Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление об основных тенденциях мирового развития по Ф.Фукуяме и С.Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.




1)Поражение СССР в хв и крушение биполярной системы МО, в которой определяющим фактором было противоборство во всех сферах двух антагонистических держав, подминавших под себя остальных;

2)становление новой системы МО – при этом неясно, какой характер она будет носить (однополярность, многополярность, круговой или пирамидальный);

3)новые определяющие факторы МО – глобализация, транснационализация МО и эрозия суверенитета государств, глобальная смена режима (3-я демократическая волна), диффузия культуры и полит форм;

4)триумф либеральной идеологии над коммунистической – конец глобального идеологического противостояния и другие факторы привели к формированию политико-проблемной ситуации, связанной с внесением концептуальной ясности относительно сути происходящих перемен в МО и складывания новой их системы. Конфликтно-цивилизационная модель Хантингтона и концепция “конца истории” американца Ф.Фукуямы. Основной тезис – конец хв означал окончательный глобальный триумф либерально-демократической модели, ведущей к формированию универсального гомогенного гос-ва (все страны стремятся к одному уровню развития) и в этом плане история как конфликт идеологий, развитие оптимальной общественной модели (ибо демократии, как показывает история, друг с другом практически не воюют, а дестабилизирующим фактором являются как раз авторитарные режимы) завершена. Причем конец истории – это в первую очередь триумф идеологии (ибо фактор культуры является одним из определяющих), а не столько конец материального противоборства. Достижение окончания хв – деидеологизация МО и мира – означает как раз победу одной идеологии. Два вызова либерализму – фашизм и коммунизм, которые усматривали в нем непреодолимые слабости и предлагали свой путь оптимизации общества, проиграли именно в силу неэффективности использования ресурсов и поражения в войнах. Остался лишь либерализм, элементы которого все остальные принимают на вооружение с целью обеспечить эффективность своих систем – 3-я “демократическая волна.” Фукуяма не отрицает противоречий либерализма – духовных или неспособности преодолеть национализм, или что сохраняется эгоизм нац интересов. Мир пока ещё разделен на пост-историческую и историческую части, и в последней наблюдается рост национализма и конфликтности. Но, согласно Фукуяме, мир однозначно вступает в новую фазу развития.

Хантингтон

В будущем источниками конфликтов будут не идеология или экономика, а культура. Наиболее значимые конфликты будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. При этом цивилизация понимается как некая культурная сущность; общность наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной идентичности людей (наличие общего языка, культуры, религии +самоидентификация людей).

После окончания х.в. в центр выдвигаются взаимодействия между Западом и незападными цивилизациями. Всего же их 8- Западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и африканская.

Почему столкновение неизбежно: 1) различия в языке, культуре, религии очень существенны 2) мир становится все более тесным, следовательно усиливаются взаимодействия между цивилизациями 3) ослабление нации-государства как источника самоидентификации 4) рост влияния Запада, его усиление в мире, поэтому незападные цивилизации возвращаются к своим корням 5) специфика культурных особенностей- их очень трудно сгладить 6) усиление экономического регионализма. Линия разлома пройдет по границе западной и исламской цивилизаций. Ислам пришел на смену коммунизму, а торжествующий либерализм не идеал, а лишь лучшая из альтернатив. В настоящее время Запад сплачивается, в будущем незападные цивилизации имеют 3 альтернативы: изоляция, сплочение с Западом или создание мощного противовеса Западу. Поэтому Запад, по мнению Хантингтона, должен сплотиться в рамках своей цивилизации, интегрировать в свой состав близкие цивилизации - страны Вост. Европы, Лат. Америки, расширить сотрудничество с Россией и Японией, сохранить свое военное превосходство в Азии и предотвращать разрастание локальных в полномасштабные конфликты.

№3

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия д.б. направлены на достижение целей:

-обеспечение надежной безопасности страны, -сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, -прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации; -воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами; -создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека; -формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах; -поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия; -всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом; -содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:

-глобализация мировой экономики; -усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), -развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке; -военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.

3 периода внешней политики РФ:

1) 1991-1994 (первые годы существования РФ, декларация о гос. суверенитете – июнь 1990; 1993 – новая конституция)

2) 1994-1999

3) 2000- нынешнее время.

Какие проблемы решались?

