Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процессуальное положение следователя




Современное процессуальное положение российского следователя выглядит следующим образом.

Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей каждого из перечисленных ведомств (иначе говоря, подследственность), определяется ст. 151 УПК РФ. Процессуальное же положение, т.е. права и обязанности любого следователя в работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково и не зависит ни от того, к какому ведомству данный следователь относится, ни от должности в рамках родового понятия следователь (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от характера расследуемого преступления, ни от сложности дела и объема следственной работы.

При наличии законных поводов и оснований следователь вправе возбудить уголовное дело своей подследственности, принять его к своему производству и приступить к производству расследования, самостоятельно определяя его

направления соответственно выдвигаемым следственным версиям. Следователь самостоятельно решает, какие следственные действия необходимо произвести в целях собирания доказательств и кого вызвать для участия в этих действиях, в частности в допросах и очных ставках, кому поручить экспертное исследование и какие меры уголовно-процессуального принуждения (задержание, заключение под стражу, иные меры пресечения, наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности и др.) подлежат применению; он вправе и обязан применить их или же возбудить перед судом ходатайство о принятии соответствующего решения либо обратиться к начальнику следственного органа, в котором состоит на службе, за согласием и лишь после этого выполнить соответствующее процессуальное действие (ст. 38 УПК РФ).

Процессуальная самостоятельность следователя, кроме судебной прерогативы на применение мер процессуального принуждения, связанных с причинением ущерба конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства (ст. 29, 125 и 165 УПК РФ), ограничена также указаниями начальника следственного органа о направлении расследования, производстве отдельных следственный действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ). Эти указания, данные в письменной форме, обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы руководителю вышестоящего следственного органа. Это значит, что обжалование по общему правилу не приостанавливает исполнения указаний. Исключением являются указания руководителя следственного органа:

- о передаче уголовного дела;

- привлечении лица в качестве обвиняемого; квалификации преступления;

- об объеме обвинения;

- избрании меры пресечения; о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

- направлении дела в суд или его прекращении.

Не соглашаясь с такими указаниями, следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на них. Обжалованию не подлежат также письменные указания руководителя следственного органа, которым этот руководитель предписывает исполнить поступившие в его адрес требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства,

допущенных в ходе предварительного следствия[9].

Существенным нововведением являются правила, согласно которым указания прокурора сами по себе не являются обязательными для следователя; все зависит от позиции руководителя следственного органа. Если следователь не согласен с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и начальник следственного органа солидарен со своим подчиненным, он под свою ответственность информирует прокурора о письменных возражениях следователя, представленных руководителю следственного органа[10] и только. А если следователь не согласен с возвращением прокурором поступившего к нему с обвинительным заключением уголовного дела для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков[11] и руководитель следственного органа солидарен с ним, следователь вправе обжаловать решение прокурора вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета, либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти), т.е. Следственного управления Федеральной службы безопасности РФ, Следственного департамента при МВД РФ или Главного следственного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ[12].

По отношению к органу дознания следователь обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания

обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также требовать содействия при их производстве самим следователем[13].

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователь не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:

1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также - в качестве дознавателя, следователя, прокурора в производстве по данному уголовному делу;

3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;

4) в случаях если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе данного уголовного дела[14].

При наличии указанных обстоятельств следователь обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу[15], подав об этом рапорт руководителю следственного органа.

По указанным в законе основаниям отвод следователю может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. В этих случаях вопрос об отводе следователя разрешается руководителем следственного органа[16]. Участие следователя в предварительном следствии, которое производилось ранее по данному делу (например, до возвращения дела прокурором для дополнительного расследования), основанием для отвода не является.

По уголовному делу, принятому им к своему производству, следователь на основе собранных доказательств во взаимодействии с органом дознания обязан достоверно установить все факты, образующие предмет доказывания[17].

