Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 9. Воля и мотивация - (2 часа).




Задания к семинарам 101, 102 группы. Каждый семинар (кроме темы «Темперамент и характер») – 1 пара.

Семинар 1. Мозг и психика (для студентов инклюзивного направления)

План:

1. Органические предпосылки развития психики.

2. Строение, функции, виды нейронов.

3. Функциональная морфология нервной системы.

4. Охарактеризуйте механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность нервной системы.

5. Строение головного мозга. Представления о локализации психических функций в коре головного мозга.

6. Функциональная организация человеческого мозга по А.Р. Лурия.

7. Физиологические механизмы функционирования мозга.

ЛИТЕРАТУРА: основная 3,4,6,7;

дополнительная 28,33

Семинар 2. Деятельность и психика (2 часа).

План:

1. Понятие деятельности.

2. Структура деятельности.

3. Компоненты деятельности.

4. Навыки, их структура.

5. Виды деятельности. Ведущий вид деятельности.

6. Способности человека.

Основные понятия: автоматизация, ведущая деятельность, действие, операция, навык, деятельность, игра, учение, труд, интериоризация, экстериоризация, мотив, общение, привычка, умение, цель, способности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Существует ли понятие «беспредметная деятельность»? Что означает «предметность» деятельности?

2. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю структуру деятельности. Представьте их в виде схемы.

3. Что определяет вектор деятельности?

4. В чем суть интериоризации? Экстериоризации?

5. Является ли деятельностью магический ритуал? Ограбление банка?

Рефераты:

1. Психология как наука.

2. Деятельность и психика.

3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

4. Психологическая структура деятельности.

5. Сознание и деятельность.

Практическое задание: составьте конспект по теме «Общее строение деятельности» руководствуясь работой А.Н. Леонтьева Сознание. Деятельность. Личность. – М., 1982.

Семинар 3. Ощущение и восприятие (4 часа).

План:

1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений.

2. Виды ощущений.

3. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

4. Понятие о восприятии. Свойства восприятия.

5. Классификация основных видов восприятия.

6. Индивидуальные различия восприятия.

Основные понятия: ощущение, восприятие, рецептор, орган чувств, верхний порог чувствительности, нижний порог чувствительности, порог чувствительности к изменениям, синестезия, сенсибилизация, гештальт

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем ощущение отличается от восприятия?

2. Что такое модальность восприятия? Ведущая модальность?

3. О какой закономерности ощущений идет речь, если говорят о цвете звука? Запахе цвета?

4. По какому основанию чаще всего классифицируют восприятие?

Рефераты:

1. Ощущение в филогенезе.

2. Теории ощущений и восприятия.

3. Восприятие в гештальтпсихологии.

ЛИТЕРАТУРА: основная 2,7,8,9,10,11;

Дополнительная33,34,35,36,37,38,39

Семинар 4. Мышление (2 часа).

План:

  1. Мышление и его развитие в онтогенезе.
  2. Мыслительные операции.
  3. Способы активизации мышления.
  4. Расстройства мышления.

Основные понятия: мышление, виды мышления, операции мышления, расстройства мышления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Развитие мышления в филогенезе.

2. Расскажите об особенностях развития мышления у детей.

3. Каковы основные методы диагностики и развития мышления? Воображения?

4. Раскройте проблему интеллектуальных тестов в психологии.

5. Проблема искусственного интеллекта.

Рефераты:

1. Развитие мышления в онтогенезе.

2. Мышление и интеллект.

3. Нарушения интеллекта и расстройства мышления.

Практические задания:

1. Составьте конспект «Речь как фактор формирования словесно-логического мышления».

2. Соотнесите процесс решения математической задачи с этапами процесса мышления (Общая психология / сост. Е.И. Рогов, С.279).

Подготовиться к самостоятельной работе: терминологический минимум

ЛИТЕРАТУРА:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 9,13,33,34,35,36,37,38,39,40

Семинар 5. Внимание (2 часа).

