Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей




Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников

«Наша зеленая планета»

 

Пояснительная записка

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Особенностью программы «Наша зеленая планета» является ее направленность на экологизацию процесса режиссерской игры; содержание программы отличается вариативностью и может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений, а также внешкольных учреждений для работы с детьми младшего возраста и школ с обучением с 6 лет.

 

.

ПРОГАРММА

«Наша зеленая планета»

Цель: способствовать формированию основ экологической культуры у старших дошкольников в режиссерской игре, как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Задачи: в процессе режиссерской игры знакомить дошкольников с экологическими проблемами, явлениями и процессами окружающей природы; учить овладевать правилами грамотного поведения в природе в режиссерской игре.

Принципы:

- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

- принцип единства диагностики и формирования в развитии;

-принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития экологической культуры через формирование экологических знаний, экологических чувств и экологического поведения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников старшей группы.

Срок реализации программы - 9 месяцев.

Этапы реализации программы

I этап - подготовительный

Основная задача:

Организовать развивающую эколого-развивающую среду (воспитатели совместно с детьми) и изготовить полифункциональный материал и игрушки.

II этап – внедренческий

Основная задача:

Ознакомление детей с игровым материалом. Обыгрывание игрушек с помощью небольших экологических сюжетов.

III этап - развивающий

Основная задача:

Разыгрывание сюжетов по прослушанному стихотворению экологического содержания (с музыкальным сопровождением).

IV этап - творческий

Основная задача:

Самостоятельное развертывание игровых сюжетов, создание детьми выразительных образов для развертывания экологического отношения к миру природы (использование проблемных ситуаций).

Содержание I подготовительного этапа

Организация развивающей эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающая среда выполняет следующие функции:

- социокультурную;

-интеллектуально-познавательную; направленную на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника;

-эстетическую; формирующую навыки позитивно-ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения.

Размещение в эколого-развивающей среде группы: комнатных растений, календаря природы и погоды, альбомов, гербарий, содержащия материалов природоведческого характера, художественной литературы о природе, дидактических игр природоведческого содержания, различных природных материалов, оборудования для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, моделей, отображающих предметы и явления природы.

Размещение в эколого-развивающей среде: материалов о природе родного края: разнообразного иллюстративного материала, отображающего все разновидности растений и животных, типичных для Татарстана, сезонные явления в мире природы, а также материалы (альбомы, стенды), отражающие природоохранительную деятельность дошкольников (фотографии посадки деревьев детьми, прогулок и экскурсий в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т. д.). Размещение поделок из природного материала изготовленных самими детьми.

Размещение в эколого-развивающей среде: иллюстраций, макетов, плакатного материала о природе (карт, схем, моделей, разнообразных дидактических игр), способствующих формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном воздействии на человека на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния.

Оформление в эколого-развивающей среде экологического лаборатория, состоящего из двух содержательных блоков: материалов и пособий, обеспечивающих результативность проведения опытов с объектами неживой природы; материалов и пособий, предполагающих проведение опытов с растениями.

Оформление в эколого-развивающей среде экологического театра: костюмов, атрибутов, масок для экологических инсценировок.

Изготовление экологических макетов: «Лес», «Поле», «Зоопарк», «Озеро», «Домашние животные», «Птичий двор» и др.

II- внедренческийэтап

Ознакомление детей с игровым материалом. Обыгрывание игрушек с помощью небольших экологических сюжетов.

Методические приемы обыгрывания игрушек:

- прием «предположение» (К.С.Станиславского), который помогал ребенку глубже воспринять экологический сюжет, «увидеть», «услышать» происходящее в нем, встать на позицию «живого» объекта, «пропустить через себя» его мотивы и переживания;

- прием совместного комментирования, в ходе которого воспитатель высказывал свое личное мнение, стимулировал и направлял оценочные суждения детей, уточнял и обобщал их высказывания.

- прием режиссёрского тренинга с помощью специальных упражнений.

В основе упражнений лежит принцип моделирования элементарных режиссерских операций, таких как:

- воображаемое манипулирование с игрушкой;

- моделирование экологического сюжета;

- продуцирование идей на заданную тему;

- эмоциональное насыщение сюжета.

Проявляющаяся в игре готовность ребенка действовать в роли другого, учит его моментальному вчувствованию в состояние живого объекта.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида».

Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела.

Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что есть у рыб?

Воспитатель раздаёт всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести по очереди все части тела. Воспитатель уточняет: «Голова спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жаберные крышки». Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим поиграть с рыбками.

«Рыбки живые и игрушечные: сравнение поведения».

Дидактическая цель: выявить с детьми главные различия: живые рыбы живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки - неживые, они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.

