Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие педагогических взглядов, практики обучения и воспитания в России (XVII-XVIII в.)




(Пискунов,лекции)

В боярских семьях появились учителя – иностранцы, помогавшие в овладении западной образованностью. Эта тенденция поддерживалась и царской семьей.

Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические процессы стимулировали развитие просвещения. Нужда государства в большем количестве людей, обладающих широким кругозором, различными специальными знаниями, могла быть удовлетворена только через овладение западной культурой и наукой. Понятно, что в связи с этим должно было измениться и отношение к получению повышенного образования.

В целом в XVII в. в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у домашнего учителя, в училище или индивидуально у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.

Однако у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам.

Теперь же и царские дети стали учиться по-новому: Симеон Полоцкий обучал двух сыновей Алексея Михайловича иностранным языкам, пиитике, риторике и богословию. В общем, можно сказать, что в эту эпоху появились уже по-новому образованные люди и создавалась база для последующих петровских реформ в области просвещения.

Западные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) понимали основную функцию просвещения, – как и прежде служить укреплению православной веры и церкви. Однако и им стало ясно, что без определенной школьной организации уже не обойтись. Поэтому в братствах создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие, такие как Киево-Могилянская академия. Средние школы имели богословский характер и были как бы духовными семинариями. Школы братств являлись общественными, а не частными или семейными. Киево-могилянская коллегия (коллегиум), академия (1632). 1200 человек,3 отделения: младшее, среднее, старшее. На группы делились по двум основаниям – уровню подготовки и языку: русская, славяно-греческая, латинская.

В 40-х годах – школа при Андреевском монастыре

Первым учебным заведением со значительным числом» учащихся была Типографская школа, основанная в 1681 г. иеромонахом Тимофеем. Ей были отданы палаты при Печатном дворе. В младшем классе учились по азбуке (50 человек в первый год работы), в старшем – по Псалтыри (10 человек в первый год работы). Постепенно количество учеников увеличивалось, расширялась программа: изучали уже не только славянский, но и греческий языки. Со временем школа превратилась в своеобразное учебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

Важно отметить, что границы между средними и высшими школами в России в XVII в. были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. Учреждение ее как бы заканчивало первый, церковно-религиозный период отечественного образования. В этом учебном заведении серьезно изучалось не только богословие, но и светские науки.

1629-1680.Симеон Полоцкий. «Рифмованная псалтырь». Воспитание в духе православия. Роль учителя и его ответственность. Системность в процессе обучения. «Псалтырь рифмованная», «Вертоград многоцветный», «Обед душевный», «Букварь языка славенска», а также более 200 проповедей и поучений. В них отражены его педагогические идеи: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. От учителя зависело, что будет в ней изображено. Обучение должно было осуществляться на трех языках: латинском, греческом и родном. Симеон Полоцкий считал необходимым осуществлять светское воспитание юношества. Реализации этой задачи немало содействовал устроенный им школьный театр, который одновременно помогал преподавать риторику, развивать у учеников дикцию, память, воображение, овладевать ораторским искусством.

Однако и древнерусские традиции воспитания и обучения не отвергались Симеоном Полоцким. Так, большое внимание он уделял домашнему, семейному воспитанию. И в целом его педагогические представления были достаточно близки устоявшимся, отечественным идеалам. В вопросе физических наказаний он следовал сложившейся практике, считая их одним из необходимых средств воспитания.

Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII в. она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение – духовную семинарию. Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения уже в петровскую эпоху – поэты Антиох Кантемир (1708–1744) и Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. – не ранее 1718), математик Леонтий Магницкий (1669–1739). Учился в ней и М.В. Ломоносов.

Таким образом, в России в XVII в. появились образовательные учреждения нового типа, при организации которых учитывался опыт западноевропейских средневековых школ

Россия начала приобщаться к миру европейской культуры, усилилось внимание к светскому знанию. В результате следующим этапом в развитии школьного образования стало создание в петровскую эпоху чисто светских, преимущественно профессиональных по своему характеру, учебных заведений.

В XVII в. в связи с начавшимся сближением со странами Европы, проникновением в Россию элементов западной системы образования произошло разделение русского общества на сторонников традиционного отечественного воспитания и обучения и приверженцев европейских форм и со-держания образования. Большую роль в эту эпоху сыграла польская культура, оказавшая как непосредственное, так и опосредованное (через украинскую и белорусскую образованность) воздействие на российскую культуру. С польского языка на русский были переведены различные трактаты и учебники: «Космография» Меркатора, «Великое зерцало» иезуита И. Майера, «О строении человеческого тела» Везалия, «Селенография» (описание поверхности Луны) Я. Гевелиуса, «Естествознание» М. Скотта и др.