По окончании предварительного следствия следователь при наличии к тому законных оснований, предусмотренных ст. 24, 25, 27 и 28 УПК РФ, вправе, а в определенных случаях, когда такое основание представляет из себя обстоятельство, исключающее дальнейшее производство по уголовному делу, обязан прекратить уголовное преследование или же уголовное дело в целом, а уголовное преследование в отношении данного лица в частности. Причем прекращение уголовного преследования за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления, ввиду непричастности обвиняемого к совершению преступления во всех отношениях абсолютно равнозначно постановлению оправдательного приговора и означает

разрешение уголовного дела по существу с реабилитацией обвиняемого, порождающей целый комплекс восстановительно-компенсационных правоотношений между государством и реабилитированным гражданином.

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного

заключения, следователь, выполнив необходимые предшествующие процессуальные действия, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело (материалы следственного производства) прокурору для последующего направления его в суд.

Из вышеизложенного следует, что следователь, будучи названным в законе[18] органом уголовного преследования, осуществляет следующие функции:

- Исследование фактических обстоятельств уголовного дела (дела о преступлении), которое выражается в уголовно-процессуальном доказывании (установлении), а также логическом обосновании обстоятельств, образующих предмет доказывания по каждому уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), по отдельности и в их совокупности.

- Уголовное преследование, которое выражается в выдвижении, формулировании и обосновании первоначального подозрения и обвинения, привлечении лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого и обвиняемого, изменении обвинения при наличии к тому законных оснований, составлении обвинительного заключения и направлении уголовного дела прокурору для последующего направления в суд.

- Разрешение уголовного дела или обвинения по существу, которое выражается в прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении отдельного лица по основаниям, тождественным основаниям оправдательного приговора, т.е. за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления и ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

Особого рассмотрения заслуживает право следователя прекращать уголовные дела и уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям, а именно: за истечением сроков давности, в связи со смертью

подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии заявления потерпевшего, наличии акта амнистии, в связи с примирением сторон, в связи с деятельным раскаянием и некоторым другим (п. 3 - 6 ч. 1 ст. 24, ст. 25, п. 3 - 5 ч. 1 ст. 27, ст. 28 УПК РФ). Специфика такого прекращения заключается в том, что оно производится или в условиях, когда вопрос о виновности лица остается вообще не решенным, или даже решается с положительным выводом о виновности обвиняемого в совершении определенного преступления, как это имеет место при прекращении уголовного дела и уголовного преследования, за примирением сторон и в связи с деятельным раскаянием. Это право является особенно важной характеристикой многогранной и многофункциональной деятельности современного российского следователя, который не только устанавливает фактические обстоятельства дела, осуществляет уголовное преследование, но и участвует в осуществлении прямо противоположной процессуальной функции - защиты, а еще и разрешает уголовное дело по существу путем его прекращения с реабилитацией обвиняемого и даже (с согласия руководителя следственного органа) с выводом о виновности обвиняемого в совершении инкриминируемого преступления[19].

 

 

2.2. Меры процессуального принуждения в ходе предварительного расследования

УПК РФ 2001 г. свел в один раздел все меры процессуального принуждения, разделив их на три группы.

- задержание подозреваемого;

- меры пресечения;

- иные меры процессуального принуждения. [20]

Для преодоления сопротивления лиц, совершивших преступление, а также для обеспечения реализации задач уголовного процесса, указанных в ст.6 УПК РФ, и применяется процессуальное принуждение.

Закон делает возможным ограничение конституционного статуса человека и гражданина, если это необходимо для установления истины по делу, но при этом дает четкое представление об основаниях и процессуальном порядке этого вторжения.

Задержание подозреваемого является одной из мер процессуального принуждения. Оно применяется только в ходе предварительного расследования.

Подозреваемый относится к участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты. Он появляется в уголовном деле, в частности, в результате задержания в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ. Непременным условием содержания является подозрения лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Для задержания подозреваемого необходимо наличие одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. В этом случае лицо может быть задержано, если оно пыталось скрыться, либо оно не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, следователем или дознавателем с согласия прокурора направлено в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

На вопрос о том, что является мотивом задержания, можно утверждать следующее: возможное ненадлежащее поведение лица, подозреваемого в совершении преступления, которое может выразиться в том, что подозреваемый скроется от следствия и суда при условии, что не установлена его личность, и он не имеет постоянного места жительства.

