Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике

Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картинки, а другой малыш, наоборот, не может на­ходиться в покое ни минуты, поэтому нельзя сказать точно, сколько времени нужно потратить на занятие. Продолжительность занятий определяется инди­видуально для каждого ребёнка и зависит от степени утомляемости малы­ша. Для ребёнка каждой возрастной группы продолжительность занятия может быть определена лишь ориентировочно: для детей 2-3-х лет — 5-10 минут, для детей 3-4-х лет — 8-15 минут.

Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Зани­маясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. По­мните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка — нелегкий труд. П Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, пере­ходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и верни­тесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок до школьного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой.

Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учите­ля. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно го­ворить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи.

Помните: Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Желаем успехов вам и вашему малышу Пусть наша русская речь всегда будет пра­вильной и красивой.


ВЫСТАВКА ИГРУШЕК

Цель: употребление существительного в именительном падеже, использование указательных слов и местоимений.


Образец:


 

 

 

 

И. п. кто? что? мишка ед. ч.
мячик
кубики мн. ч.

Методические указания. Покажите ребёнку игрушки на картинке и чётко их назовите: «Вот мишка. Вот кубики» и т. д. Затем попросите ребёнка показывать игрушки и называть их. Эту игру повторяют не­сколько раз. При этом указательные слова и местоимения можно ме­нять: вот, это, тут, там и др.

Расскажи и покажи, какие игрушки стоят на полках: «Вот зай­ка», «Вот мишка», «Вот мяч», «Вот пирамида» и т. д.


ДАЙ ЗАДАНИЕ ИГРУШКАМ


неопред, форма повелит, наклон.
спать спи!
читать читай!

Цель: употребление глагола в повелительном наклонении. Образец:


Методические указания- Взрослый показывает на картинку и говорит: «Мишка хочет спать. Что мишка хочет?» Ребенок отвечает: «Спать». Взрослый просит: «Скажи ему: 'Мишка, спи!"» Малыш повторяет фразу: «Мишка, спи». Взрослый продолжает игру, указывая на вторую картинку: «Чш! — подносит к губам палец. — Мишка спит. Что мишка делает?» Ребенок: «...спит». Аналогично обыгрывается каждая следующая пара картинок.




 


 


Мишка хочет... (спать). Мишка, спи!


Чш! Мишка... (спит).


 




 


 


Самолёт хочет... (летать). Самолёт, лети!


У-у-у. Самолёт... (летит).





 


 


Петрушка хочет... {играть). Петрушка, играй!


Тра-та-та. Петрушка... {играет).


 




 


 


Матрёшка хочет... {танцевать). Матрёшка, танцуй!


Ля-ля-ля. Матрёшка... {танцует).


 




 


 


Карандаш хочет... {рисовать). Карандаш, рисуй!


Смотри, Карандаш... (рисует).





 


 


Буратино хочет... (читать). Буратино, читай!


Смотри, Буратино... (читает).


 




 


 


Собачка хочет... (есть). Собачка, ешь!


Ам, ам! Собачка... (ест).


 




 


 


Кукла хочет... (пить). Кукла, пей!


Смотри! Кукла... {пьет).





 


 


Петушок хочет... (петь). Петушок пой!


Ку-ка-ре-ку. Петушок... (поет).


 




 


 


Незнайка хочет... (бежать). Незнайка, беги!


Смотри, Незнайка... (бежит).


 


Произнося незаконченную фразу, нужно к концу повысить голос. По вашей интонации ребёнок должен понять, что ему нужно закон­чить предложение.



КТО ЧТО НАРИСОВАЛ


И. п. кто? что? В. п. кого? что?
бабочка бабочку
машина машину

Цель: употребление существительного в винительном падеже. Образец:


Методические указания. Взрослый задает ребёнку вопрос: «Что на­рисовал мальчик?» Затем дает образец ответа: «Мальчик нарисовал ёлочку». Потом задает следую1 \\а(л вопрос, на который должен ответить ребенок.

 

Каждому слову в фразе нужно дать зрительное подкрепление. Так, про­износя «мальчик», следует показать на мальчика, говоря «нарисовал» — на карандаш, а заканчивая предложение словом «ёлочку» — указать на соответствующий рисунок.


