Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации органам исполнительной власти федерального уровня

Рекомендации органам исполнительной власти, осуществляющим деятельность в сфере образования, по дальнейшему использованию результатов аналитического исследования системы граждановедческого образования

Результаты аналитического исследования системы граждановедческого образования, проведенного среди учащихся 8-х классов, позволяют диагностировать сложившуюся ситуацию в области граждановедческого образования в Российской Федерации, способствовать системному мониторингу общего состояния обществоведческого образования, выявить имеющиеся проблемные зоны и разработать рекомендации органам исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в сфере образования, по дальнейшему использованию полученных материалов. Могут быть выделены основные области, к которым относятся сформулированные рекомендации: структура обществоведческого и граждановедческого образования, содержание образования, система высшего и дополнительного профессионального образования педагогов (подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов), мониторинговые исследования и оценка качества образования, методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Аналитическое исследование системы граждановедческого образования, проведенное в 2016 году, показало общее состояние, позволило выявить существующие в этой области проблемы и представило материал для формулирования конкретных рекомендаций по повышению качества граждановедческого образования. Представленные рекомендации направлены на совершенствование деятельности органов управления образованием в системе исполнительной власти в различных направлениях - оценка качества образования, проведение системных мониторинговых исследований, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие социального проектирования в системе образования, повышение профессиональной компетентности педагогов. Рекомендации имеют комплексный характер, акцентируют внимание на организацию как учебной, так и воспитательной работы, способствуют межпредметной интеграции, повышению эффективности проектной деятельности обучающихся, реализации метапредметных подходов в образовании, повышению мотивации обучающихся, конструктивному взаимодействию образовательных организаций с родителями и социокультурным окружением, адекватной экспертизе педагогической деятельности с позиций ценностей и принципов граждановедческого образования.

Рекомендации обращают внимание на ряд направлений деятельности исполнительных органов власти в рамках граждановедческого образования:

- внесение изменений в области профессионального развития педагогов и повышения компетентности в области граждановедческого образования;

- поддержка сотрудничества и взаимодействия различных участников образовательного процесса и представителей социокультурного окружения в области становления гражданских качеств школьников;

- изменение нормативно-правовой базы образования в соответствии с компетенцией органа исполнительной власти;

- разработка шагов по развитию проектной деятельности с акцентом внимания на социальное проектирование в образовании;

- анализ и оценка образовательной ситуации в области граждановедческого образования;

- обращение внимания на повышение мотивации школьников в граждановедческом образовании;

- разработка эффективных процедур оценивания достижений обучающихся в области граждановедческого образования;

- внесение корректив в содержание и повышение качества граждановедческого образования.

Особенностью и уникальностью граждановедческого образования является невозможность его сведения к конкретной дисциплине школьного цикла (обществознанию, праву и истории). Актуальным и значимым в современном мире становится обращение особого внимания на гражданское становление молодого поколения. Гражданская ответственность и зрелость гражданских ценностей является залогом стабильности и перспективности политического, экономического, социального и культурного развития любой страны. В связи с этим изменения в системе граждановедческого образования требуют комплексного и системного характера. Они должны иметь четкую и долгосрочную стратегию, целеполагание, носить практико-ориентированный характер и иметь аналитическое, информационное и научно-методическое сопровождение. Граждановедческое образование невозможно свести к преподаванию отдельных школьных дисциплин, так как оно обращено и к содержанию литературы, мировой художественной культуры, основ безопасности жизнедеятельности, иностранного языка, биологии, географии и других школьных предметов.

По результатам аналитического исследования системы граждановедческого образования может быть выделен ряд направлений системных преобразований:

- усиление граждановедческой направленности в разработке практических действий по реализации Стратегии развития воспитания и других государственных программах в области поддержки молодежи;

- организация воспитательной деятельности школы с акцентом на гражданскую составляющую и практические действия школьников в области гражданской активности и самореализации в практике общественно значимых дел;

- соотнесение граждановедческих знаний в различных школьных предметах для систематизации и преодоления отрывочности и межпредметной автаркии;

- развитие межпредметной интеграции и метапредметного подхода в системе граждановедческого образования с учетом современных научных достижений и тенденций общественных изменений в стране и мире;

- выдвижение гражданского воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях общественных перемен в качестве приоритетного направления;

- консолидация внеклассной и внешкольной воспитательной работы в области граждановедческого образования;

- учет мнения школьников при выборе направлений развития (в том числе и при разработке актуальных проектов);

- переход от теоретизации и морализации в гражданском воспитании к практическим действиям школьников, в которых проявляется их гражданская ответственность;

- ориентация на интересы и потребности школьников при постановке перед ними задач по решению значимых социальных проблем на основе ненасилия, уважения окружающих людей и гражданской активности;

- поддержка атмосферы диалога и сотрудничества в образовательных организациях, конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса для эффективного гражданского становления личности;