Но одно это намерение еще не основание для задержания. Эти основания, указанные в ст.91, появляются в результате производства следственных действий. Потерпевшие или свидетели, допрошенные по делу, например, могут назвать имя или фамилию лица, совершившего преступление, во время допроса во время допроса или опознать это лицо во время опознания; следы преступления могут быть обнаружены на одежде, в жилище лица, совершившего преступление, в результате обыска (ст. 182УПК), в результате освидетельствования.[21] 179 УПК). Наконец, лицо, совершившее преступление, может быть застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения либо потерпевшим, либо гражданином, либо сотрудниками правоохранительных органов, и тогда те, кто осуществил это физическое задержание, допрашиваются в качестве свидетелей по делу, и их показания являются основанием для задержания в порядке ст.91 УПК РФ.

Остается еще одно основание, на котором следует остановиться «иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления».

К ним законодатель относит помимо тех, которые перечисляются конкретно, все остальные. Ими могут быть, например, показания соучастников и т.д.

В уголовно-процессуальном законе особое внимание уделяется порядку задержания подозреваемого (ст. 92 УПК РФ). Сопоставление ст. 92,46,49,51,52 УПК РФ дает следующую картину: после доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более трех часов составляется протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ:

- подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания;

- он имеет право пользоваться услугами защитника с момента фактического задержания. Защитник приглашается самим подозреваемым, или по его поручению, или с его согласия другими лицами;

- подозреваемый по личной инициативе вправе письменно отказаться от помощи защитника. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ

Согласно названному Закону гражданские лица содержатся под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, военнослужащие на гауптвахтах.

В местах содержания задержанных устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.

Закон устанавливает особенности содержания под стражей женщин, несовершеннолетних, основные требования изоляции, права и обязанности подозреваемых, администрации, решает другие вопросы.

О каждом случае задержания подозреваемого в совершении преступления следователь, дознаватель и прокурор обязаны не позднее 12 часов с момента задержания уведомить кого-либо из родственников задержанного. Возможность такого уведомления может быть предоставлена самому подозреваемому. Если задержан военнослужащий, об этом уведомляется командование воинской части, если задержан гражданин другого государства - уведомляется посольство или консульство этого государства.

 

Правило действует во всех случаях, когда задержан несовершеннолетний. При задержании взрослого уведомление может не производиться, когда в интересах предварительного расследования нужно сохранить факт задержания в тайне. Делается это с санкции прокурора (ч. 4 ст. 96 УПК РФ).

В момент фактического задержания подозреваемое лицо может находиться в состоянии опьянения. Это должно быть зафиксировано в протоколе (степень и характер опьянения должны быть определены специалистом, в данном случае - врачом-наркологом).

Возможность исполнить принятое процессуальное решение о задержании, водворить подозреваемого в изолятор временного содержания для кратковременного лишения его свободы дает процессуальный документ- протокол, в котором указывается дата и время его составления, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска, другие обстоятельства задержания. Протокол должен быть подписан лицом, его составившим, и задержанным. В течении 12 часов с момента задержания о нем письменно извещается прокурор, который надзирает за законностью в деятельности органов предварительного расследования и должен освободить всякого незаконно и необоснованно подвергнутого этой мере процессуального принуждения.

Согласно ст. 93,184 УПК РФ задержанный подвергается личному обыску в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела и для обеспечения его личной безопасности во время пребывания в изоляции от общества. Личный обыск производится в присутствии понятых того же пола лицом одного пола с задержанным.

Задержание не может продолжаться более 48 часов. По истечении 48 часов либо задержанный освобождается из-под стражи, либо в отношении него избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, и он остается в изоляции, переводится в следственный изолятор, при этом изменяется режим его содержания.

