Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смена нательного белья пациенту




Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Кафедра СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

 

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ навыков

По дисциплине «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

 

по специальности 060101 Лечебное дело

 

 

 

АВТОР: ассистент кафедры сестринского дела

ФВСО и ПСР 1МГМУ им. И.М.Сеченова

Л.А.Захарова

 

 

Москва – 2012

 

  1. Применение дезинфицирующих растворов.

Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств

1. Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах.

1.1. Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:

- для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);

- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;

- для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания).

Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

2. При работе с дезинфекционными средствами необходимо соблюдать все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкциях по применению.

3. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и храниться в выделенном помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря. Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливаются в местах комплектации уборочных тележек.

4. Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.

5. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

5.1. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.

5.2. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям.

5.3. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

5.4. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.

6. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.

6.1. При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток многоразовые салфетки подлежат стирке.

6.2. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.

  1. Измерение роста, взвешивание пациентов.

Показания:

- первичный осмотр пациента;

- динамическое наблюдение в процессе лечения. Противопоказания: крайне тяжелое состояние пациента.

ВЗВЕШИВАНИЕ ПАЦИЕНТА

ПРИГОТОВЬТЕ:

- медицинские весы,

- лист наблюдения за состоянием пациента,

- перчатки,

- емкости с дезинфицирующими растворами,

- одноразовую салфетку под ноги пациента (можно использовать обычный лист бумаги).

ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА:

- предупредите о манипуляции,

- предложите опорожнить мочевой пузырь и кишечник,

- предложите пациенту раздеться до нательного белья и обяза­тельно снять обувь.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте исправность и точность работы мед. весов;

2. На площадку весов постелите одноразовую салфетку или обычный лист бумаги;

3. Предложите пациенту встать на середину площадки ве­сов, при опущенном затворе;

4. Поднимите затвор весов, установите равновесие с помощью грузов, расположенных на верхней и нижней планках весов - в ре­зультате получите массу тела пациента;

5. Полученные данные обязательно внесите в соответствующую графу в листе наблюдения за состоянием пациента;

6. Наденьте перчатки и использованную одноразовую салфет­ку или обычный лист бумаги замочите в дез. растворе.

ЗАПОМНИТЕ!

Взвешивание всегда проводится в одних и тех же условиях - на­тощак, в нательном белье, после опорожнения мочевого пузыря и ки­шечника, без обуви.

ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА

ПРИГОТОВЬТЕ:

- ростомер;

- одноразовую салфетку (под ноги пациенту) или обычный лист бумаги;

- перчатки;

- емкость или салфетку с дезинфицирующим раствором.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте исправность ростомера;

2. На площадку ростомера постелите салфетку;

3. Планку ростомера поднимите вверх и предложите пациенту встать на площадку ростомера спиной к шкале так, чтобы его за­тылок, лопатки, ягодицы и пятки плотно прилегали к ней;

4. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизон­тальной линии;

5. Опустите планку на темя пациенту и отметьте длину его тела по нижнему краю планки;

6. Полученные данные запишите в лист наблюдения;

7. Наденьте перчатки и замочите пеленку в дезинфицирующем растворе.

  1. Подсчет числа дыхательных движений.

Показания:
1. Оценка физического состояния пациента.
2. Заболевания органов дыхания.
3. Назначение врача и др.
Противопоказания: Нет.
Оснащение.
1. Часы с секундной стрелкой или секундомер.
2. Ручка.
3. Температурный лист.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1) взять часы с секундной стрелкой или секундомер;

2) выполнять манипуляцию сухими и теплыми руками;

3) психологически подготовить пациента к манипуляции, преднамеренно предупредив его, что будут определяться свойства пульса;

4) попросить пациента занять удобное положение и не разговаривать;

5) положить пальцы правой руки на область лучезапястного сустава пациента, имитируя подсчет частоты пульса;

6) подсчитать частоту дыхательных движений грудной клетки за минуту, наблюдая за экскурсией грудной клетки или брюшной стенки;

7) обратить внимание на глубину и ритмичность дыхания;

8) зарегистрировать частоту дыханий за минуту в температурном листе.

Примечания:
1. В норме дыхательные движения ритмичные (т.е. повторяются через равные промежутки времени). Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, причем у женщин она на 2-4 дыхания чаще, чем у мужчин. Во время сна дыхание обычно становиться реже (до 14 - 16 уд в минуту), дыхание учащается при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении.
2. Учащение ЧДД называется тахипноэ; урежение ЧДД - брадипноэ; апноэ - отсутствие дыхания.
3. Типы дыхания: грудное - у женщин, брюшное - у мужчин, смешанное - у детей.
4. Проводя подсчет ЧДД, обратите внимание на глубину и ритм дыхания, а также продолжительность вдоха и выдоха, запищите тип дыхания.

