Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж, почему и как они вместе с пением используются для развития произносительной стороны речи у ребенка с НС?

Билет 7.

1. Расскажите об основных этапах реабилитации детей после кохлеарной имплантации (слухопротезирования).

Слухоречевая реабилитация ребенка с КИ включает:

· настройку процессора КИ

· РСВ окружающих звуков и речи с помощью КИ

· развитие навыков общения – способности взаимодействовать с окружающими людьми, используя любые формы общения, по мере развития речи – умения общаться с помощью речи

· развитие языковой системы – овладение значением множества слов, правилами изменения и соединения слов в предложении

· разв-ие устной речи – развитие умения произносить звуки речи, соединять их в слова и предложения, пользоваться речью для общения

Это требует много лет. Маленький ребенок нуждается в развитии других навыков, которые у глухих детей обычно развиваются с нарушениями:

· развитие общих представлений об окружающем мире, мышления, памяти, внимания

· развитие двигательной активности (крупная и мелкая моторика)

· развитие эмоционально-волевых качеств – умения контр-ть свои эмоции, желания, доводить дело до конца и др.

Что такое жестовая и дактильная речь? Что общего и отличного между естественными жестами и жестовой речью глухих, между дактильной и устной речью, дактильной и жестовой речью? Почему тугоухий ребенок может повторить слово с помощью дактилирования, но при этом не понимает его?

Жестовая речь – это система специальных жестов, которыми глухие люди общаются друг с другом. Жестовой речью пользуются ранооглохшие и слабослышащие дети и взрослые, у кот.глухие родители или если они обучались в специальных учреждениях для детей с НС. Часть жестов глухих похожа на общепринятые естественные жесты слышащих или на предметы и действия, кот.они обозначают, нов большинстве случаев жесты глухих не похожи на предметы и действия, кот.они обозначают. В основном жесты соответствуют отдельным словам, некоторые сочетаниям слов или соединяясь вместе по определенным правилам, образуют предложения. Некоторые жесты жестовых языков глухих разных стран совпадают, другие отличаются, потому глухие разных стран не могут хорошо понимать друг друга.

Дактильная речь состоит из жестов-«поз» пальцев и эти жесты называют дактилемами. Они соответствуют буквам алфавита соответствующего языка. Глухие используют дактильную речь вместе с жестовой. Дактилируют обычно имена собственные, названия, термины и др.слова, для которых нет соответствующих жестов в жестовом языке. Чаще дактилируют правой рукой, кисть которой находится на уровне плеча. В дактильной речи разговаривающие следуют правилам обычной письменной речи. Многие дети, пользующиеся современными СА/КИ, не нуждаются в дактилировании для формирования звукопроизношения. Оно формируется на слух и слухозрительно.

 

  ОБЩЕЕ ОТЛИЧНОЕ
между естественными жестами и жестовой речью глухих    
между дактильной и устной речью    
между дактильной и жестовой речью    

Тугоухий ребенок может повторить слово с помощью дактилирования, но при этом не понимать, что оно означает. Это происходит так же как при изучении любого иностранного языка. Зная, например, все английские буквы можем прочесть любое слово, но понимаем только некоторые из них.

Приведите примеры ситуаций, которые можно использовать, чтобы быстрее научить ребенка реагировать на звуки в ежедневных ситуациях. Опишите последовательность действий, когда мы учим ребенка реагировать на звонок в дверь.

Прежде чем ребенок научается понимать речь, он научается слышать звуки, которые его окружают.

Чтобы ребенок быстрее запомнил звук, старайтесь произвести вместе с ребенком действие, которое этот звук вызывает.

Примеры ежедневных ситуаций, помогающие узнавать окружающие звуки –

§ звук шагов

§ скрип двери

§ щелканье выключателя

§ шуршание бумаги

§ лай собаки

§ звонок телефона

§ музыку

§ бренчание ложки в чашке и кастрюле

§ звонок микроволновой печи

§ звук льющейся воды

§ кашель

§ звуки поворота ключа в замке

§ шипенье котлет на сковородке

§ звук пылесоса и др.

Последовательность действий, когда мы учим ребенка реагировать на звонок в дверь:

Ø Все, кто приходит домой, обязательно звонят несколько раз в звонок.

Ø Взрослый, находящийся с ребенком дома, услышав звонок, привлекает к нему внимание ребенка и, пока другой взрослый за дверью продолжает звонить, ведет ребенка к двери, показывая на ухо («Ты слышишь? Кто-то звонит. Пойдем посмотрим.»).

Ø Подходя к двери, он спрашивает несколько раз, обращаясь к взрослому за дверью и к ребенку: «Кто там?»

Ø Потом вместе с ребенком открывают дверь, где улыбающийся папа (бабушка или сестра) нажимает на звонок.

Ø Он приветствует ребенка: «Привет!» - обнимает его, дает ему что-то интересное или вкусное.

После нескольких таких случаев ребенок сам начнет бежать к двери и звать маму помочь ему, когда услышит звонок.

 

Что такое ритуальные звуки и почему они полезны в развитии слухового поведения ребенка?

Ритуал – это к-либо повторяющееся действие.

Повторяющиеся звуки тоже могут быть ритуальными. Например, всегда входим в комнату ребенка, предварительно постучав. Сначала стучим долго – ребенку с НС нужно больше времени, чтобы осознать звук. Ребенок может не повернуться на стук – пусть другой взрослый обратит внимание ребенка на звук и подойдет вместе с ним к двери. Ребенок увидит, кто там. Скажите ему радостно: «Вова, привет!» он должен увидеть, как взрослый стучит, чтобы понять, как получается этот звук. Предложите ребенку самому постучать, скажите: «Я слышу тук-тук». Через какое-то время ребенок будет сам поворачиваться на стук.

Перед тем как уложить ребенка спать, можно включить к-нибудь спокойную мелодию или напеть ее самим.

Что такое, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж, почему и как они вместе с пением используются для развития произносительной стороны речи у ребенка с НС?

Пальчиковые игры включают в себя прикосновения к к-либо пальцу на руках или ногах. Сначала взрослый играет своими руками, показывая движения ребенку. Затем эти движения взрослый делает руками малыша. В более старшем возрасте малыш может выполнять эти движения самостоятельно на руке взрослого.

Эти игры хороши для развития мелкой моторики,

восприятия ритма речи.

Играть поочередно надо с правой и левой рукой.

Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж – это занятия, помогающие быстрее научиться четко произносить все звуки родного языка, говорить правильно и красиво; проводятся в виде игры. Но если ребенок отказывается или боится, то вспоминаем, что артикуляционные органы – это прежде всего органы, которыми мы кушаем, жуем, облизываем и т.п. поэтому такие привычные движения, как облизывания, поцелуи и жевание отлично дополняют артикуляционную гимнастику и массаж.

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж вместе с пением используются для развития произносительной стороны речи у ребенка с НС так как это сопровождается дыхательно-артикуляторными упражнениями, тренирующие произносительные навыки голосообразования и звукопроизношения, одновременно развивают слух, слухоартикуляторную координацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...