 

Если лицо признано подозреваемым и в отношении него избрана такая мера пресечения, как заключение под стражу, то обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если он был задержан, а затем заключен под стражу - в течение 10 суток с момента задержания.

Суд может продлить срок задержания, но не более чем на 72 часа. Это связано с громоздкой процедурой избрания меры пресечения - заключения под стражу, в отношении подозреваемого, которая не отличается простотой и ясностью.

Прокурор, следователь, дознаватель с согласия прокурора за 8 часов до истечения срока задержания выносят постановление о возбуждении перед судом ходатайства о заключении обвиняемого, подозреваемого под стражу. В течение 8 часов с момента поступления ходатайства суд должен рассмотреть его и, если потребуется представление дополнительных доказательств обоснованности задержания, может отложить принятие решения об удовлетворении ходатайства об аресте с указанием даты и времени, до которого продлевается срок задержания. [22]

Ходатайство рассматривается судьей единолично. В суд вызываются подозреваемый, обвиняемый, прокурор, защитник. Если он участвует в деле. Дело рассматривается по месту производства расследования, либо по месту задержания подозреваемого. Судья либо санкционирует арест, либо откладывает принятие решения по ходатайству стороны для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания.

Основания освобождения подозреваемого излагаются в ч. 1 ст. 94 УПК РФ. Подозреваемый подлежит освобождению на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, если:

- не подтвердилось подозрение о совершении преступления;

- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

- задержание было произведено с нарушением требований ст.91 УПК РФ.

 

Освобождение задержанного в связи с тем, что не подтвердилось подозрение в совершении преступления или при задержании были допущены нарушения закона, влечет за собой оценку задержания с точки зрения его законности и обоснованности. О законности и обоснованности можно говорить, исходя из достаточности доказательств на момент принятия этого процессуального решения или опираясь на итоговые решения по делу, в том числе по реабилитирующим основаниям; вынесение обвинительного или оправдательного приговора и т. д.

В случае, если задержанный освобождается в связи с тем, что подозрение в совершении преступления не подтвердилось, или тогда, когда задержание было произведено с нарушением ст.91, возникают основания считать это задержание незаконным и необоснованным, в связи с чем любое лицо, незаконно подвергнутое этой мере процессуального принуждения имеет право на возмещение вреда в порядке, установленном в законе, т.е. право на реабилитацию (ч. 3 ст. 133 УПК РФ). Возмещению подлежит имущественный и моральный вред в соответствии со ст. 135, 136 УПК РФ.

Правила задержания лиц по подозрению в совершении преступлений в равной степени относятся к каждому совершившему преступление вне зависимости от национальности и социальной принадлежности задержанного, его вероисповедания, должностного положения. Исключение сделано для отдельных категорий лиц, к числу которых законодатель относит членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судей Конституционного Суда РФ, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей и судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в президенты РФ. Прокурора, следователя, адвоката (ст.447 УПК РФ).

В случае совершения преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, все перечисленные в ст.447 лица могут быть задержаны в порядке ст.91 УПК РФ. Однако только одно основание задержания, а именно задержание на месте преступления дает возможность подвергнуть это лицо мере принуждения - задержанию. Во всех остальных случаях все перечисленные выше лица после установления их личности немедленно освобождаются. Производство по уголовному делу в отношении данных лиц ведется по правилам, установленным главой 52 УПК РФ.

 

Меры пресечения. Меры процессуального принуждения - это предусмотренные законом средства воздействия на обвиняемого (подозреваемого), которые заключаются в лишении или ограничении его свободы, угрозе имущественных потерь или установлении за ним наблюдения, присмотра и применяются в целях предупреждения или пресечения ненадлежащего с точки зрения закона поведения лица, совершившего преступление.