 

 

  1. Транспортировка больного на кресле-каталке, носилках-
    каталке, вручную (на носилках).

Показания: Состояние пациента.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
Транспортировка пациента на каталке (носилках, вдвоем)
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.
2. Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.
3. Постелите в каталку одеяло с простыней. Подушку (при необходимости - клеенку).
4. Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,
5. Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и бедра.
6. Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.
7. Укройте пациента второй половиной одеяла или простыней.
8. Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки, лицом к пациенту.
9. Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.
10. Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.
11. Снимите одеяло с кровати.
12. Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.
13. Продезинфицируйте каталку в соответствии с инструкцией к дезсредству.
Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:
1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
2. Подготовьте кресло-каталку к транспортировке, проверьте ее исправность.
3. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног
4. Попросите пациента встать спиной к креслу на подставку для ног и, поддерживая, усадите его в кресло.
5. Опустите кресло каталку в исходное положение, прикройте одеялом.
6. Транспортируйте пациента так, чтобы его руки не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
7. Обработайте кресло-каталку в соответствии с действующими приказами.
Примечания:
1. Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец носилок приподнят, а задний опущен, для того чтобы достигнуть горизонтального положения носилок.
2. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед и также в горизонтальном положении.
3. При транспортировке пациента на носилках надо идти не в ногу, короткими шагами слегка сгибая ногу в коленях и удерживая носилки в горизонтальном положении.
4. При любом способе транспортировки сопровождающий пациента обязан передать пациента и его историю болезни палатной медицинской сестре.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики:
Пациента, находящегося в бессознательном состоянии дополнительно фиксируют с помощью специальных ремней или поручней каталки. Если они отсутствуют, то пациента придерживает при передвижении кто-нибудь из персонала.
В случае отсутствия каталки или невозможности ее использования пациента переносят на носилках вручную не менее 4-х человек. При появлении усталости у медицинского работника необходимо сообщить остальным участникам транспортировки, так как уставшие пальцы могут непроизвольно расслабиться.
При транспортировке тяжелобольного пациента из операционной в отделение контроль за транспортировкой осуществляет медицинская сестра - анестезистка.
Все перемещения осуществлять с соблюдением правил биомеханики тела.

 

  1. Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.

Показания: определяет врач. Противопоказания: определяет врач. Сменить белье пациенту можно двумя способами:

- ПОПЕРЕЧНЫМ,

- ПРОДОЛЬНЫМ.

Это зависит от тяжести состояния пациента и его возможности поворачиваться на бок.

ПРИГОТОВЬТЕ:

1. Простыню.

2. Пододеяльник.

3. Две наволочки.

4. Дополнительный халат.

5. Маску.

6. Перчатки.

7. Фартук.

ПОПЕРЕЧНЫЙ СПОСОБ СМЕНЫ ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ может быть использован в том случае, когда пациенту не разрешается поворачиваться на бок.

1. Выполните гигиеническую обработку рук, заправьте волосы под колпак, на­деньте рабочий халат, фартук, маску и перчатки.

2. Чистую простыню скатайте ВДОЛЬ на 1/2ее длины.

3. Снимите с пациента одеяло, поменяйте пододеяльник и отло­жите его на стул рядом с постелью пациента.

4. Поднимите голову пациента и по очереди уберите подуш­ки, смените наволочки и отложите на стул.

5. Вторая медсестра или санитарка поддерживает голову пациен­та.

сначала, начиная с головы пациента, вы убираете про­стыню и тут же подкладываете заранее приготовленную чистую простыню и подушки.

3. Постепенно, поднимая пациента с двух сторон, НЕ МЕНЯЯ его положения, замените грязную простыню, тщательно расправьте чистую простыню.

4. Грязное белье, стараясь не трясти, уложите в клеенчатый мешок с надписью "грязное белье", отдайте его сестре-хозяйке.

5. Обработайте перчатки в дез. растворе, промойте водой, вы­сушите, снимите фартук, халат, вытрясите колпак, СНИМИТЕ МАСКУ и перчатки, замочите все в дез. растворе.

6. Переоденьте халат.

 

ПРОДОЛЬНЫЙ СПОСОБ СМЕНЫ БЕЛЬЯ (постельного) может быть использован в том случае, когда пациенту разрешается поворачи­ваться НА БОК.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.

1. Выполните гигиеническую обработку рук, высушите руки, заправьте волосы под колпак, на­деньте рабочий халат, фартук, маску и перчатки.

2. Чистую простыню скатайте ВДОЛЬ на 1/2 ее длины.

3. Снимите с пациента одеяло, поменяйте пододеяльник и отло­жите его на стул рядом с постелью пациента.

4. Поднимите голову пациента и по очереди уберите подуш­ки, смените наволочки и отложите на стул.

