Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Региональный (вузовский) компонент ООП

УТВЕРЖДАЮ

Ректор НовГУ

________________ В.Р. Вебер

«_____» _______________ 2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Высшего профессионального образования

подготовки инженера

(степень, квалификация)

по специальности 270102.65 – Промышленное и гражданское строительство»

(код, наименование)

СОГЛАСОВАНО   Начальник УМУ ________________ Е.И.Грошев «____» ____________ 2011 г.   Принята ученым советом ИПТ Председатель УС _______________ В.В.Тимофеев «____» _____________2011 г.

 

    Разработана Выпускающей кафедрой “Строительное производство” Заведующий кафедрой _________________З.М.Хузин Выпускающей кафедрой “Строительные конструкции” Заведующий кафедрой _________________А.С.Вареник «____» _____________2011 г.

 

Великий Новгород

2011 г.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Основная образовательная программа (ООП) разработана на основе государственного образовательного стандарта (ГОС-2 ВПО) направления 653500 «Строительство» с учетом нормативных документов и рекомендаций Министерство образования и науки РФ и НовГУ.

Основная образовательная программа подготовки инженера предусматривает изучение следующих циклов дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций и факультативы.

ООП инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

 

ЦЕЛИ ООП

 

Конечным результатом освоения ООП является подготовка выпускника по специальности 270102.65 – «Промышленное и гражданское строительство» к продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

Срок достижения целей ООП предусмотрен ГОС (для очной формы обучения – 5 лет, для заочной – 6 лет, для сокращенной – 3,5 года).

Реализация ООП должна обеспечить достижение трех главных целей:

- цели обучения;

- цели воспитания;

- цели развития.

2.1 Цели обучения:

- безусловное выполнение федерального компонента ООП (ГОС);

- с помощью гибкого формулируемого регионального компонента добиться включаемых в него дисциплин с учетом требований региона.

Результат достижения целей обучения: подготовка инженера – строителя, полностью соответствующего квалификационным требованиям (см. раздел 2) и концептуальной модели элитного специалиста XXI века в части инвентарных функций интеллектуальной деятельности, а именно:

- владеть в сфере своей профессиональной деятельности компьютерными технологиями;

- владеть методами моделирования сложных систем и объектов;

- уметь выполнять все функции управленческого цикла (выбор целей, формулирование задач, разработка прогнозов и планов, принятие решений и их реализация, контроль и анализ результатов);

- знать системы задач в сфере своей профессиональной деятельности (по соответствующему направлению подготовки), и методы их решения.

2.2 Цели воспитания:

- гуманное отношение к людям и всему живому;

- патриотизм, любовь к России, ее истории, культуре;

- бережное отношение к природе, в частности, понимание необходимости перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития;

- уважение к законам.

Результат достижения цели воспитания: формирование полноценного гражданина демократической России.

2.3 Цели развития:

- формирование специалиста с широким кругозором;

- подготовка инженерных кадров, способных решать задачи, связанные с интеграцией России в мировую экономическую систему.

Результат достижения цели: развитие у выпускников специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство» способности устанавливать и поддерживать межнациональные и международные связи, что в условиях глобализации мировой экономики мировой экономики позволит без ущерба для национальных интересов России решить различные внешнеэкономические задачи.

Сформулированные цели реализации ООП важны не только для отдельного региона, но и для страны в целом. Общеизвестно, что причинами многих неблагоприятных социально – экономических ситуаций в стране является низкий уровень подготовки управленческих кадров (как правило, топ-менеджеры, в основном хозяйственники, не имеющие современной подготовки). Кроме того, уровень гражданского самосознания руководящих работников в стране оставляет желать лучшего. Отсюда, достижение всех трех сформулированных целей имеют большое значение как для региона, так и для страны в целом.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ООП

Федеральный компонент ООП подготовки инженера по специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство» определяется Государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению подготовки (Приложение № 1). Федеральный компонент ООП определяет требования к уровню подготовки абитуриента, общие требования к ООП, сроки освоения ООП, требования к разработке и условия реализации ООП, требования к уровню подготовки выпускников по специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство».

Наполнение ООП, исходя из положений федерального стандарта, как обязательного минимума ее содержания, выразилось во введении в образовательный процесс подготовки специалиста по специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство» следующих дисциплин:

· Иностранный язык;

· Физическая культура;

· Отечественная история;

· Культурология;

· Русский язык и культура речи;

· Философия;

· Экономика;

· Математика;

· Информатика;

· Физика;

· Химия;

· Экология;

· Теоретическая механика;

· Начертательная геометрия. Инженерная графика;

· Механика;

· Материаловедение. Технология конструкционных материалов;

· Метрология, стандартизация и сертификация;

· Электротехника и электроника;

· Безопасность жизнедеятельности;

· Механика грунтов;

· Инженерная геодезия и геология;

· Архитектура;

· Инженерные сети и оборудование.

Освоение данного блока дисциплин позволяет сформировать у инженера правовое самосознание, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе, профессиональную мобильность и другие профессионально значимые личные качества.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки инженера по специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство», в ООП предусмотрены также циклы специальных дисциплин и дисциплин специализаций, содержание которых регламентируется региональным компонентом ООП. Согласно федеральному компоненту ООП, в ходе подготовки инженера по указанной образовательной программе предусмотрены учебные и производственные практики, а также итоговая государственная аттестация.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ (ВУЗОВСКИЙ) КОМПОНЕНТ ООП

Содержание регионального компонента ООП обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной ГОС направления 653500 «Строительство».