 

Меры пресечения в равной мере применяются на всех стадиях уголовного процесса, они применяются, изменяются и отменяются в зависимости от имеющихся в деле доказательств и той необходимости в их применении, которая продиктована ходом расследования и судебного производства по делу. [23]

 

Они могут применяться как органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры с согласия суда, так и судом. Это их право, а не обязанность. Право, которое может быть реализовано только тогда, когда имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого ведется производство по уголовному делу, может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным путем воспрепятствовать установлению истины по делу, помешать исполнению приговора (ст.97 УПК РФ).

 

Ограничение свободы имеет место не только при заключении обвиняемого, подозреваемого под стражу, но и при применении других мер пресечения: подписка о невыезде, личном поручительстве и т.д. Степень ограничения личной свободы обвиняемого, подозреваемого, способы, посредством которых происходит это ограничение - различны. Если при заключении под стражу лицо лишается свободы, утрачивает возможность свободно передвигаться и действовать по своему усмотрению, то при подписке о невыезде он остается на свободе, но у него отбирается в письменном виде обязательство не отлучаться с места жительства и являться к дознавателю следователю, прокурору. Одновременно ему разъясняется, что нарушение подписки о невыезде может повлечь за собой применение более строгой меры пресечения. При личном поручительстве ограничение свободы подозреваемого обусловливается наступлением моральных и материальных взысканий, при залоге, в случае невыполнения обязательств поручителем, наступлением имущественных потерь.

По общему правилу мера пресечения избирается в отношении обвиняемого, подсудимого, осужденного (до вступления приговора в законную силу). В исключительных случаях она может быть применена и в отношении подозреваемого.

При применении меры пресечения избирается та мера, которая по конкретным обстоятельствам дела действительно необходима.

Существенное влияние на избрание меры пресечения оказывают данные, характеризующие личность обвиняемого и тяжесть совершенного преступления. Согласно ст.99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания той или иной меры пресечения следует, помимо обстоятельств, образующих основания ее применения, учитывать также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.

Об избрании меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь или прокурор выносит в соответствии со ст. 101 УПК РФ мотивированное постановление. Оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части постановления указывается: время, место вынесения постановления, должность, звание и фамилия лица, вынесшего постановление. В описательной части постановления излагается сущность обвинения, основания применения той или иной меры пресечения и те из предусмотренных ст.99 УПК обстоятельств, которые оказали влияние на избрание данной меры пресечения по конкретному уголовному делу. Если к должностному лицу, расследующему дело, поступили ходатайства о применении к обвиняемому в качестве меры пресечения личного поручительства, отдачи несовершеннолетнего под присмотр или залог, в описательной части постановления следует изложить суть этих ходатайств, а также выразить отношение к ним, т.е. указать, подлежат ли они удовлетворению или нет.

В резолютивной части постановления указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место рождения обвиняемого, а также вид меры пресечения. Копия постановления или определения о мере пресечения должна быть вручена лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст.123-127 УПК РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие меры пресечения:

- подписка о невыезде;

- личное поручительство;

- наблюдение командования воинской части;

- присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым;

- залог;

- домашний арест;

- заключение под стражу. [24]

Подписка о невыезде и надлежащем поведении согласно ст. 102 УПК РФ состоит в том, что обвиняемый, подозреваемый письменно обязуются:

- не покидать постоянное или временное место

- в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд;

- иным образом не препятствовать производству по уголовному

делу.

Подписка о невыезде ограничивает свободу передвижения. Ее назначение в том, чтобы обеспечить нахождение обвиняемого или подозреваемого в определенном месте для того, чтобы в случае необходимости иметь возможность вызвать его.

Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 102 УПК.

