Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическое тестирование.




Методы изучения коллективны явлений. – Массовые опросы (устные интервью или анкетирование). Метод изучения крупповой дифференциации (социометрия).

Количественные методы.

Два способа применения в педагогике:

1 -для обработки результатов наблюдений экспериментов;

Статистические: регистрация, ранжирование, шкалирование

2 - для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время педагогические исследования осуще­ствляются с помощью целой системы разнообразных мето­дов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследова­тельская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изуче­ние и обобщение передового педагогического опыта, социо­логические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической ста­тистики, теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущность этих методов.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследова­ния, что вполне естественно. Изучение педагогических яв­лений требует от исследователя их непосредственного на­блюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода уче­ный выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучение школьной документации и продуктов деятель-кости учащихся. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение школьной до­кументации и продуктов деятельности учащихся. Так, изу­чая стимулирующую роль оценки знаний учащихся и их успеваемость, нельзя обойтись без анализа классных жур­налов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обу­чения,

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. experimentum — проба, опыт) как метода исследова­ния заключается в специальной организации педагогиче­ской деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических пред­положений, или гипотез. Когда гипотеза или предположе­ние находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

В зависимости от целевых установок различают следую­щие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный. В чем их сущность?

Констатирующий эксперимент проводится обычно в на­чале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме.

Созидательно-преобразующий эксперимент. Сущность его заключается в том, что ученый разрабатывает гипотезу ис­следования или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные методические меры по решению исследуемой проблемы. Он создает новую психологическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются даль­нейшему теоретическому анализу и делаются необходимые выводы.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы явля­ется проверка полученных выводов и разработанной мето­дики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которо­го заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей. Если он подтверждает сде­ланные выводы, исследователь обобщает полученные ре­зультаты, которые и становятся теоретическим и методи­ческим достоянием педагогики.

Особое место в методике педагогических исследований занимает естественный эксперимент, создателем которого является известный русский психолог А. Ф. Лазурский (1874— 1917). Суть его состоит в том, что исследователь, анализи­руя те или иные педагогические явления, стремится созда­вать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмысле­нии практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empirio — опыт), т. е. опытным путем, учителя нередко подходят к важным методическим позитивным результатам, которые зачастую не были изве­стны в педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек.

Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого процесса, составления детального плана проведения эксперимента, строго соблюдения намеченного плана, точной фискации результатов, тщательного анализа полученных данных, формулировки окончательных выводов.

Еще одним методом является тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро­лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса. От других спо­собов обследования тестирование отличается точностью, про­стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Тестирование — далеко не новый, но до последнего време­ни мало применяемый в отечественной педагогике метод ис­следования. Еще в 80—90-е гг. прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного экспери­мента — исследования с помощью тестов (А. Дальтон и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода.

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирова­ния, укажем прежде всего на использование тестов успевае­мости. Широко применяются тесты элементарных умений, та­ких, как чтение, письмо, простейшие арифметические опера­ции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности — выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

К методам изучения коллективных явлений относят анкетирование - метод массового сбора материала с по­мощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быст­рых массовых опросов учеников (учителей, родителей), деше­визной методики и возможностью автоматизированной обра­ботки собранного материала.

Широко используется метод изучения групповой дифференци­ации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. (вопрос: с кем бы ты хотел…) Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — воз­можность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм (рассматри­ваются в курсе психологии), а также количественная обработка результатов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...