 «О

совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей».

37. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

38. Приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации».

39. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах министерства внутренних дел российской федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

Основная литература

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

Дополнительная литература

1. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.Г1. Соловей и др.: [Электронный ресурс] - электронные данные. - Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. - 2012. - Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Барсуков С.П., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2011. - 640 с.

3. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». - М.: Московская финансово-промышленная академия, 201 1. - 384 с.

 

 

Тема 7-8. Формы и методы административной деятельности полиции. Административный надзор полиции

 

Семинарское занятие - 2 часа

 

Учебные вопросы

1. Понятие и виды функций административной деятельности ОВД (полиции). Понятие и виды форм административной деятельности ОВД (полиции).

2. Правовые формы административной деятельности ОВД (полиции). Неправовые формы административной деятельности ОВД (полиции) и их значение.

3. Понятие и виды методов административной деятельности полиции. Убеждение в административной деятельности полиции. Меры принуждения в административной деятельности полиции.

4. Понятие, виды и методы административного надзора полиции.

5. Осуществление полицией надзора за соблюдением общеобязательных правил и норм.

6. Осуществление полицией надзора за соблюдением лицами, освобож­денными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно установленных для них судом запретов и ограничений.

 

Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия: закрепление знаний по теме, проверка качества усвоения обучающимися ее основных положений о функциях, формах административной деятельности ОВД (полиции), формирование навыка владения административно-правовой терминологией, методах административной деятельности ОВД (полиции), сущности и формах убеждения, понятии и мерах принуждения в административной деятельности полиции; формирование навыка владения административно-правовой терминологией.

При подготовке к семинарскому занятию обучающимся необходимо усвоить, что содержание административной деятельности полиции, смысл и назначение которой наиболее полно раскрываются при рассмотрении практической реализации ее функций. Рассматривая функции полиции как определенные направления ее деятельности, следует отметить их обособленность, однородность и нацеленность действий.

Функции полиции обусловлены объективными факторами. Количество и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государство ставит перед полицией. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В административной деятельности можно выделить два больших блока функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных - это внутриоргани- зационные и внешние функции.

При этом необходимо знать, что задачи полиции решают в единстве все службы и подразделения в присущих им формах и методах, административные функции в определенной мере выполняют и сотрудники оперативных подраз­делений. Предупреждая и пресекая преступления и административные право­нарушения, оперативные работники, руководствуясь административно­правовыми нормами, задерживают и доставляют в полицию правонарушителей, проводят профилактические беседы, применяют специальные средства и огне­стрельное оружие. В связи с этим выделяются общие, специальные и вспомога­тельные функции.

Поэтому административную деятельность полиции можно определить как исполнительную и распорядительную деятельность по организации работы служб, подразделений, их личного состава и непосредственному практическому осуществлению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в административно-правовых формах, методах и способах.

Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе группы действий, посредством которых осуществляются функции. Как отмечалось выше, функции полиции представляют собой составные части ее внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются. Форма - это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление.

Различные формы административной деятельности полиции имеют определенный юридический аспект, отражающий их прямые связи с правовыми формами государственной деятельности, т.е. правотворчеством (нормотворчеством), правоприменением и охраной прав, а также с деятельностью, не имеющей правовых последствий (организационные мероприятия, материально-технические действия).

Обучающимся необходимо усвоить, что для анализа форм административной деятельности полиции указанная классификация приемлема, но с определенными оговорками. Дело в том, что создание норм права как специфическая правовая форма деятельности органов управления не характерно для полиции и органов внутренних дел в целом. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел имеет внутриведомственную направленность. Принимаемые ими нормативные акты адресуются только подчиненным и являются важным средством реализации содержащихся в законе правил с учетом особенностей решаемых задач.

Содержание метода дает ответ на вопрос о том, каким способом можно наиболее рационально достичь целей административной деятельности, реализации ее функций.

Необходимо знать, что методам административной деятельности свойст­венно отчетливое проявление в них властно-организующего характера испол­нительно-распорядительной деятельности. Это означает, что, во-первых, они реализуются в процессе государственной управленческой деятельности, во- вторых, в них находит свое выражение воля государства - основного субъекта социального управления, в-третьих, их содержание составляют предусмотрен­ные законом полномочия государственно-властного характера, в-четвертых, методы воздействия требуют соответствующего, как правило, юридического оформления.

Осуществляя задачи и функции административной деятельности с помо­щью своих методов, соответствующие службы полиции, их сотрудники, воз­действуют на управляемых субъектов различными способами: вынесением ин­дивидуальных предписаний конкретным участникам отношений в сфере охра­ны общественного порядка; решением в одностороннем порядке администра­тивно-управленческих вопросов, возникающих по инициативе полиции; уста­новлением надзора (наблюдения) за поведением участников управленческих отношений; использованием разного рода средств стимулирующего воздейст­вия на управляемые объекты; применением официальных предусмотренных за­коном мер принудительного характера.

Таким образом, в административной деятельности полиции используется множество способов решения ее задач и функций. Часть данных способов имеет внутреннее значение для служб и подразделений, осуществляющих административную деятельность. Поэтому такого рода способы деятельности характеризуются в качестве методов организации.

Особое внимание следует уделить изучению понятия и классификации мер административного принуждения, применяемых ОВД (полицией). Необходимо усвоить правовую основу их применения, фактические основания и пределы применения данных мер.

 

Задание для работы в часы самостоятельной подготовки

Определить следующие термины и понятия, законспектировать их в рабочей тетради: метод административной деятельности полиции; объект управления; использование метода; убеждение; административное принуждение; меры административного предупреждения; меры административного пресечения; меры административно-процессуального обеспечения; административное наказание; содержание административной деятельности ОВД (полиции); функция административной деятельности ОВД; внутриорганизационная деятельность ОВД; внешняя деятельность ОВД; форма административной деятельности ОВД (полиции); правоприменение; правоустановление; административно-правовой договор ОВД; акт управления ОВД (полиции); регистрационная административная деятельность ОВД (полиции); лицензионная и разрешительная деятельность ОВД (полиции); контрольно-надзорная административная деятельность ОВД (полиции).

 

Перечень докладов, сообщений и рефератов

1. Административные акты полиции: понятие и виды.

2. Содержание и правовое регулирование административно-правового договора в административной деятельности полиции.

3. Правотворчество, правоприменение, правоустановление в админист­ративной деятельности полиции.

4. Источники содержания (закрепления) форм административной дея­тельности полиции.

5. Установление и реализация органами внутренних дел административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы: проблемы и перспективы.

6. Субъекты административного надзора, осуществляемого полицией.

 

 

Практическое занятие - 2 часа

 

Решение практических задач

 

Задача № 1

Проживающий в Заводском районе г. Брянска и состоящий под административным надзором Леонтьев без уведомления органа внутренних дел выехал по личным делам на несколько дней в соседний Петровский район. Участковый уполномоченный полиции по месту проживания Леонтьева составил по его возвращении проток

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...