Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛИГАЦИОННЫМ ЗАЙМОМ

Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия

Определение целей привлечения облигационного займа

Оценка собственного кредитного рейтинга 4 )| Определение объема эмиссии облигаций

Определение условий эмиссии облигаций 6)1 Оценка стоимости облигационного займа

7)|Определение эффективных форм андеррайтинга Формирование фонда погашения облигаций

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия.Выбор облига­ционного займа в качестве альтернативного источника привлечения предприятием заемных средств может быть продиктован в первую очередь низкой стоимостью этого вида заемного капитала и услови­ями быстрого размещения предполагаемой эмиссии облигаций на фон­довом рынке. Оба эти условия связаны с состоянием конъюнктуры фондового рынка и уровнем инвестиционной привлекательности на­мечаемых к эмиссии облигаций. Поэтому принципиальное решение об эмиссии облигаций может быть принято лишь .на основе всесто­роннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих облигаций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка, проводимый в этих це­лях, включает изучение состояния спроса и предложения по долго­вым ценным бумагам разных видов, характера обращения облигаций других предприятий, условий их эмиссии, динамики уровня цен их котировки, объемов продаж облигаций предприятий новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является выявление диапазона стоимости привлечения облигацион­ного займа, определение уровня чувствительности реагирования фон­дового рынка на появление новой эмиссии облигаций предприятия и оценка потенциала поглощения рынком этой эмиссии.

Оценка инвестиционной привлекательности своих облигаций проводится с позиций возможных условий их эмиссии и возможного их кредитного рейтинга на фондовом рынке. В процессе оценки опре­деляются минимальные параметры условий эмиссии облигаций пред­приятия, обеспечивающие высокий уровень их инвестиционной при­влекательности в сравнении с обращающимися на фондовом рынке долговыми ценными бумагами других эмитентов.

2. Определение целей привлечения облигационного займа.К облигационному займу предприятие прибегает, как правило, в целях финансирования своего стратегического развития при ограниченном доступе к другим альтернативным источникам привлечения долгосроч­ного заемного капитала. Основными из этих целей могут быть:

• региональная диверсификация операционной деятельности предприятия, обеспечивающая увеличение объема реализации про­дукции;

• реальное инвестирование (модернизация, реконструкция и т.п.), обеспечивающие быстрый возврат вложенного капитала за счет при­роста чистого денежного потока;

• иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции заемного капитала, привлечение которого из других источников за­труднено.

3. Оценка собственного кредитного рейтинга.Потенциал раз-

мещения облигационного займа и его стоимость существенно зави­сят от кредитного рейтинга предприятия, определяющего реальный уровень его кредитоспособности с позиций возможного кредитного риска для инвесторов. Уровень кредитного рейтинга предприятия (а соответственно и эмитируемой им облигации) формирует на фондо­вом рынке соответствующий размер „кредитного спрэда", т.е. раз­ницу в уровне доходности и ценах котировки между эмитируемой и так называемой „базисной облигацией" (в качестве базисной прини­мается обычно государственная облигация, эмитированная на ана­логичный период). Высокий уровень кредитоспособности предприя­тия и его надежная репутация как заемщика позволяют свести к минимуму кредитный спрэд, который эмитент дополнительно платит за размещение облигационного займа. И наоборот — низкая кредито­способность предприятия (а соответственно и низкий кредитный рей­тинг его облигаций) определяет необходимость увеличения размера кредитного спрэда для обеспечения реализации облигационного зай­ма. Только в этом случае будет обеспечена инвестиционная привле­кательность облигации для инвестора, доход которого формируется как совокупность доходности базисной облигации и кредитного спрэда.

4. Определение объема эмиссии облигаций.При определе­нии объема эмиссии облигаций следует исходить из ранее рассчи­танной общей потребности предприятия в заемном капитале и воз­можностей его формирования из альтернативных источников. В процессе определения этого объема необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательными нормами предприятия могут выпус­кать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда.

5. Определение условий эмиссии облигаций,формирование условий эмиссии является наиболее сложным и ответственным эта­пом управления облигационным займом. Эти условия определяют уро­вень удовлетворения целей привлечения заемных средств, степень инвестиционной привлекательности (а соответственно и реали­зуемости) облигаций предприятия на фондовом рынке, стоимость привлечения облигационного займа и т.п. К числу основных условий эмиссии облигаций относятся (рис. 9.11).

Номинал облигации.Он определяется с учетом основных кате­горий предстоящих их покупателей — наибольшие номиналы облигаций ориентированы на их размещение среди институциальных инвесторов, а наименьшие — на их продажу населению. С учетом объема эмиссии и номинала облигации устанавливается эмитируемое их количество.

Вид облигации.Определение вида облигации связано с целями привлечения облигационного займа (краткосрочные или долгосроч­ные облигации), а также с возможностями их размещения на фондо­вом рынке с учетом сложившихся требований к их инвестиционной привлекательности (облигации именные или на предъявителя; про­центные или дисконтные облигации).

Период обращения облигации.Он конкретизирует срок обра­щения облигаций в рамках избранного их вида — краткосрочных или

Другие специальные условия эмиссии облигации

 

Период обращения облигации

Вид облигации

Среднегодовой

Уровень

Доходности

(ставки процента)

Облигации

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ

Эмиссии

ОБЛИГАЦИИ

Порядок погашения облигации

Условия

Досрочного

Выкупа облигации

Порядок выплаты

Процентного

Дохода

Рисунок 9.11. Характеристика основных условий эмиссии облигаций предприятия.

долгосрочных. Конкретный период эмиссии определяется целями при­влечения заемного капитала из этого источника с учетом прогнози-руемости условий экономического развития страны и конъюнктуры фондового рынка.

Среднегодовой уровень доходности облигации (среднегодо­вая ставка процента по ней).Этот показатель формируется исходя из конъюнктуры фондового рынка и оценки уровня собственной кре­дитоспособности. При формировании среднегодового уровня доход­ности облигации учитываются следующие основные факторы:

• средняя эффективная ставка процента по аналогичным кре­дитным инструментам;

• средний уровень доходности базовых облигаций аналогичного вида;

• размер кредитного спрэда, определяемый уровнем кредитоспо­собности (кредитного рейтинга) предприятия;

• прогнозируемый темп инфляции;

• уровень спроса на аналогичные долговые фондовые инстру­менты;

• уровень ликвидности аналогичных долговых ценных бумаг на

фондовом рынке.

Сформированный среднегодовой уровень доходности облига­ции позволяет предприятию определить конкретные размеры процента или дисконта по ней.

 

Порядок выплаты процентного дохода. Это условие эмиссии характеризует периодичность выплаты процентного дохода инвесто­рам (в соответствии с установленной среднегодовой ставкой до­ходности по облигации), а также адреса мест, даты начала и прекра­щения выплаты этого дохода. По дисконтным облигациям доход выплачивается при их погашении.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.