План:

  1. Внимание, его свойства и виды.
  2. Исследования природы внимания Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперина.
  3. Непроизвольное и произвольное внимание.
  4. Физиологические основы внимания. Принцип доминанты А.А. Ухтомского.
  5. Устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.
  6. Отвлекаемость и рассеянность внимания. Развитие и коррекция внимания.

Основные понятия: внимание, произвольное и непроизвольное внимание, доминанта, концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, распределение внимания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите о методах психофизиологической диагностики внимания.

2. Раскройте методы экспериментально-психологической диагностики внимания.

Рефераты:

5. Внимание и его виды.

6. Развитие внимания в онтогенезе.

7. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.

8. Методы развития внимания.

Практические задания:

2. Составьте конспект «Теории внимания».

3. Составьте произвольную схему свойств внимания, отражающую взаимосвязи свойств в процессе внимания, дополните ее примерами.

Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант

ЛИТЕРАТУРА:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 33,34,35,36,37,38,39,40

Семинар 6. Память (2 часа).

План:

  1. Память. Закономерности и структура.
  2. Типы и виды памяти.
  3. Характеристика процессов памяти.
  4. Расстройства памяти. Факторы забывания.

Основные понятия: память, виды память, свойства памяти, расстройства памяти.

Вопросы для самоконтроля:

1. Ассоциативные теории памяти.

2. Нейронные и биохимические теории памяти.

3. Профессиональные аспекты типов памяти.

4. Мнемические техники.

Рефераты:

1. Теории памяти.

2. Память и особенности ее развития в онтогенезе.

3. Феноменальная память и возможности ее развития.

Практические задания:

1. Составьте конспект «Закономерности процессов памяти», в котором раскройте сущность основных закономерностей – кривая забывания Г.Эббингауза, закон Б.В. Зейгарник и т.д.

2. Приведите примеры индивидуальных различий в памяти, раскройте их особенности, дайте их характеристику, попытайтесь объяснить, чем они вызваны, что лежит в основе этих отличий.

Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант

ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 27,33,34,35,36,37,38,39,40

 

Семинар 7. Воображение (2 часа).

План:

  1. Воображение и его виды.
  2. Приемы воображения.
  3. Мысленный эксперимент.

Основные понятия: воображение, виды воображения, приемы воображения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Воображение и творчество.

2. Нарушения воображения.

3. Воображение как фактор поведения.

Рефераты:

1. Воображение и творчество.

2. Приемы воображения.

Практические задания:

1. Развитие творческого подхода при решении задач с помощью приемов Де Боно.

Подготовиться к самостоятельной работе: терминологический минимум

 

ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 9,11,33,34,35,36,37,38,39,40

Семинар 8. «Речь и мышление» (2 часа).

План:

1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.

2. Классификация видов речи.

3. Речевые свойства личности.

4. Мышление и речь.

 

Семинар 9. Воля и мотивация - (2 часа).

План:

1. Понятие воли и волевого акта.

2. Фазы волевого процесса. Влечения и желания. Волевое усилие. Интенсивность волевого усилия.

3. Сила воли. Целеустремленность, инициативность. Самостоятельность волевого акта. Выдержка. Энергичности и настойчивость.

4. Самоконтроль и самооценка. Внутренняя и внешняя локализация контроля.

5. Понятие мотива и мотивации. Потребности и их классификация.

6. Теории мотивации.

7. Нарушения мотивационной сферы.

Основные понятия: воля, фазы волевого процесса, сила воли, самоконтроль, самооценка, локус контроля, мотив, мотивация, потребности, мотивационная сфера.

Вопросы для самоконтроля:

1. Вопросы теории воли и волевой подготовки.

2. Психология мотивов человека.

3. Диаграмма и факторы выживания. Психология выживания в современном обществе.

Рефераты:

1. История исследований воли в психологии.

2. Психология мотивов человека.

3. Мотивация достижений.

Практическое задание (в подгруппах):

Руководствуясь материалами книги (Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986. – 360 с.) составить рекомендации родителям, воспитателям и учителям по формированию воли у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант.

ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 16,32,33,39,40

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...