Региональный компонент ООП формируется за счет часов, выделенных в ГОС специальности на дисциплины, установленные вузом (включая дисциплины по выбору и факультативы) и специализации. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Включение дисциплины в состав регионального компонента производится после консультации с:

- УМО специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство» (Московский государственный строительный университет);

- представителями предприятий города и области;

- руководством Управления строительства и инвестиционной политики Администрации Новгородской области.

Дисциплины, включенные в региональный компонент ООП, должны:

- обеспечить возможность практической реализации базовых положений дисциплин, включенных в федеральный компонент (ГОС);

- соответствовать принятой в рамках специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство» специализации.

Ниже в таблице приведен состав регионального компонента специальности 270102.65 «Промышленное и гражданское строительство».

Без эффективного сформированного регионального компонента не может быть достигнута цель обучения – формирование высокопрофессионального, специалиста инженера - строителя, способного решить актуальные конкретные задачи, стоящие перед предприятиями строительной отрасли и регионом. Кроме того, региональный компонент способствует достижению промежуточной цели ООП – проиллюстрировать практическую применимость изучаемых дисциплин.

 

Индекс Наименование дисциплины (в том числе практик) Распределение по семестрам всего
экзамены зачеты курсовые проекты курсовые работы
             
ГСЭ ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ            
ГСЭР.01 Политология          
ГСЭР.02 Социология          
ГСЭР.03 Правоведение          
ГСЭР.04 Психология и педагогика          
ГСЭВ.00 Дисциплины и курсы по выбору          
ГСЭВ.01 Основы маркетинга/ Основы менеджмента          
ГСЭВ.02 Психология руководителя/ Этика          
ГСЭВ.03 Управление качеством/ Управление инновациями          
ЕН ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ          
ЕНР.01 Экология строительства          
ЕНР.02 Системы автоматизированного проектирования в строительстве          
ЕНВ.00 Дисциплины и курсы по выбору          
ЕНВ.01 Строительная физика/ Информатика и основы компьютерных технологий          
ОПДФ ОБЩЕПРФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ          
ОПДР.01 Строительные материалы и изделия          
ОПДВ.00 Дисциплины и курсы по выбору          
ОПДВ.01 Введение в специальность/ История науки и техники          
ОПДВ.02 Проектирование дорог и транспортных сооружений/ Техническая эксплуатация зданий и сооружений          
СД СПЕЦИАЛЬНЫЕ          
СД.01 Архитектура гражданских промышленных зданий и сооружений     5,6    
СД.02 Строительная механика 5,6        
СД.03 Металлические конструкции, включая сварку 7,8   7,8    
СД.04 Железобетонные и каменные конструкции 7,8   7,8    
СД.05 Конструкции из дерева и пластмасс          
CД.06 Основания и фундаменты          
СД.07 Обследование и испытание зданий и сооружений          
СД.08 Реконструкция зданий, сооружений и застройки          
СД.09 Технология и механизация строительного производства 5,6,7   6,7    
СД.10 Организация, управление и планирование в строительстве 8,9        
СД.11 Экономика отрасли          
ДС.00 Дисциплины специализации          
ДС.01 Современные проблемы проектирования зданий и сооружений          
ДС.02 Современные проблемы возведения зданий и сооружений          
ДС.03 Пространственные конструкции          
ДС.04 Конструкции городских сооружений          

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Базовый учебный план (БУП) специальности 270102.65 - «Промышленное и гражданское строительство» является основным документом, регламентирующим учебный процесс (Приложение № 2). Он обеспечивает последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности, рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиции равномерной учебной работы студента. Учебный план составлен на основании ГОС с учетом имеющихся в нем рекомендаций.

При формировании учебного плана соблюдаются следующие принципы:

- соблюдение блочной структуры;

- изучение дисциплины обще профессионального цикла и специальных дисциплин в последовательности, обеспечивающей логическую последовательность изложения материала;

- построение рабочих программ курсов, включаемых в учебный план, исключающих дублирование материала.

В основном дисциплины блока ГСЭ и ЕН изучаются на первых двух курсах, блока ОПД – на 2, 3, 4 курсах, блока СД – на 4,5 курсах.

Базовый учебный план разработан раздельно для каждой формы обучения (очной, заочной, сокращенной) в соответствии с требованиями Положения НовГУ от 26.04.2011г. № 6 «Об образовательной программе специальности (направления подготовки) высшего профессионального образования». Нормативный срок обучения по очной форме обучения составляет 5 лет, по заочной - 6 лет, по сокращенной -3,5 года. БУП сокращенного обучения разработан с учетом требований Положения об обучении в сокращенные сроки в НовГУ.

Обязательными структурными элементами БУП являются:

- график учебного процесса;

- сводные данные по бюджету времени студента;

- план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой государственной аттестации.

На долю самостоятельной работы приходится почти половина всего времени, отведенного на учебный процесс, поэтому совершенно очевидна исключительно важная роль методического обеспечения этой формы освоения учебного материала. Кафедрами предусматривается издание конспектов, лекций, методических указаний по выполнению самостоятельной работы, контрольных заданий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...