Возникла мысль, что покончили с коммунизмом. Первые задачи: в сжатые сроки построить свободное демократическое правовое общество с процветающей рыночной экономикой. Запад - наш главный политический и идеологический союзник в решении поставленных задач. Необходимость стратегического партнёрства по всем направлениям. Запад - наставник на пути успешных экономических реформ. Россия из опасного гиганта превратилась в зону западного процветания. Козырев: Россия должна учиться у западных экспертов. Украина договорилась, что в июне 93 года 200 ядерных боеголовок объявили собственностью Украины. С помощью США удалось вернуть их в Россию, а эта помощь была нужна западу. Россия заявляет, что возмущена нарушением прав человека на Кубе (Индия, Никарагуа). 1993 - Россия запрещает помощь всем зарубежным странам и вернуть долги. 1991 - Россия восстанавливает дипломатические отношения с Израилем. 1991 - «Белый дом», нестабильность. Дума: националисты и коммунисты получили большинство на выборах.

31 января-1февраля 1992 - визит Ельцина в США. Основа отношений в принципах:

Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников: отношения характеризуются дружбой и партнёрством; добиваются уничтожения остатков враждебности. 17 июля 1992 - совместное заседание палат в Вашингтоне - выступление Ельцина: прекращение поставок вооружения в Афганистан, нет больше практики двойных стандартов: хартия российско-американского партнёрства и дружбы. Направления: сокращение стратегического наступления вооружений, разговоры о системе защиты мира от опасности - Глобальная система защиты мира от опасности; уничтожение ядерных боеприпасов; США выделяет средства на покупку у России обогащённого урана, который Россия продаёт. Национальный доход России не дотягивает 10% до американского. Сейчас доля России в мировой торговле - 1%, США - 17%.

Итоги первого этапа: -У элиты завышенные ожидания, что США помогут нам с трудностями переходного периода и материально и на международной арене. Иллюзии в отношении возможностей России в международных делах. Переоценка своей роли в мире, иллюзия бескорыстности США. Начали вползать в финансовую зависимость от кредитных заведений запада. 1994 -- Козырев говорит, надо думать и о национальных интересах при осуществлении внешней политики. 1995 -- Дейтонские соглашения по балканскому вопросу. В России протесты против политики. 1996 - МИД Примаков; выпустили четыре открытых доклада.

 

№4 - №5 Концепция национальной безопасности РФ /2000/; Угрозы нац. безопасности

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Национальная безопасность России, как и любого государства, имеет два измерения – внутреннее и внешнее. В основе всех представлений о безопасности лежит понятие национальных интересов. Речь идет об интересах нации в социально-политическом смысле: о нации, сформировавшей свое общество и государство. Фактически концепция национальной безопасности дает ответ на вопрос о том, каким образом обеспечить национальные интересы. И Концепция национальной безопасности 1997 года, и новая редакция документа, утвержденная в январе 2000 года, состоят из четырех смысловых разделов: 1.Россия в мировом сообществе 2.Национальные интересы России 3.Угрозы национальной безопасности РФ 4.Обеспечение национальной безопасности РФ

Национальные интересы России рассматриваются как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Документ дает подробную дифференциацию внутренних и внешних национальных интересов. Ключевой внутренний интерес РФ лежит в области экономики и состоит в обеспечении устойчивого экономического развития страны: реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации. На угрозе терроризма в тексте 2000 г. сделан особый акцент. Для России эта угроза имеет и внутренний, и внешний аспект. Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Внутренняя сфера: состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Внешние: - стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ; - опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; - укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток; - возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; - распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; - ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств; возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств; притязания на территорию Российской Федерации; - экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

- активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.- подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства; - укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; - принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; - коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Приоритетной сферой обеспечения национальной безопасности – в соответствии с национальными интересами России – является сфера внутренняя и, прежде всего – экономическая. Особый акцент сделан на задаче отпора терроризму. Константой обеспечения национальной безопасности РФ во внешнеполитической сфере является проведение активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций РФ как великой державы. Второй константой является стремление РФ к сотрудничеству с другими влиятельными государствами и центрами силы на равноправной основе. Кроме того, подчеркивается курс на всемерное укрепление принципов МП и существующих механизмов обеспечения международной безопасности, в первую очередь – ООН и ОБСЕ.

*****

21 марта 1997: Клинтон + Ельцин подписали пять совместных заявлений.

1) По европейской безопасности

2) Параметры будущего сокращения ядерного вооружения

3) Противоракетная оборона

4) По химическому оружию

5) Основополагающий акт

Моргинтау (1904-1980) выдвинул в 1961 году теорию безопасности. Сторонник реализма: «Отношения между государствами строятся на национальных интересах».