Расскажи и покажи, что нарисовал мальчик, а что нарисовала девочка.

А теперь сам нарисуй то, что хочешь. Расскажи, что ты сейчас нарисовал.

       
   
 
 



ДОКТОР АЙБОЛИТ

Цель: употребление существительного в винительном падеже.
Методические указания. Задавая ребёнку вопрос, взрослый одновре­
менно указывает на какого-либо пациента. В первый раз, чтобы дать
речевой образец ответа, взрослый сам отвечает на поставленный вопрос,
например: «Доктор лечит лису». V

Можно усложнить задание, предложив малышу ответить, что пришел ле­чить каждый из зверей.








 


Кого лечит доктор Айболит?


ТЕЛЕФОН


Цель: употребление существительного в дательном падеже. Образец:

И. п. Кто? Волк, Баба-Яга
Д. п. Я звоню кому? Волку, Бабе-Яге

Методические указания. Взрослый спрашивает ребёнка: «Кому ты зво­нишь?» Отвечая, ребенок должен сначала указать на телефон, затем про­вести указательным пальцем по проводу до картинки с тем сказочным героем, который назван, например: «Я звоню мишке».



 


Занимаясь с ребёнком, будьте внимательны к своей речи. Обращайте внимание на грамматическую пра­вильность слов, их произношение и ударение.

Звонить

Я звоню Ты звонишь Он, она звонит Пример: Ты мне позвонишь?

Мы звоним

Вы звоните

Они звонят



КТО ЧТО ЕСТ

Цель: употребление существительных в дательном и винительном падежах.


Образец:


 

И. п. кто? что? Д. п. кому? В. п. что?
заяц зайцу  
морковка   морковку

Методические указания. Назовите животное и то, что он ест, при этом указывайте на соответствующие картинки.

Когда ребёнок хорошо усвоит это упражнение, закройте листком бумаги или просто ладонью второй столбик картинок. Составляя фразу, малыш дол­жен будет вспомнить, что любит то или иное животное. Если ребёнок забыл, покажите ему ответ.




 


 




 


 




 




 


 




 


Посмотри на картинки, и ты узнаешь, кто что ест. Угости каж­дое животное его любимой едой. Говори так: Зайке дам морковку. Собаке дам косточку. Мышке дам сыр. Кошке дам рыбку. Курочке дам зёрнышки.

Нарисуй то что любишь есть.

 

17


КТО ЧЕМ ДЕЙСТВУЕТ


Цель: употребление существительных в творительном падеже. Образец:

И. п. что? Т. п. чем?
ложка ложкой
карандаш карандашом

Методические указания. С детьми младшего возраста проводите игру так. Спросите: «Что мальчик делает?» Ребенок должен ответить: «Мальчик ест». — «Чем мальчик ест?» — «Ложкой» и т. п.

Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, взрос­лый показывает на картинку и говорит: «Мальчик ест кашу...» и замолка­ет, а ребенок, посмотрев на картинку, продолжает: «ложкой». В следующий раз попросите ребенка произнести всю фразу целиком. Объясняйте малышу, что нарисовано на картинке, например: «Это де­вочка. Она копает ямку. Она копает ямку лопатой». Спросите: «Что девочка делает?» Ребенок должен ответить: «Девочка копает». — «Чем она копает?» — «Лопатой».



Мальчик ест ложкой.



Девочка причёсывается расчёской.


Папа пилит пилой.



Мальчик ловит рыбу удочкой.


Девочка копает лопатой.




 


 


Мама гладит утюгом.


Девочка рисует карандашом.


 


Посмотри на картинки и скажи, кто чем работает.

Старайтесь постепенно приучать ребенка отвечать на вопросы полной фразой («Девочка копает ямку лопатой»).



ЧЕГО НЕ СТАЛО


Цель: употребление существительного в родительном падеже. Образец:

И. п. что? Р. п. чего?
виноград винограда
банан банана
груша груши

Методические указания. Взрослый просит ребёнка показать и назвать нарисованные фрукты, затем закрывает рукой один из фруктов и спра­шивает: «Что съела обезьянка? Чего здесь нет?» И сам отвечает, напри­мер: «Нет яблока». Затем взрослый прячет другую картинку, повторяя свой вопрос. На этот раз должен ответить ребёнок. Малыш может сам закрывать ладошкой картинки, говоря: «Нет банана», «Нет груши» и т. д. Взрослый может закрыть сразу все картинки и попросить ребёнка ска­зать, чего не стало. Если ребёнок забыл назвать какой-либо фрукт, взрослый открывает картинку.





