Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные виды заданий и игровых упражнений




а)Лото «Закрой картинку».

Материал — схемы предлогов, картинки, например: птич­ка в клетке, птичка, на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д.

Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картин­ку схемой предлога.

б) Игра «Закрой, не ошибись».

Материал — карточки с написанными на них предлога­ми; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д.

Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой.

в) Добавление предлога и падежной флек­
сии существительного в словосочетания с глаголами, на­
пример: влетела... (клетка); вылетела... (клетка); под­
летела... (клетка); пролетела... (клетка)
и т. д.

г) Дополнение предложения словосочета­
нием с предлогом.

Материал — картинки. Логопед читает начало предло­жения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кла­дет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки... (под шкаф). Петя поливает цве­ты... (из лейки). Оля вдевает нитку... (в иголку). Собака сидит... (за деревом) и т. д.

д)Игра «Исправь ошибку».

Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка чи­тал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». «Это правиль­но?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как ска­зать правильно?»; «Корова в реке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста».

е) Выполнение действий по инструкции.

Логопед предлагает ребенку внимательно послушать ин­струкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову; достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.).

Образование форм существительных множественного числа

Образование форм существительных множественного чис­ла проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множествен­ного числа; б) образование предложно-падежных конструк­ций существительных множественного числа.

Образование форм существительных множественного чис­ла осуществляется в следующей последовательнос­ти: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции).

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдель­ных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет.

Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

 

I этап — продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

II этап — менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

III этап — дифференциация грамматических форм.

Особое внимание на всех этапах работы уделялось нали­чию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования.

Закрепление падежных срорм существительных множественного числа

Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа

 

Грамматические формы Речевой материал
Дательный падеж
Окончания -ам/-ям
Ударное окончание -ам/-ямпри сохране­нии звуковой структу­ры основы начальной формы слова Безударное окончание -ам/-ямпри сохране­нии звуковой струк­туры основы началь­ной формы слова Существительные всех склонений :руки (ру­кам), ноги (ногам), воробьи (воробьям), жуки (жукам), глаза (глазам), рукава (ру­кавам), дома (домам), носы (носам), гвоз­ди (гвоздям), дубы (дубам), муравьи (мура­вьям), скворцы (скворцам), львы (львам), облака (облакам), врачи (врачам), зеркала (зеркалам), огурцы (огурцам) Существительные всех склонений: вороны (воронам), коровы (коровам), березы (бе­резам), девочки (девочкам),розы (розам), бабочки (бабочкам), кошка (кошкам), ку­рицы (курицам), куклы (куклам), медве­ди (медведям), автобусы (автобусам), котята (котятам), зайцы (зайцам), мальчики (мальчикам), кресла (крес­лам), деревья (деревьям), ведра (ведрам), кольца (кольцам), окна (окнам), поло­тенце (полотенцам), стулья (стульям), собаки (собакам), братья (братьям)

Творительный падеж

Окончания -ами/-ями


Ударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуко­вой структуры основы началь­ной формы слова

Безударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуко­вой структуры основы на­чальной формы слова


Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами),руки (руками), дома (до­мами), мячи (мячами), жуки (жу­ками), леса (лесами), врачи (врача­ми), ковры (коврами), карандаши (карандашами)

Существительные всех склонений: куклы (куклами), ведра (ведрами), полотенца (полотенцами), кресла (креслами), платья (платьями), стулья (стульями), березы (береза­ми), коляски (колясками), дятлы, (дятлами), белки (белками), тет­ради (тетрадями)


Родительный падеж

Окончания -ов/-ев


Ударное окончание -ов/-ев при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова

Безударное окончание -ов/ -ев при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова


Существительные мужского рода: дома (домов), коты (котов), пиро­ги (пирогов), волки (волков), шка­фы (шкафов), дубы (дубов), пауки (пауков), топоры (топоров), платки (платков), щенки (щенков), шары (шаров), воробьи (воробьев), ручьи (ручьев), муравьи (муравьев)

Существительные мужского рода: мальчики (мальчиков), тигры (тиг­ров), стулья (стульев), дятлы (дят­лов), маки (маков), зайцы (зайцев).

Существительные среднего рода: платья (платьев), деревья (деревь­ев), крылья (крыльев)


 

Нулевое окончание
Нулевое окончание при со­хранении звуковой структу­ры основы начальной фор­мы слова Нулевое окончание при из­менении звуковой структу­ры основы начальной фор­мы слова Существительные женского рода 1 склонения: коровы (коров), розы (роз), вороны (ворон), собаки (со­бак), книги (книг), березы (берез). Существительные среднего рода: зер­кала (зеркал), яблоки (яблок), коле­са (колес), гнезда (гнезд) Существительные женского рода 1 склонения: сумки (сумок), куклы (кукол), ромашки (ромашек), белки (белок), сестры (сестер), скамейки (скамеек), ветки (веток) Существительные среднего рода: крес­ла (кресел), окна (окон), письма (пи­сем), блюдца (блюдец), кольца (колец)
Окончание-ей
Ударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: пни (пней), врачи (врачей), шалаши (шалашей), камни (камней), гуси (гусей), кирпичи (кирпичей), ежи (ежей), ножи (ножей) Существительные женского рода • 3 склонения: мыши (мышей), печи (пе­чей), лошади (лошадей), двери (две­рей), свечи (свечей), дочери (дочерей) Существительные среднего рода: уши (ушей), поля (полей), моря (морей)
Безударное окончание -ей при сохранении звуковой структуры основы началь­ной формы слова Существительные мужского рода: медведи (медведей), портфели (пор­тфелей) Существительные женского рода 3 склонения: тетради (тетрадей), кровати (кроватей), медали (меда­лей), ель (елей)

 

Предложный падеж

Окончание -ах/-ях


Ударное окончание -ах/ -ях при сохранении зву­ковой структуры основы начальной формы слова

Безударное окончание -ах/-ях при сохранении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова


Существительные всех склонений: рука­ва (рукавах), столы, (столах), ноги (но­гах), дожа (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), мячи (мячах), лошади (ло­шадях), руки (руках), петухи (пету­хах), зеркала (зеркалах), пни (пнях)

Существительные всех склонений: сту­лья (стульях), клетки (клетках), де­вочки (девочках), сумки (сумках), ко­тята (котятах), лопаты (лопатах), мальчики (мальчиках), бабочки (бабоч­ках), книги (книгах),реки (реках), вед­ра (ведрах), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (ва­зах), платья (платьях)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...