· Объективность: географическое положение, количество населения, территория, военная развитость, научно-технические возможности. Национальный интерес может быть сиюминутным, а может быть долговременным.

Осмысленность

Концепция национальной безопасности: внешняя и внутренняя. Угрозы бывают внешними и внутренними; нужно найти способ преодоления угроз, определить место нашей страны в мире.

«Безопасность нации - модель общения мировых субъектов и превалирующих способов разрешения противоречий для конкретных исторических решений. Концепция - исторична, связана с национальными и международными аспектами безопасности и должна отвечать на вопрос о достижении межнациональной стабильности. Богатуров: «Безопасность - отсутствие угроз для выживания. Стабильность - способность компенсировать угрозы за счёт внутренних адаптационных возможностей системы. Тем стабильнее система, чем более адекватно обеспечение безопасности её участников.

1) Характер угроз в постбиполярном мире

2) Соотношение военных и невоенных методов

3) Соотношение геополитических и социально-экономических параметров

4) Существующие механизмы обеспечения безопасности

Угроза - ядерная война. Стабильность была в биполярном мире. Основная угроза - локальные конфликты, так как есть двойная угроза и ответственность; разделяет мировое сообщество в отношение конфликта. Оружие массового уничтожения, оружие массового поражения временно выводит людской потенциал из строя, «микроволновое оружие», которое может поражать все радиоэлементы.

Иерархия угроз:

Развитые демократии ни разу не воевали друг с другом. Теория гуманитарного вмешательства во времена Клинтона. Санкции ООН к Ираку: информационная война. Распад ССР: геополитически и социально-экономически мы стали слабее. Региональные и субрегиональные европейские группировки. Коллективная безопасность: конфедеративная и эксклюзивная.

История:

Трудность в том, что, ещё при СССР, ничего подобного не было. Когда нет врагов, некого вписывать. Над концепцией национальной безопасности работал Батурин.

В марте 1991 - обзор МИДА «Внешнеэкономическая и политическая деятельность СССР» - первое упоминание национальной безопасности. Понятие национальных интересов и национальной безопасности применяется ко всем национальностям. Декабрь 1993 - конституция РФ. Первая редакция появилась 17 декабря 1997. В 1996 -- Ельцин второй раз стал президентом. Он выдвинул версию национальной безопасности России, но его раскритиковали. 98-99 финансовый кризис; 17 августа Кириенко: «Россия банкрот и не может выплачивать долг». Март 1999 - Косово; США развернули военные действия; апрель 1999 - новая концепция НАТО; несмотря на то, что Россия не является противником, существует возможность действия в пределах своего территориального ареала. Август 1999 - нападение на Дагестан. Ноябрь 1999 - Саммит ОБСЕ, где была принята хартия национальной безопасности. Был поставлен вопрос о терроризме. Лето 1999 - Клинтон утвердил закон о развитии систем национальной ПВО. В результате концепция национальной безопасности появилась 10 января 2000. Подписана Путиным. Затем - военная доктрина. 2000 - руководство определилось со всеми концепциями.

КНБ - система взглядов на обеспечение безопасности в РФ личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Приоритеты:

1) Защита свобод, равенства и достоинства россиян

2) Обеспечение благоприятных внешних условий

3) Мобилизация финансовой и технической поддержки для создания эффективной рыночной экономики

4) Обеспечение рыночной способности экономики российскими производителями и защита их интересов на мировых рынках

5) Формирование принципиально новых, равноправных и выгодных мировых отношений со странами СНГ

6) Обеспечение за Россией роли в мировом балансе влияния, статус мировой державы.

КНБ 1997: -место РФ в мире; - национальные интересы; -угрозы безопасности; -обеспечение безопасности

КНБ 2000: КНБ 1997+ указание на глобальный терроризм, угроза в пограничной сфере (Китай, Япония), наркограницы; угрозы в информационной сфере: стремление некоторых стран к информационной гегемонии и опасность информационной войны.

Внешние угрозы:

1) стремление отдельных государств и военно-политических блоков принизить роль существующих механизмов по обеспечению международной безопасности

2) опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России

3) расширение НАТО на восток и возможность появления в непосредственной близости от границ РФ иностранных баз и войск

4) ослабление связи РФ с СНГ, появление и расширение конфликтов по периметру границ РФ и СНГ

5) притязания на территорию РФ

 

№ 6-7 Концепция внешней политики России /2000/

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими акторами внешнеполитической деятельности. Акторы - государства, зарубежные партии, всемирные и региональные международные организации. Усиливаются тенденции к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США.