- усиление в педагогической практике преподавателей подходов, позволяющих развивать способность к аргументации своей позиции и стремление мирно и осмысленно разрешать конфликтные ситуации, понимать интересы окружающих и толерантно относиться к различным позициям, взглядам и культурным особенностям;

- конструирование структуры демократической школы и активного участия молодых граждан в общественной жизни как элемента гражданского общества (через систему общественных организаций школьников, выработку школьных конституций и законов, проведение выборов в школьный парламент и т. п.);

- особое внимание уделять языковой культуре и речевой грамотности современного школьника не только в преподавании школьных курсов филологического направления, но и в других предметных областях (умение выразить свою мысль и понимать написанное развивают не только занятия русским языком, но и другие учебные дисциплины);

- в различных школьных предметах обращать внимание на развитие логического мышления, умение устанавливать логические, в том числе причинно-следственные связи;

- способствовать росту активности и интереса молодежи к участию в социальных проектах и волонтерском движении гражданской направленности;

- в процессе преподавания эффективно использовать активные и интерактивные подходы, позволяющие школьникам вносить конструктивные предложения, сотрудничать друг с другом, получать навыки гражданского взаимодействия.

В качестве перспективных линий для продолжения исследований и аналитической работы в области содержательной и методической поддержки граждановедческого образования могут быть названы следующие направления деятельности:

- организация системной работы в области диагностики и мониторинг ситуации в граждановедческом образовании (в том числе по научно-исследовательским работам и проектам с выработкой практических решений);

- определение ключевых возрастных групп для проведения исследований, позволяющих придать им лонгитюдный характер (например, среди учащихся 4-х, 9-х и 11-х классов, а также студентов высших учебных заведений);

- создание словаря ключевых терминов в области граждановедческого образования (в связи с недостаточным пониманием его особенностей и характеристик);

- при разработке новой концепции преподавания обществознания в современной российской школе включить более полно граждановедческие компоненты;

- использовать результаты исследования в контрольно-измерительных материалах;

- развивать систему социального проектирования школьников, опираясь и расширяя опыт проведения Всероссийской акции «Я – гражданин России», выстраивая комплексную работу от муниципального до федерального уровня;

- обратить особое внимание на вопросы гражданственности и патриотизма в преподавании истории, литературы и других учебных дисциплин;

- способствовать созданию новых научно-методических разработок в области граждановедческого образования;

- обобщить теоретические положения и практические рекомендации в области граждановедческого образования в рамках создания материалов под рубрикой «Библиотека гражданского образования» (в электронном и печатном форматах);

- развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства в области граждановедческого образования (передача опыта черед систему мастер-классов, тренингов и консультаций).

Значимой является разработка понятийного аппарата граждановедческого образования на принципах метапредметности, релевантности, научности, актуальности (значимости), адекватности, краткости, педагогической применимости и междисциплинарной интеграции.

Аналитическое исследование выявило проблемы, существующие в граждановедческом образовании. Основными среди них могут быть названы следующие:

- недостатки в организационной культуре руководителей образовательных организаций, педагогов и учащихся;

- недостаточный уровень гражданских навыков у современных школьников;

- проблемы с пониманием учащимися и педагогами происходящих общественных процессов в мире и стране;

- существующие проблемы сотрудничества и командного взаимодействия (между руководителями, педагогами и учащимися);

- трудности в аргументации школьниками своей позиции, отделении фактов от субъективных мнений.

Результаты проведенного аналитического исследования выявили проблемы в области граждановедческого образования, что позволяет сформулировать рекомендации органам исполнительной власти по его развитию в дальнейшем. Сформулированные рекомендации помогут развивать систему граждановедческого образования в России, выделить пути ее совершенствования и повысить эффективность образовательной деятельности в гражданском становлении подрастающего поколения. Требуется активнее использовать ресурсы социокультурного окружения в области граждановедческого образования: библиотеки, музеи, учреждения культуры и т. п.

Следует обратить внимание на то, что программы граждановедческих дисциплин должны быть направлены на использование сравнительных подходов в преподавании, включать обсуждение общих вопросов и тем современного развития, учитывать важность открытости мнений по поводу событий и фактов, толерантного отношения к различным позициям и взглядам, акцентировать внимание на понимание, а не запоминание, включать межпредметные связи и размышление о ценностных ориентирах личности, опираться на социальный опыт учащихся при рассмотрении вопросов общественной жизни.