Епифаний Славинецкий (1600–1675), Федор Ртищев (1626– 1673), Карион Истомин (конец 1640-х – 1718), Иоанникий (1639–1717) и Софроний (1652–1730) Лихуды являлись в XVII в. сторонниками грекофильского образования, ориентирован­ного на византийско-русскую традицию. Епифаний Славинец­кий в сочинениях «Рассуждения об учении греческому язы­ку», «Лексикон филологический» обосновывал необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания, школь­ного образования с традициями русского «учения книжного».

Епифаний Славинецкий считается переводчиком на рус­ский язык книги Эразма Роттердамского «Гражданство обы­чаев детских». В русском переводе 164 вопроса и ответа.Правила этикета (обращение с вилкой), одежды, гигиены, поведения. Отдельно вопросы, касающиеся детской игры. Какие игры допустимы, как вести себя в процессе игры. Отдельно – правила отхода ко сну.

Профессиональное обучение. Ремесленное ученичество. Частное. Как правило с 12-13 лет. Государственное – при приказах. Центр – оружейная палата. Учитель (мастер) и ученик –государственные служащие. Подготовка подъячих: Посольский и Поместный приказы. 60-70-е годы 17 века. «Сидят для науки» Медицинское образование: Аптекарский приказ. 1654 – лекарская школа в Москве. Пушкарский приказ – изготовление пушек и колоколов. Литейщики.

Крайне отрицательно против всех новшеств в обучении и воспитании выступили в этот период старообрядцы – про­топоп Аввакум (1620/1621–1682), его ученик Авраамий (каз­нен в 1672 г.), поп Лазарь и дьякон Федор, сожженные вме­сте с Аввакумом в 1682 г. И другие религиозные.

Таким образом, к концу XVII в. проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту и выразилась в оформлении трех основных подходов к воспита­нию и обучению, которые условно можно обозначить как ла­тинский, грекофильский и старообрядческий. Дальнейшее раз­витие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удов­летворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школь­ного дела по западноевропейским образцам.

Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII в. и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продол­жились и усилились в петровскую эпоху. 18 век. Петр 1. 1672-1725. Ставится вопрос о разграничении духовного и светского образования. Цифирные школы. От 10 до 15 лет. Грамота, арифметика, начальная геометрия. В 1716 г. дворянским детям разрешено обучать дома или в столичных школах. Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению Собранное из разных авторов. 1708. Создаются школы: Гарнизонные и адмиралтейские, Горнозаводские, Артиллеристско-инженерная, Хирургическая.

Этот процесс «огосударствления» способствовал новому по­ниманию образования, проникновению в отечественное педа­гогическое самосознание новых начал. В большинстве своем петровские реформы в области обра­зования проводились выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий, людьми, получившими образование, приближавшееся к западноевропейскому.

Выдающимся деятелем просвещения в петровскую эпоху был видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук в Москве Леонтий Филиппович Магницкий. По традиции, шедшей еще от мастеров грамоты Московской Руси, он создал соб­ственный учебник – «Арифметика сиречь наука числитель­ная», опубликовав его после двухлетней практической про­верки в 1703 г. Эта учебная книга знаменовала собой рожде­ние действительно нового учебника, соединявшего в себе отечественную традицию с достижениями западноевропейс­кой методики преподавания точных наук. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого являлась основной учебной книгой по математи­ке до середины XVIII в., по ней учился М.В. Ломоносов.

Василий Никитич Татищев (1686–1750), автор многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был создателем и ряда интересных педагогических сочинений. В 1721 г. по его инициативе была открыта первая про­фессиональная горнозаводская школа, а затем возникла це­лая сеть подобных училищ. В г. Екатеринбурге, возникшем на базе основанногоВ.Н. Татищевым металлургического заво­да, была организована центральная горнозаводская школа.

Самым ярким детищем Петра I в области науки и просве­щения, появившемся уже после его смерти, но по его про­екту, явилась Санкт-Петербургская академия наук (1725) с подчиненными ей академическими университетом и гимна­зией (1726). Из-за границы в Академию наук были приглашены 16 из­вестных европейских ученых.