КВП 93 (январь 93), КВП 2000 (июнь 2000)

КВП 93 - первый концептуальный документ РФ (играет роль объяснения, что произошло в РФ)

Направления:
1) страны содружества

2) Контроль за вооружениями и национальная безопасность

3) содействие экономической реформе

а) переориентация ВПК на гражданские нужды

б) международное сотрудничество

в) международная торговля и мировые рынки

КВП 2000

Общие положения:

1) Правовая база

2) Обстановка к 2000 году изменилась, и положения КВП 93 не оправдались

3) Высшие приоритеты внешней политики - защита личности, общества и государства

Цели:

1) Обеспечение безопасности

2) Воздействие на мировые процессы

3) Создание благоприятных условий для экономического и социального развития

4) Создание «пояса добрососедства»

5) Поиск слияния с зарубежными странами

6) Содействие позитивному восприятию России за границей

· Усиливаются тенденции к созданию одномерной структуры мира при экономическом и силовом воздействии США.

· Усилилась роль международных институтов (G8, МВФ)

· Региональная и субрегиональная интеграция

· Тенденция сепаратизма

· Терроризм

Приоритеты России:

1) Достижение разумного баланса между целями и возможностями внешней политики

2) Формирование нового мироустройства (из эффективной деятельности ООН к усилению Большой Восьмёрки)

3) Укрепление международной безопасности (за счёт снижения фактора силы, сокращения объёма ядерного оружия, поддержания режима МКРТ, неприменимость таких понятий, как гуманитарная интервенция и ограничение суверенитета, а также за счёт миротворческой деятельности и борьбы с международным терроризмом).

4) Экономические направления

5) Права человека и международные отношения

6) Приведение законов России в соответствие с нормами международного права

7) Информационное сопровождение

8) Формирование и реализация внешней политики

Указ 375 (Ельцин) 1996: «О координирующей роли МИД России в проведении единой внешнеполитической линии РФ».

Угрозы:

1) Международный терроризм

2) ОМУ

3) Региональные конфликты

Приоритеты:

1) Предстоит сформировать эффективное стратегическое сотрудничество с СНГ, целостную и долгосрочную позицию нашего участия (поддержка интеграционных процессов, защита прав и интересов граждан) «Настало время по созданию специальных центров по работе с нашими соотечественниками»

2) Европа: геополитическое состояние изменилось под действием одновременных расширений НАТО и ЕС. Следует минимизировать потери и продумать, как найти преимущества, которые можно использовать.

3) США: общие проблемы - терроризм, поддержание стабильности, контроль за вооружениями; мало личных отношений.

4) Азиатско-тихоокеанский регион - важен для поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока

5) Центрально-восточная Европа, Африка, Латиноамериканский регион: «Нас там ещё помнят». Там находились наши рычаги воздействия. Следует формировать положительный образ РФ за рубежом.

№7Первая ВПК РФ была принята зимой 1992-1993гг. Она закрепила официально прозападный этап внешнеполитической концепции РФ (1992-1994гг).

Концепция внешней политики РФ от 1993г - четкий прозападный крен, включающий солидарность со всеми решениями Запада и копирование западной модели либерального общества.

В период с 1992-1996гг внешнеполитический курс РФ был ориентирован на общедемократические принципы. В январе 93г была принята первая Концепция ВП РФ, а в апрели 93г-Основные направления ВП России (приказом Ельцина).

Итак, базовые идеи этих документов таковы:

Национальный интерес- есть общедемократическая ценность, распространение этих ценностей на международной арене. Демилитаризация, не военное решение вопросов. Экономика

Основные приоритеты ВП РФ по КВП 1993г

Розоружение

Всемерное развитие СНГ (а на самом деле занимаются США- «Уровень отношения к США от партнерства к союзничеству» Партнер и союзник разный уровень разногласий, у партнера больше)

Европа, но не какой внятной политики по отношению к Европе. Но в то же время в Европе 90-х русофобия в Восточной Европе. Ставка на бесконфликтное сосуществование с Западом.

