Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тришина Марина иоганесовна. Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Оглавление. Глава 2. Исследование агрессивного поведения




Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Тришина Марина Иоганесовна

 

 

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

 

                          Итоговая аттестационная работа

по дополнительной профессиональной программе

профессиональной переподготовки

«Практическая психология в образовании»

 

                                              Научный руководитель:

                                                                    доктор  педагогических наук,

                                              профессор, заведующий

             кафедрой педагогики и психологии

                                                                    Ильясов Дмитрий Федорович 

 

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….................. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………. …………………………………………………………………………………………………………….. 7

1. 1. Понятие агрессия и причины ее проявления……………………………….. 7

1. 2. Общая характеристика агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………………. …………….. 13

1. 3. Социальные факторы, влияющие на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста………………………………………………. 17

1. 4. Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………22

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………. 28

2. 1. Методы и методика исследования агрессивного поведения младших школьников …………………………………………………………….. ……. 28

2. 2. Результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников………………………………………………………. ……………33

2. 3. Коррекция агрессивного поведения младших школьников …………... 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....................... 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………………. 46  

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………50

 

                                                              ВВЕДЕНИЕ

Агрессия  часто является главным источником возникновения трудностей в отношениях между людьми. С изменениями, происходящими в мире: экономическое, политическое и социальное напряжение; занятость родителей; кризис семьи, число детей с агрессивным поведением увеличилось. Проявление агрессии в детской среде является ведущей формой девиантного поведения. Особое внимание стоит уделить проблеме агрессивности детей младшего школьного возраста, так как именно они оказываются наиболее восприимчивыми к воздействиям внешней среды - кино, средства СМИ, компьютерные игры регулярно пропагандируют культ насилия, что негативным образом отражается на психике ребенка. Повышенная агрессивность младших школьников в современном мире отражает определенные психологические особенности, так как она не только затрагивает людей, окружающих ребенка - его родителей, учителей, воспитателей и сверстников, но и создает определенные сложности для самого ребенка, а также определяет развитие разных сторон его личности.

В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивые, драчливые. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В СМИ стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Проблема детской агрессивности далеко не нова и очень трудно определить, кто и когда впервые начал работать над данной проблемой. Проблемами агрессии и агрессивности занимались многие ученые, среди них отечественные и зарубежные исследователи: Ю. М. Антонян, А. Бандура, Л.  Берковитц, Р. Джин, Т. Б. Дмитриева, Фурманов И. А., Волкова Е. М., Степанов С. С., Выготский Л. С., Рубинштейн С. Я., Гальперин П. Я., З. Фрейд, А. Адлер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Басс и др. Однако, к одному знаменателю ученые не пришли, так как проблема агрессивности многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.  Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствовании приёмов по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные составляющие агрессии; механизмы ее усвоения и закрепления; условия, определяющие проявления агрессии; индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения; способы предотвращения агрессии.

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. [11 c. 112-113]

Агрессивное поведение - (франц. agressif - вызывающий, воинственный, от лат. aggredior - нападаю), действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим. [26 c. 50-52]

Агрессивность (лат. aggressio - нападение) - качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, сверхценным убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи. [5 c. 18-22]

Гипотезой данной работы является, то, что любое агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявлений путем научения детей конструктивным способам выражения агрессии, повышением уровня самосознания агрессора и направлением агрессивности на достижение общечеловеческих целей, что может быть достигнуто в результате проведения работы с детьми при соблюдении следующих

условий: работать не только с ребенком, но и с семьей; если проводить коррекционную работу в комплексе, с другими специалистами; если упражнения ориентированы на применение различных способов снятия агрессивности; если упражнения выполняются в комплексе

Актуальность данной проблемы заключается в том, что возраст младшего школьника наиболее благоприятен для коррекции агрессивного поведения.

Цель: определение социально - педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Предмет: особенности работы педагога  по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Объект: агрессивное поведение младших школьников.

Задачи исследования:

1) Проанализировать понятия «агрессия», «агрессивное поведение», «агрессивность»;

2) Выявить причины и факторы детской агрессивности;

3) Описать психолого-педагогический портрет агрессивного ребенка;

4) Разработать план мероприятий по снижению агрессивного поведения у младших школьников.

 

Методология исследования: методы диагностического исследования (наблюдение, беседа, анкетирование) метод эксперимента, проведение опытно-экспериментальной работы, проективные методики.

Практическая значимость работы: разработанный план мероприятий по снижению агрессивного поведения у младших школьников и рекомендации по работе с ними могут использовать в своей коррекционной работе с детьми социальные педагоги, психологи и классные руководители в образовательных учреждениях.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической и  практической, заключения, списка литературы, приложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...