 

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

Цель: употребление существительного в родительном падеже. Методические указания. Покажите ребёнку картинку, спросите: «Что это?» Затем задайте вопрос: «Чего не хватает у бабочки?» Ребёнок отве­чает: «У бабочки не хватает крыла».

 

 

ЧТО КУДА

Цель: употребление предлогов в и из. Методические указания. Игра проводится в два этапа.

I этап. Знакомство с предлогом в.

Взрослый задает ребенку только вопросы № 1 и № 2, показывая при этом сначала картинку а, а потом б.

II этап. Знакомство с предлогом «из».

Взрослый задает ребенку только вопросы № 2 и № 3, показывая при этом картинки в обратной последовательности: сначала б, а потом а.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.


1. Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила
мяч? {В коробку.)

2. Где лежит мяч? {Мяч лежит в коробке.)

3. Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? {Из коробки.)

1. Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила
ложку? {В чашку.)

2. Где лежит ложка? {Ложка лежит в чашке.)

3. Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула лож­ку? {Из чашки.)

 




 


1. Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цве­
ты? (В вазу.)

2. Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)

3. Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цве­
ты? (Из вазы.)




 


1. Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (В домик.)

2. Где сидит девочка? (Девочка сидит в домике.)

3. Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (Из домика)




 


1. Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку?
(В шкаф.)

2. Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)

3. Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала
мишку? (Из шкафа.)


ПОРУЧЕНИЯ


Цель: усвоение предлогов в и из в процессе активной деятельности. Методические указания: Эта игра проводится не по картинкам, а с ок­ружающими предметами (игрушками).

Взрослый дает ребенку поручения и в момент, когда малыш их выполня­ет, задает вопросы.

Для практического усвоения предлога в поручения могут быть, например, такие:

1. Положи кубики в коробку.

Куда ты кладешь кубики? (В коробку.)

Где лежат кубики? (Кубики лежат в коробке.)

2.Положи ключи в сумку.

Куда ты кладешь ключи? (В сумку.)

Где лежат ключи? (Ключи лежат в сумке.)

3.Положи игрушки в шкаф.

Куда ты кладёшь игрушки? (В шкаф.)

Где лежат игрушки? (Игрушки лежат в шкафу.)

4.Убери карандаши в коробку.

Куда ты убираешь карандаши? (В коробку.)

Где лежат карандаши? (Карандаши лежат в коробке.)

5.Поставь посуду на стол.

Куда ты ставишь посуду? (На стол.)

Где стоит посуда? (Посуда стоит на столе.)

Для практического усвоения предлога из поручения могут быть следующие:

1.Где лежит совок? (Совок лежит в ведре.) Вынь совок из ведра.

Откуда ты вынимаешь совок? (Из ведра.)

2.Где висит куртка? (Куртка висит в шкафу.)
Достань куртку из шкафа. s

Откуда ты достаешь куртку? (Из шкафа.)


 


3.Где лежит печенье? (Печенье лежит в пакете.)

Возьми печенье из пакета.

Откуда ты берёшь печенье? (Из пакета.)

4.Где лежит платок? (Платок лежит в кармане.)

Достань платок из кармана.

Откуда ты достаёшь платок? (Из кармана.)

5.Где лежит мороженое? (Мороженое лежит в олодильнике.)

Достань мороженое из холодильника.

Откуда ты достаёшь мороженое? (Из холодильника.)


В русском языке в настоящем времени употребляется только глагол класть
Я кладу Мы кладем

Ты кладешь Вы кладете

Он (она) кладет - Они кладут

В прошедшем и будущем времени употребляется глагол положить, который без приставки не существует:


Прошедшее время

Я, ты, он, она положил(а)

Мы, вы, они положили


Будущее время Я положу

Ты положишь Мы положим Вы положите Они положут



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...