Азиатско-Тихоокеанский регион

В декабре 1993г прошли выборы в Думу и их результаты отчетливо показали несогласие большинства общества с прозападной моделью. Именно итоги выборов в Госдуму и ознаменовали собой начало переориентации на больший учет национальных интересов, крен в сторону патриотических ценностей. Но в целом процесс переориентации во ВП от прозападного курса к сбалансированному продолжался в течение 1994 года. Рубежом явился комплекс событий, произошедших в этот период, в том числе:

НАТО на Балканах: односторонние действия, нет консультаций с РФ, решения принимают без России, её ставят уже перед фактом. Расширение НАТО на Восток: в российском обществе оно оценивается как антироссийское

Односторонние действия в отношении Ирака.

Но сам Козырев начал поворот во внешней политике, уже в начале 1994г он сделал ряд серьезных заявлений на этот счет, в том числе главным приоритетом ВП РФ он называет сотрудничество с СНГ.

№8

ВШП РФ продолжает переживать стадию становления. Становление- разработка принципиальных основ ВШП. На фоне самоиндендитификации Р шло становление ВШП. 90- провозгл сув-т. Самоопределение- выработка общего мнения по базовым ценностям- общество на основе зап-либерал ценностей: 1-правовое гос; 2-идеологич плюрализм, отсутствие оф идеологии; 3-пол плюрализм, право на оппозицию; 4-экон плюрализм, разные формы соб-ти. 3 направления: 1-неозападники (часть Яблоко, Союз Правых Сил): Р д. от Зап взять лучшее, не повторять ошибок; 2-неославянофилы- Р не годится зап модель раз-я; 3- евразийство- Р особая цив-я, не зап и не вос.

91-94-период раннего Козырева(МИД).

отсутсвие явных противоречий в отш с Зап, вш\пол ориентация на Зап либеральные ценности с целью использовать финансовую поддержку и обосновать концентрацию ресурсов внутри страны, а также предотвратить внутр реакцию (в ответ Запад безоговорочно поддерживал Ельцина). налаживание дружест связей с СНГ. наиб резкий обвал связи с ЦВЕ. Освобождение от груза советск дипломатии, готовность к признанию прошлых ошибок. Измен в пол-ке Р в отш ЦВЕ, коммунист режимов, гос 3 мира. Не нужд в «ВЕ буфере», неприятие коммун режимов ЦВЕ.стагнация в отш с АТР, которые активиз-сь в послед годы при Горбачеве

Р уходит из регионов Ср и БлВос. 91 Ельцин запретил всю помощь заруб странам(Китаю)

принятие 1-ой концепции ВШП РФ 1993г- вводило в офиц оборот понятие ВШП, нац интересы, цели, задачи, понятие нац без-ти. Теория бесконфликт-ти развития Р и Зап. Р проводит сбалансированную и прагматическую вп, но при примате нац интересов.

Глобал Приоритетами: безопасность и стабильность в РФ, защита интересов россиян, сохранение влияния в мире, использование вп связей для укрепления внешн и внутр позиций.

Регион приоритеты: 1- СНГ на первом месте; 2- контроль над вооружениями и меж без-ть, курс на разоружение; 3- США- Р б. добиваться устойч раз-я отш с США с установкой на стратег партнерство, а в перспективе –на союзничество по всем сферамю; практические усилия сконцентрированы на: рос-ам отш. СНВ-2 1993г.; 4- Европа.

становление вш\пол сообщества РФ. 1993 принятие новой Конституции. Президентский статус ВШП, ВШП определяет президент, стратегическое решенеие принимает президент. К огранич права парл в сф ВШП. Единств-ое право парл- ратиф или нет договор. Косвен- принятие бюджета на ВШП Дея-ть.

94-96-период позднего Козырева.

накаплив противор в отш с Зап(США)

само понятие Зап диверсифец (США-Европа)отсутствие идеолог противор не означ отсут межгос-х противоречий очищение МИДа, Служб вш разведки от политич назначенцев, которые пришли в нач 90-х.95- оф закрепл координ роль МИДа в сф ВШП приоритет направление- СНГ. -При этом 1 из важ направл- пол-ка на европейск направл. 2 эл-та: 1-пол в отш НАТО, Р против процесс расширения 2-вз\д-е с ЕС. 94-СОгл о Прат и Сотруд м\у Р и ЕС. Отш с Зап ослож 1 чечен компан янв95.

-Другие направления осваиваем: АТР, Китай, Яп

-БлВос- пол-ка Р в стагнации.