В эпоху петровских преобразований, внесших изменения во все сферы экономики и культуры, резко меняется быт семей, прежде всего в среде дворянского сословия. В это время на го­сударственном уровне стали вырабатываться строгие требова­ния к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах книги «Юнос­ти честное зерцало». В нем гово­рилось, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе право­славной народной традиции, а на правилах придворного этикета.

Преемники Петра I – Екатерина I, ПетрII, Анна Иоанновна, отча­сти Елизавета Петровна – лишь декларировали продолжение образовательной политики сво­его великого предшественника.

Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40–60-х гг. XVIII в. неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ло­моносова (1711–1765).

В 40–50-е гг. XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он фор­мулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. В Петербурге осуществить идею ему не уда­лось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России.

Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа Ивана Ивановича Шувалова (1727–1797), который стал первым куратором Московского университета

Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархиче­ски: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духов­ная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения – научное образование человека, которое подводит к пониманию главен­ства общественной пользы над личными интересами. По его убеж­дению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ори­ентированный на творчество. СМОТР. ответ на вопрос№30.

В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учрежде­нии в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему сред­него и высшего образования. СамМ.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», раз­работанный им в 1758 г.

В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Мос­ковском университете и в гимназии был русский, а не ла­тинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.

Для более полного усвоения учащимися учебного мате­риала М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных зада­ний для самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть всей системы школьных занятий. Раз в полгода для старших школьников проводились публичные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочине­ния. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоно­сов считал принципы посильности и развивающего обуче­ния. В основе обучения должен был лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, твор­ческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений. Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту запад­ноевропейской педагогики.

В 60-80-е гг. XVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания обще­образовательной школы для широ­ких слоев населения, исключая крепостное сословие, с соб­ственно педагогической, а не узкопрофессиональной и со­словной, как в предшествующую эпоху, целью воспитания. Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий общую образованность с профессиональной выучкой. В воспитании Екатерина II видела главное ус­ловие формирования, по ее выражению, «новой породы лю­дей». Программным документом, определившим направле­ние государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в., стал так называе­мый «Наказ императрицы Екатерины II». Этот документ закреплял за каждым сословием строго от­веденное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным само­державию, законопослушным.

Иван Иванович Бецкой ( 1704–1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей фран­цузских просветителей он сфор­мировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бец­кой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заве­дениях сословного характера. Всестороннее воспитание детей дворян. В воспитании корень злу и добру. Воспитание должно соответствовать природе ребенка. Воспитанию следует отдавать приоритет над обучением. Нравственное воспитание.

Закрытое воспитательное учреждения от 5-6 до 18-20. Воспитательные дома в Москве и Петербурге (1774). Воспитательное общество благородных девиц – 1774.

Н. И. Новиков (1744—1818). Новиков получил образование в Московском университете.

Новиков был создателем и редактором первого русского журнала для детей “Детское чтение для разума и сердца”. Это издание фактически явилось началом издания детской литературы в России, и выпущенные 20 книжек (номеров) журнала были окном в большой мир для нескольких поколений. Воспитательное и образовательное значение этого журнала высоко оценивалось С. Т. Аксаковым, В. Г. Белинским, Н. И. Пироговым.

Публикации Н. И. Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России. Новиков сформулировал ряд важных правил, психолого-педагогическая ценность которых не обесценилась и последующим развитием педагогической мысли. Правило первое: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев. Правило второе: упражняйте детей ваших чувствовать справедливо. Правило третье: остерегайтесь подавать детям ложные понятия о какой-нибудь вещи. Правило четвертое: не учите детей ничему, чего они по возрасту своему уразуметь не могут. Правило пятое: старайтесь умножить и распространить их познание, сделать его основательным и верным.

Все эти правила получили хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей.

В конце XVIII в. - Алек­сандр Николаевич Радищев. (1749–1802)..Н. Радищев требовал широкого и полноценного обра­зования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как «истинные сыны отечества» долж­ны быть и среди дворян, и среди крестьян.

Однако в общем следует при­знать, что вXVIII в. в России была предпринята попытка создать сеть учебных заведений – малых и глав­ных народных училищ – с едины­ми учебными планами, классно-урочной формой организации обу­чения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едиными учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д. Все это послу­жило основой для создания вXIX в. централизованной госу­дарственной системы образования. Вместе с тем мыслителя­ми XVIII в. был высказан ряд идей о воспитании и обучении человека – гражданина своего Отечества, ставших питатель­ной средой для развития русского общественно-педагогичес­кого движения первой половиныXIX в.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...