Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, источники информации, нормативная база проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками




Целью аудита операций связанных с расчетами с поставщиками является выражение мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, касающихся обязательств и дебиторской задолженности по поставщикам и подрядчикам, а также о соблюдении организацией требований законодательства о бухгалтерском учете по ведению и оформлению хозяйственных операций, связанных с расчетами по поставщикам и подрядчикам.

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки можно разделить на 2 группы:

1) расчеты с поставщиками. Основные формы договоров – купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены;

2) расчеты с подрядчиками. Основные формы договоров – подряда, возмездного оказания услуг, на выполнение НИОКР.

Подобное деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

В ходе аудита подлежат проверке:

а) поступление ТМЦ (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями;

б) выставленные поставщикам и подрядчикам претензии;

в) списанные безнадежные к взысканию долги;

г) выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.

При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие меры были приняты к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

В случае, если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату. При наличии поставщиков - резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.

При применении на предприятии журнально-ордерной формы бухгалтерского учета, все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных — все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Основные источники информации для проверки данного раздела учета: договоры с поставщиками и подрядчиками, счета-фактуры, таможенные декларации, накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах), журналы регистрации счетов-фактур, книга покупок, регистры аналитического и синтетического учета.

Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

•с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

•с поставщиками и подрядчиками по неоплаченным в срок расчетным документам;

•с поставщиками по неотфактурованным поставкам;

•по авансам выданным (следует иметь в виду, что с введением в действие нового Плана счетов, применявшийся ранее для расчетов по авансам выданным счет 61 отменен, и все расчеты по авансам выданным подлежат отражению на отдельном субсчете счета 60);

•с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

•с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;

•с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др. Основные источники информации для проверки данного раздела учета:

•договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);

•счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях — таможенные декларации);

•накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;

•документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);

• журналы регистрации счетов-фактур;

• книга покупок;

• регистры аналитического и синтетического учета.

Типичные ошибки:

1. В части организации первичного учета:

- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров);

- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;

- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;

- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений);

- отсутствие графиков документооборота;

- ошибки при регистрации документа (количественные или качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре.

2. В части организации бухгалтерского и налогового учета:

- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту (Д-т 60 К-т 60 субсчет «Авансы выданные» или 76);

- несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности(Д-т 91 К-т 60);

- возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам;

- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;

- возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;

- несвоевременное предъявление претензий поставщикам, отражение на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» нереальных сумм;

- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

- неправильное отражение на счетах суммовых разниц;

- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет внереализационных расходов (Д-т 63 или 91 К-т 60 субсчет «Авансы выданные»);

- отсутствие аналитического учета по поставщикам, неоплаченным в срок расчетным документам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, выданным векселям

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...