 

Рекомендации органам исполнительной власти федерального уровня

Направления совершенствования граждановедческого образования Рекомендации и предложения по совершенствованию граждановедческого образования
Анализ образовательной ситуации в области граждановедческого образования Диагностика и мониторинг среди различных возрастных групп обучающихся
Анализ учебников и учебной литературы с позиции граждановедческой составляющей, разработка аналитических материалов и рекомендаций (экспертам, представителям издательств и авторам)
Экспериментальные (стажировочные) площадки федерального уровня по граждановедческому образованию, позволяющие проводить экспериментальную и аналитическую работу в области граждановедческого образования
Создание словаря понятий, обращающего внимание на ключевую терминологию в области граждановедческого образования
Изменение нормативно-правовой и ресурсной базы в области граждановедческого образования Включить в стратегию развития воспитания в Российской Федерации вопросы граждановедческого образования
Усилить граждановедческие элементы в разрабатываемой концепции преподавания обществознания в Российской Федерации
Разработать концепцию гражданского образования, акцентирующую внимание на работу в данном направлении
Развитие проектной деятельности с акцентом на социальное проектирование в образовании Развитие социального проектирования в образовании и создание системы связанных между собой мероприятий и событий, способствующих его поддержке
Выделить работу в области формирования общероссийской гражданской идентичности в отдельное направление, основанное на социальном проектировании
Совершенствование системы профессионального развития педагогов и повышение их компетентности в области граждановедческого образования В систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов более широко включать граждановедческие компоненты, опирающиеся на требования ФГОС по формированию активного гражданина России
Разработка рекомендаций по повышению организационной культуры через изменение структуры современного занятия, изменения подходов к организации мероприятий в системе образования, включение ожидаемых (планируемых) результатов в разных направлениях педагогической деятельности
В рамках всероссийских педагогических профессиональных конкурсов включать вопросы граждановедческого образования в конкурсные задания и отчетные материалы
Использовать граждановедческую тематику в заданиях в рамках конкурсов педагогического мастерства педагогов
Мотивация обучающихся в области гражданской компетентности Возобновить практику проведения Всероссийской олимпиады по граждановедческим дисциплинам, воспользовавшись имеющимся опытом проведения таких олимпиад в 2006 году
Повышение эффективности в области сотрудничества и взаимодействия Поддерживать открытость образовательных организаций для представителей местного сообщества
Способствовать сетевому взаимодействию и социальному партнерству образовательных организаций в граждановедческом образовании
Разработать общие педагогические подходы и методические принципы по использованию социокультурной среды (музеев, библиотек, театров, выставок и т. п.), а также возможностей информационного пространства в образовании
Определить на федеральном уровне лицо, ответственное за вопросы граждановедческого образования и эффективность воспитания молодого поколения граждан России
Обратить внимание на повышение эффективности механизмов обратной связи в гражданском образовании
Изменение содержания граждановедческого образования Интегрировать понятия граждановедческого образования («достоинство», «толерантность», «гуманизм», «гражданственность», «патриотизм» и др.) в предметное содержание различных школьных дисциплин
Совершенствование системы оценивания результатов в области граждановедческого образования Разработать инструментарий по оценке качества граждановедческого образования на разных уровнях образования и для разных возрастных категорий с учетом особенностей российской системы образования и психолого-педагогической целесообразности (4-е, 9-е и 11-е классы)
Готовить ежегодные отчеты по развитию системы граждановедческого образования в России на основе региональных мониторингов (создание единой системы и общих подходов)
Провести национальное исследование результатов граждановедческого образования в системе профессионального образования

 

Рекомендации могут быть сделаны по совершенствованию существующих учебников по обществознанию, праву и экономическим дисциплинам:

- усилить внимание при рассмотрении вопросов принципов демократии, рыночных отношений, гражданского общества, конструктивного сотрудничества и миролюбия;

- особое внимание обратить на экономические вопросы и повышение финансовой грамотности учащихся;

- использовать международную символику для иллюстрации теоретических вопросов и обращать внимание на знание учащимися важных международных и отечественных символов, а также понимание проблем, которые решают те или иные организации;

- обратить внимание на важные для современного школьника вопросы общественно-политической жизни при формулировании названий тем, учитывать интересы и потребности школьников для повышения их мотивации в обсуждении содержательных вопросов;

- включить использование иллюстраций, в том числе рисунков или фотографий, графиков, диаграмм, таблиц, схем, в качестве обязательных требований ко всем учебникам обществознания (при условии, что будут сформулированы задания, позволяющие работать с ними);

- включать в тематическое изложение афоризмы, художественные тексты, проблемные вопросы, ситуации и т. п. для расширения мотивационного потенциала содержания учебной литературы;

- повысить потенциал проблемности учебных текстов, а также включать альтернативные позиции и мнения по рассматриваемым вопросам;

- увеличивать количество заданий творческого и дискуссионного характера;

- включать статистические данные, позволяющие иллюстрировать основные теоретические положения, а также давать возможность пользоваться виртуальными ресурсами для поиска дополнительной информации статистического характера (предлагать адреса сайтов или названия организаций, которые проводят подобные исследования);

- в понятийный аппарат обществознания включить темы граждановедческой направленности;

- обращать особое внимание на работу учащихся с текстами, помещая к ним вопросы и задания, предлагая проводить сравнение позиций на основе рассмотрения двух и более текстов;

- особое внимание обращать на повышение организационной культуры учащихся, помещая инструкции по работе с учебником, особые графические символы, выделения и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...