Заслуживающими доверия лицами являются граждане, которые снискали уважение окружающих и способны обеспечить надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого, в том числе явку его по вызовам компетентных органов, ведущих расследование по делу. Поручателями могут быть один или несколько человек. Для применения личного поручительства необходимо письменное ходатайство от лиц, заслуживающих доверия, о даче ими письменных обязательств за поведение обвиняемого.[25]

Наблюдение командования воинской части применяется к подозреваемым или обвиняемым, которые являются военнослужащими или военнообязанными, проходящими военные сборы, с их согласия. Об избрании этой меры пресечения выносится постановление, которое направляется командованию воинской части, которое никакой ответственности за ее нарушение не несет, ибо избрание данной меры пресечения с командованием не согласовывалось. Командование просто извещается об этом как о совершившемся факте.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым применяется к лицам, которым еще не исполнилось 18 лет, и состоит в том, что родители, опекуны, попечители или другие заслуживающие доверия лица, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором он находится, дают обязательство в обеспечении его надлежащего поведения. По исполнении 18 лет лицу, совершившему преступление, эта мера пресечения должна быть изменена.

 

Залог как мера пресечения состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений.

Вид и размер залога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого и имущественного положения залогодателя.

Если залогодатель не является подозреваемым - ему разъясняется сущность обвинения или подозрения, связанные с залогом обязательства и последствия их невыполнения. В случае невыполнения или нарушения обстоятельств, связанных с внесением залога, залог обращается в доход государства по судебному решению, вынесенному в соответствии со ст.118 УПК РФ. При прекращении уголовного дела залог возвращается залогодателю.

Домашний арест - новая для современного законодательства мера пресечения, введенная в УПК РФ (ст. 107). Он заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения обвиняемого, подозреваемого и запрете общения с определенными лицами, переписки переговоров с использованием любых средст связи. Этот вид меры пресечения избирается с согласия прокурора и по решению суда, при наличии оснований и в порядке, которые установлены в ст. 108 УПК, с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

Домашний арест, как и заключение под стражу может быть избран в отношении подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

Прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство с изложением мотивов и оснований, в силу которых возникла необходимость применения домашнего ареста и невозможности избрания иной меры пресечения, с приложением материалов, подтверждающих обоснованность ходатайства. В случае отказа судьи в избрании домашнего ареста повторное ходатайство возможно только при возникновении новых обстоятельств (ч. 9 ст. 108 УПК РФ).

Отсутствие законодательного определения сроков домашнего ареста, порядка их продления ущемляет правовое положение обвиняемого, подозреваемого. Можно сказать, что сроки домашнего ареста исчисляются с момента избрания этой меры пресечения до окончания расследования, а поскольку предварительное следствие не имеет определенного срока, нахождение под домашним арестом может быть длительным.

Заключение под стражу (арест) - самая суровая из всех мер пресечения.

Как правило - это совершение преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Арест нарушает конституционное право на неприкосновенность личности, существенно ограничивает правовой статус лица, к которому применяется, именно поэтому правила применения заключения под стражу в качестве меры пресечения исчерпывающе регламентированы законом.

Анализ ст.97, 99, 100, 108 УПК РФ дает возможность определить эти основания. Это достаточные основания полагать, что обвиняемый:

- скроется от дознания, предварительного следствия и суда;

- может продолжать заниматься преступной деятельностью;

- может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу;

- может уклониться от исполнения приговора.

Процессуальный порядок избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения характеризуется оформлением постановления, в котором излагаются процессуальное решение дознавателя, следователя, прокурора об аресте и ходатайство Дознавателя, следователя, прокурора перед судом о необходимости избрания в качестве меры пресечения заключение под стражей.

Постановление о возбуждении ходатайства судья районного или военного суда соответствующего уровня рассматривает единолично с участием обвиняемого, подозреваемого, прокурора, защитника, законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого, следователя, дознавателя. Судья по результатам рассмотрения выносит постановление:

1. Об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого

меры пресечения в виде заключения под стражей.

2. Об отказе в удовлетворении ходатайства.

3. Об отложении решения на срок не более чем 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания с указанием в постановлении даты, время окончания продленного срока задержания.

Содержание под стражей при расследовании преступления не может превышать 2 месяцев.

Этот срок может быть продлен судьей до 6 месяцев при условии:

 

- невозможно законч<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...