Определить различные способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбами: игрушечных можно брать в руки, по-разному с ними играть (кормить понарошку, укладывать спать, катать, за них разговаривать). Живых рыб вытаскивать из воды нельзя - они погибнут. Их надо кормить, чистить для них аквариум, за ними можно наблюдать.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за аквариумными рыбами, спрашивает, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в детском саду живут другие рыбки. Предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где их место обитания (игрушечные, живут на полках в шкафу, в игровом уголке).

Все наблюдают за рыбами в аквариуме. Воспитатель просит рассказать, что делают рыбы. Предлагает выяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Наливают в таз воды, пускают игрушки, наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде: они не могут плавать самостоятельно, так как неживые - игрушечные.

Затем кормят аквариумных рыб, наблюдают, как они поедают корм. Воспитатель предлагает также покормить рыб в тазу, сыплют корм игрушкам, наблюдают. Педагог уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они - неживые. Но их можно покормить понарошку - сварить для них в кукольном уголке кашу. С ними можно поиграть - они игрушки. Их можно держать в руках (ведь это предметы) и не беспокоиться за их жизнь: они неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя: на них можно смотреть, им можно сыпать корм, но не вытаскивать их из воды: они живые животные - могут умереть.

Воспитатель отпускает детей, говорит, что они могут поиграть с игрушечными рыбками или самостоятельно понаблюдать за живыми рыбками.

«Сравнение живых и заводных рыб» -

Дидактическая цель: уточнить с детьми понимание, что живые рыбы - это существа, животные.

У них есть потребность в пище, воздухе, они приспособлены жить в воде - имеют гладкое, обтекаемое, вытянутое тело, покрытое чешуей; голова впереди заострённая, переходит в туловище (нет шеи); на теле много плавников, помогающих передвигаться в воде; рыбы дышат воздухом, который есть в воде, при помощи жабр. Они размножаются, рождая мальков или откладывая икру. Рыбы могут чувствовать - видеть, слышать, на расстоянии обнаруживать преграду. Рыбы ведут себя по-разному: отыскивают корм, плавают быстро и медленно, затаиваются, отдыхают, иногда дерутся. Заводная рыбка - неживая, она сделана из искусственного материала, не может есть, чувствовать, плавать, производить потомство. Она может плавать, если её заведут: люди придумали механизм, который позволяет игрушке двигаться в воде.

Воспитатель сначала предлагает за аквариумными рыбами, затем демонстрирует заводную рыбку в тазу с водой. Просит сравнить рыб: сказать сначала, чем они различаются, потом - чем похожи. За каждый правильный ответ дети получают фишки. После того, как дети исчерпали все знания, воспитатель подводит итог: «Самое главное: в аквариуме живут живые рыбы. Это животные. Они питаются, плавают, приносят потомство, они хорошо приспособлены к жизни в воде. В тазу плавает неживая рыбка, красивая механическая игрушка. Это предмет, который изготовил человек. Игрушка ничего не чувствует и не может самостоятельно, без завода что-нибудь делать».

После поисков признаков сходства воспитатель уточняет: «Живые и заводные рыбки похожи только внешне (по форме, строению и плаванию)».

В заключение дети подсчитывают фишки, выстраиваются в порядке их уменьшения по очереди заводят и запускают игрушку. Первым это делает ребёнок, у которого больше всего фишек.

Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей

У младших дошкольников много любимых, широко известных героев сказок и книг. Ряд из них — это ещё и герои мультфильмов. Биографические особенности таких литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным - к живой природе. Разрабатывая ИОС, важно задействовать самое характерное в поведении сказочных героев. С этой целью даётся их краткая характеристика, которая поможет воспитателю создать свои ИОС.

Доктор Айболит

С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. В каждом д/с имеется кукла Айболит со знаменитым чемоданчиком, в котором множество докторских принадлежностей. Этот персонаж легко может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации с детьми разного дошкольного возраста. В рамках игровых действий «врача-специалиста» Айболит может выполнять очень важную (для экологического воспитания) функцию - давать образец правильного осмотра своих пациентов (то есть растений и животных - обитателей уголков природы), постановки диагноза (то есть определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями.

Большую роль в развёртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика ИОС: сама кукла должна быть средних размеров, в белом халате и колпачке, желательны очки и борода, символизирующие учёность и доброту. Чемоданчик Айболита кроме традиционного набора содержит рецепты (чистые бумажки небольшого размера), ручку, палочку для рыхления почвы, водный термометр, вату, пластмассовые ножницы, безопасный нож и др. При Айболите должна быть машина скорой помощи с зелёными крестами по бокам (символизирующие помощь природе). Авторитет Айболита для детей (в силу частых) очень велик, поэтому ИОС с Айболитом целиком поглощают внимание любых дошкольников. Занятия с игрой проходят лучше, если привлекается второй взрослый, разыгрывающий роль Айболита.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...