97-99- с приходом в начале 96 в МИД Примакова, с которым ассоциируется неофиц доктрина о примате нац интересов, сбалансированной и многовекторной политике:

диверсиф по направ ВШП. Появление в кач оф концепции РФ- конц многополяр мира.

-СНГ сохран свою выс роль среди др приорит, но некая стагнация.

Затем следуют три равновеликие направления –

-АТР. Можно говорить о пол союзе Р и Китая. активно развив отш с Яп.

-Европа(наращ отш с ЕС. С 1 дек 97- в силу Соглаш СПС в 94),

-США (наиб пробл- отш с США. Возн попытки выйти из ПРО, война в Косово), но вместе с тем наметилась линия на противостояние гегемонизму США путем использования противовеса в качестве ЕС (ось Москва-Берлин-Париж) и 3-го мира (Москва-Пекин-Дели)

Что внес Примаков: 1- уравновсил зап и вос вектор, активиз-я на БлВ, сопредседатель мир процесса; 2- правовой подход к МО, отставив принцип МП, УООН; 3- идея демократизации, демилитариз МО.

Период Путина-Иванова. Приход Путина означает поворот к прагматизму и попытку улучшить имидж России.

1 период-лето99-осень 2001.

повыш вним рук-ва к ВШП чрезв обостр пробл в отш с США и сохран предвыбор риторики(критика Клинтона)

акт раз отш с Евр. 1 приор- ЕС актив П в отш СНГ Бл и СВ впервые появл нов акцент. формиров действ блока концепт док. 2000- К нац без-ти, к ВШП РФ, военная доктрина, доктрина инф без-ти.

2 период-переломный момент в связи с событиями 11 сент2001г. Новые акценты ВШП расставил Путин в реш в Греман бундегстаге: -стабил развит отш с ЕС. Открыв ряд проблем рабоч хар-ра: Калининград и расширение ЕС

Азия: межгос договора: с Кит, Монг, Вьетн, КНДР, БлВ, приоритет- ЮА, Пакист, Индия.

 

№9 Образование СНГ.

Экономические связи в бывшем СССР превосходили по ин­тенсивности связи между странами Европейского Союза. В Советс­ком Союзе в межреспубликанский обмен было вовлечено более 20% валового национального продукта, ЕС — 14%. Вновь образовавшиеся государства вступили в трудный этап становления национально-государственных суверенитетов и ради­кальной трансформации экономических систем. Воссоздание обще­го экономического пространства стало значимым стабилизирую­щим положение фактором.

Организационной основой этого процесса явилось образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Оно представляет собой добровольное объединение суверенных стран как самостоятельных и равноправных субъектов международного права в целях регулирова­ния международно-правовыми средствами, межгосударственными до­говорами и соглашениями политического, экономического, гумани­тарного, культурного, экологического и иного сотрудничества государств-участников. СНГ не обладает наднациональными полно­мочиями. Содружество создано в соответствии с Соглашением Респуб­лики Белоруссии, Российской Федерации и Украины от 8 декабря 1991г. (г. Минск), которые, будучи государствами — учредителями СССР в 1922 г, взяли на себя право констатировать прекращение его существования как субъекта международного права и геополи­тической реальности и объявили об образовании СНГ. 21 декабря 1991 г в г Алма-Ате был подписан Протокол к этому Соглашению,

зафиксировавший участие в СНГ Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстана, Киргизской Рес­публики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Рес­публики Узбекистан и Туркменистана. В декабре 1993 г. к нему присоединилась Грузия. Штаб-квартира Содружества находится в г. Минске.

В январе 1993 г. страны-участницы приняли Устав СНГ, фик­сирующий принципы, сферы, правовую базу и организационные формы деятельности этой организации с учетом практического опыта функционирования СНГ с момента его создания.

Принципами взаимоотношений в рамках СНГ провозглашены нормы, отвечающие международному праву: уважение государствен­ного суверенитета, равенство участников Содружества, неотъемле­мое право на самоопределение, признание территориальной целос­тности государств и нерушимости государственных границ, невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга и отказ от применения силы, уважение прав человека и основных свобод для всех, добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества и др.

СНГ открыто для присоединения к нему (с согласия всех его членов) других государств, разделяющих цели и принципы Содру­жества и принимающих на себя обязательства, вытекающие из Ус­тава.

Опыт функционирования института Содружества Независи­мых Государств убедительно доказывает, что в сложившихся после распада СССР условиях он, наряду с двусторонними переговора­ми, зарекомендовал себя весьма эффективной организационной формой цивилизованного решения на межгосударств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...