5. Помогите пациенту повернуться на бок, к противоположному,от вас краю кровати.

6. По направлению к спине пациента скатайте грязную простыню по всей длине и на освободившуюся половину постели расстелите чистую простыню и правильно положите подушки.

7. Переверните пациента сначала на спину, затем - на бок по направлению к вам, чтобы он оказался на чистой половине постели.

8. Уберите грязную простыню и тщательно расправьте чистую, чтобы не было складок, заминов.

9. Укройте пациента, убедитесь, что ему удобно лежать.

10. Грязное белье, стараясь не трясти, уложите в клеенчатый мешок с надписью "грязное белье", отдайте его сестре-хозяйке.

11. Обработайте перчатки в дез. растворе, промойте водой, вы­сушите, снимите фартук, халат, вытрясите колпак, снимите маску и перчатки, замочите все в дез. растворе.

12. Переоденьте халат.

СМЕНА НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ ПАЦИЕНТУ

ПРИГОТОВЬТЕ:

1. Чистую пижаму или рубашку.

2. Пакет для грязного белья.

3. При необходимости - все для проведения частичной сан. обра­ботки пациента.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Снимите с пациента одеяло.

2. Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.

3. Скатайте грязную рубашку быстрым движением от поясни­цы до спины и затылка, снимите ее через голову, освободите руки.

4. Снятую рубашку сразу же положите в пакет для грязного белья.

5. Рукава чистой рубашки перекиньте через голову пациента, бы­стрым движением расправьте ее, уложите пациента в удобное для него положение, укройте его одеялом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Если у пациента травма конечности, то сначала снимают белье со здоровой конечности, затем - с поврежденной, а надевают –в начале на поврежденную, а затем - на здоровую.

  1. Подача судна.

Тяжелобольным, контролирующим физиологические отправления, при строгом постельном режиме для опорожнения кишечника в постель подают судно.

Показания: строго постельный и постельный режимы двигательной активности пациента.

ПРИГОТОВЬТЕ:

1. Ширму (если пациент находится в общей палате).

2. Клеенку с пеленкой или влагоустойчивую пеленку.

3. Судно, лучше - два (может быть резиновым, эмалированным, пластмассовым, фаянсовым).

4. Емкость для воды или асептического раствора.

5. Воду или асептический раствор, t° - 40°C (с учетом теплоотда­чи).

6. Фартук.

7. Маску.

8. Перчатки.

9. Все необходимое для туалета мочеполовых орга­нов.

Манипуляция может проводиться 1,2,3,4 медицинскими работни­ками. Это зависит от:

- тяжести состояния пациента,

- массы пациента.

Медсестра может выполнять манипуляцию как по просьбе паци­ента, так и по назначению врача, в связи с туалетом мочеполовых ор­ганов для выполнения другой манипуляции (катетеризации мочевого пузыря и др.), после проведения очистительных клизм в постели пациента.

ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА:

- психологически, успокойте, создайте условия для полного рас­слабления,

- обязательно отгородите ширмой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Наденьте фартук, маску.

2. Выполните гигиеническую обработку рук.

3. Обязательно наденьте перчатки.

Если в этом есть необходимость, пригласите помощников, объ­ясните им их действия. Заранее положите клеенку, пеленку и на них поставьте судно!

4. Поднимите рубашку до уровня лопаток, с двух сторон подни­мите пациента левой, а помощник - правой, руками, подведенными под крестцовую область пациента, предварительно согните ноги пациента в коленных суставах.

5. ПРАВОЙ рукой одномоментно подведите клеенку с пе­ленкой и судно, при этом обратите внимание, что большая часть пеленки должна быть у спины пациента!

6. Удобно уложите пациента на широкую часть судна крест­цовой областью так, чтобы промежность пациента находилась над судном (ручка судна должна находиться между ног пациента).

7. Большую часть пеленки сверните в виде жгута и положите на границе судна и спины так, чтобы предотвратить затекание жидко­стей на спину, в силу того, что широкая часть судна даже на жесткой постели прогибается.

ВНИМАНИЕ!

Если пациент мужчина, то дополнительно вы должны подать и мочеприемник, так как при мочеиспускании он может замочить и простыню, и одеяло даже при вялой струе.

8. Накройте пациента и находитесь неподалеку.

9. По окончании акта дефекации (выделение кала из прямой кишки) и мочевыделения, если имеются два судна, то поменяйте од­но на другое в том же порядке, как подводили. если же судно одно, то /берите его из-под пациента, отдайте помощнику или, если его нет, по­ставьте на прикроватную табуреточку (для индивидуального судна па­циента).

10. Расправьте под пациентом пеленку и уложите его на нее. вынесите судно, вылейте в унитаз, сполосните, высушите его наружную поверхность и опять подведите под пациента, предварительно накрыв чистой частью пеленки ту часть, на которой лежал пациент, чтобы дно судна не испачкать остатками каловых масс на пеленке.

