Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника правоприменительных актов . и других документов




Порядок составления и оформления правоприменитель­ных актов и других документов вытекает из характера регули­рования соответствующих отношений. Форма их, как прави­ло, определяется соответствующими нормативными актами Техника составления правоприменительных актов и других документов — это предмет других, отраслевых, учебных дис-


циплин. Однако можно назвать некоторые общие правила их составления.

Каждый документ прежде всего должен быть надлежащим образом оформлен, иметь необходимые «привязки» к месту, времени, субъектам, фактам и т. д. Эти «привязки» находят выражение в реквизитах документа: название документа, ор­ган, издавший или выдавший документ, время и место выдачи (или принятия), к кому обращен (или выдан) документ, под­писи соответствующих должностных лиц и—в необходимых случаях — печать.

Документ должен иметь определенное юридическое содержание (решение органа, фиксация какого-либо юри­дического факта). Он должен быть четким, ясным, крат­ким, не вызывающим двойственного толкования, сомне­ния.

Язык правоприменительных актов и других документов по своей терминологии, стилю не должен расходиться с язы­ком нормативных актов. Большинство требований, предъяв­ляемых к стилю нормативных актов, относятся и к стилю ин­дивидуальных юридических документов. Образно выражаясь, правоприменительные акты и другие документы индивиду­ального характера должны говорить на одном языке с норма­тивными актами.

Юридических документов индивидуального характера — великое множество. Поэтому они нуждаются в определенной унификации, стандартизации, что не только облегчает их со­ставление и использование, но и способствует упорядочению правового регулирования.

Стандартизация и унификация позволяют рационализи­ровать, упростить и удешевить составление документов, ис­пользовать для их составления менее квалифицированные кадры и простые средства оргтехники, электронно-вычисли­тельную технику.

Унификация и стандартизация достигаются путем уста­новления требований к документам в законах, утверждением соответствующими органами бланков, формуляров юридиче­ских документов.

Унификация правоприменительных актов достигается путем перечисления в процессуальных законах обязатель­ных реквизитов и определения их структуры. Например,


ст. 127 АПК РФ определяет структуру решения арбитраж­ного суда (вводная, описательная, мотивировочная, резо­лютивная), перечисляет необходимые реквизиты. То же самое мы видим и в других процессуальных кодексах, а в УПК РФ каждой составной части приговора посвящает­ся отдельная статья.

Унификация документов, опосредствующих, напри­мер, гражданско-правовые отношения, также осуществля­ется путем перечисления обязательных реквизитов и тре­бований к их содержанию (учредительные договоры, ус­тавы, письменные сделки, доверенности, ценные бумаги и т. д.).

Унификация достигается также путем печатания бланков различных документов (договоров, доверенностей, протоко­лов и т. д.), которые могут быть изготовлены и не на бланках;

путем печатания бланков строго утвержденной формы; путем печатания бланков и формуляров строгой отчетности с отпе­чатанными типографским способом сериями и номерами документов, которые заполняются, выдаются и регистриру­ются соответствующими органами (акты гражданского со­стояния, паспорта граждан, паспорта на транспортные сред­ства, документы об образовании, железнодорожные наклад­ные и т. п.).

Наконец, документы, не требующие какого-либо запол­нения, заранее отпечатываются полностью (облигации, ак­ции, лотерейные билеты и иные ценные бумаги на предъяви­теля и др.).

Относительно большой группы документов установлено требование их обязательной регистрации. Это не только является необходимым условием их юридической силы, но и позволяет также проверить при регистрации их законность, а в последующем — и их подлинность.

В обязательном порядке регистрируются все документы, выдаваемые государственными органами, учредительские документы юридических лиц, многие сделки, документы о правах на земельные участки, выпуск ценных бумаг и др. Ре­гистрация каких-либо объектов собственности (недвижимос­ти, транспортных средств, оружия и т. п.) также сопровожда­ется проверкой и регистрацией соответствующих докумен­тов.


Легализация документов

Легализация документов — это придание им юридической силы, юридического значения. Легализация документов, об­ращающихся внутри государства, как уже отмечено, осу­ществляется посредством реквизитов, определяемых законом. В ряде случаев, кроме того, требуется их нотариальное удос­товерение и регистрация. Однако иной характер легализация носит тогда, когда документ выходит за пределы государства. В этом случае требуются дополнительные условия легализа­ции.

Одной из форм является консульская легализация. В этом случае подлинный документ или копии документов, не подлежащих вывозу за границу (трудовые книжки, воен­ные билеты, удостоверения личности), удостоверяются но­тариусом. Подпись нотариуса удостоверяется органом Ми­нистерства юстиции. Далее подпись должностного лица ор­гана Министерства юстиции и печать удостоверяются должностным лицом консульской службы МИД РФ. После этого документ легализуется в дипломатическом представи­тельстве или консульстве того государства, на территории которого будут использованы документы, путем удостовере­ния подписи должностного лица МИД РФ и печати. Как видим, процедура легализации весьма длительная и слож­ная.

Другой способ легализации осуществляется на основе Га­агской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей консуль­скую легализацию. Это возможно только между государства­ми — участниками названной конвенции. Их на сегодняшний день 52, в том числе и Россия. В этом случае на документе или на особом листе, скрепленном с документом, проставля­ется «апостиль» (удостоверяющая подпись). Апостиль пред­ставляет собой оттиск штампа определенной формы, в кото­ром указывается, чья подпись, должность и печать подтверж­даются, кто, когда и где ее удостоверил, подпись лица, удос­товеряющего документ, и печать. В России апостиль в зависимости от вида документа проставляют органы Минис­терства юстиции, органы записи актов гражданского состоя­ния, Управление делами Генеральной прокуратуры, соответ­ствующие архивные органы. С помощью апостиля не могут


быть удостоверены документы, имеющие отношение к ком­мерческим или таможенным операциям.

Более упрощенной формой признания легальности доку­ментов, выданных органами одного государства на террито­рии другого государства, является признание их официаль­ности на основе многосторонних международных конвенций и двусторонних договоров о правовой помощи. В их ряду сле­дует назвать Конвенцию о правовой помощи и правовых от­ношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. между 11 членами СНГ и двусторонние до­говоры о правовой помощи России с 22 другими государства­ми. Отсутствие подобных договоров с другими государствами мира (США, Англия, ФРГ, Италия, Франция, Бельгия и др.) создает весьма значительные затруднения в защите прав граж­дан и организаций России.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...