11. ПРОВЕДИТЕ тщательный туалет мочеполовых органов. уберите судно! пеленку! одномоментно!

12. Проверьте, нет ли затеков на спину, сухая ли постель, заправьте все складки и замины, при необходимости обработайте места, вызывающие у Вас тревогу.

ВНИМАНИЕ!

после освобождения судна от каловых масс для проведения туалета мочеполовых органов смените перчaтки на стерильные!

13. Укройте пациента, убедитесь, что ему удобно лежать и у него ют к Вам никаких просьб.

14. ОТКРОЙТЕ форточку или окно (зависит от времени года и внешней температуры воздуха).

15. ВЫНЕСИТЕ судно, освободите его и проведите обеззараживание, замочите весь использованный материал в дез. растворе согласно инструкции.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Перед подачей судна пациенту ОБЯЗАТЕЛЬНО налейте на дно небольшое количество воды для:

- уменьшения запаха при акте дефекации,

- более легкого отхождения каловых масс от судна.

  1. Подмывание больного.

Показания: состояние пациента тяжелое или средней тяжести, строго постельный или постельный режимы двигательной активности пациента.

ПРИГОТОВЬТЕ:

1. Наденьте фартук, маску.

2. Выполните гигиеническую обработку рук.

3. Обязательно наденьте перчатки.

Если в этом есть необходимость, пригласите помощников, объ­ясните им их действия. Заранее положите клеенку, пеленку и на них поставьте судно!

4. Поднимите рубашку до уровня лопаток, с двух сторон подни­мите пациента левой, а помощник - правой, руками, подведенными под крестцовую область пациента, предварительно согните ноги пациента в коленных суставах.

5. ПРАВОЙ рукой одномоментно подведите клеенку с пе­ленкой и судно, при этом обратите внимание, что большая часть пеленки должна быть у спины пациента!

6. Удобно уложите пациента на широкую часть судна крест­цовой областью так, чтобы промежность пациента находилась над судном (ручка судна должна находиться между ног пациента).

7. Большую часть пеленки сверните в виде жгута и положите на границе судна и спины так, чтобы предотвратить затекание жидко­стей на спину, в силу того, что широкая часть судна даже на жесткой постели прогибается.

ВНИМАНИЕ!

Если пациент МУЖЧИНА, то дополнительно вы должны подать и мочеприемник, так как при мочеиспускании он может замочить и простыню, и одеяло даже при вялой струе.

8. Накройте пациента и находитесь неподалеку.

9. Емкость со СТЕРИЛЬНЫМ корцангом (индивидуальным для каждого пациента).

10. Стерильный лоток со стерильными салфетками или ватномарлевыми тампонами.

11. Стерильные перчатки.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Поменяйте перчатки после подачи судна пациенту, вымойте и высушите руки, наденьте новые стерильные перчатки. Если же эта манипуляция проводится самостоятельно перед другой, то пол­ностью приготовьтесь заранее, а перчатки наденьте в палате непосредственно перед проведением туалета мочеполо­вых органов.

НЕ ЗАБУДЬТЕ!

ПОЛОЖЕНИЕ ПАЦИЕНТА - "на спине" с согнутыми в коленях но­гами. Уточните у пациента, УДОБНО ЛИ ему лежать.

2. В левую руку возьмите емкость с водой (t° - 40°с) или асептическим раствором, а в правую руку - корнцанг с ватно-марлевым средним или большим тампоном (средней или большой салфеткой). они берутся корнцангом таким образом, чтобы большая часть их была выше зажима (см. рис.), это необходимо, чтобы не трав­мировать кожу пациента

3. Лейте воду (раствор) на салфетку (тампон), чтобы избежать разбрызгивания, емкость держите на достаточно низком уровне и про­мывайте только в одном направлении - сверху вниз до анального отверстия и обязательно после него сбросьте тампон (салфетку) и возьмите новый.

сначала промойте паховые складки в направлении только сверху вниз к анальному отверстию, смените салфетку (тампон), затем промойте лобок и большие половые губы в на­правлении только сверху вниз, к анальному отверстию. смените тампон (салфетку), потом промойте складочку между большими и малыми половыми губами и малые половые губы, к анальному отвер­стию. смените тампон (салфетку).

В последнюю очередь промойте складочку между клитором, вход во влагалище.

ПОМНИТЕ!

ЕСЛИ ВХОД во влагалище ЗИЯЕТ, то перед началом подмыва­ния или спринцевания его ТАМПОНИРУЮТ, (так же действуют в период "месячных"), затем выводят тампон и промывают влагалище и промеж­ность, к анальному отверстию.

Высушивают в той же последовательности, обращая внимание на крестцовую область.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...