Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рациональность ассортимента




ЗАДАНИЕ

Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость.

Структура ассортимента

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

Широта ассортимента

Широта ассортимента – это общее количество различных товарных категорий, включенных в ассортимент магазина (групп, видов). Например, в продуктовом супермаркете могут быть товары таких категорий как «Молоко», «Мясо», «Сыр» и т.д.

Это свойство характеризуется следующими показателями:

1 Базовая широта – широта ассортимента принятая за сравнение (число групп в ассортиментном перечне, по договору поставки и т.п.) – Шб (ед.)

2 Фактическая (действительная) широта – фактическое количество групп товаров имеющихся в наличии на момент определения. – Шф (ед).

3 Коэффициент широты (относительный показатель) выражается как отношение фактического количества групп товаров к базовому количеству, т.е. отношение фактической широты ассортимента к базовой, и рассчитывается по формуле:

Кш = Шф / Шб (1)

Полнота ассортимента

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному минимуму, существующему спросу. В отдельных случаях может быть равен количеству наименований, предусмотренных ассортиментным перечнем (отсутствие ассортиментного минимума) или максимально завозимым количеством товаров данной группы в магазин, что характеризует существующий спрос.

Ассортиментный минимум - это перечень товарных позиций, которые всегда должны присутствовать в магазине.

Ассортиментный перечень утверждается при лицензировании торгового предприятия в органах местной власти и в территориальных центрах Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Пф / Пб

где Пф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.;

Пб — количество видов, предусмотренное ассортиментным минимумом, ед.

Глубина ассортимента

Глубина ассортимента – общее количество товарных позиций (разновидностей конкретного вида изделия) внутри каждой товарной категории в ассортименте магазина.

Например, широта ассортимента универмага представлена 3 категориями: ткани, швейные изделия, трикотажные товары. А 19 товарных позиций тканей, 31 товарная позиция швейных изделий, 14 товарных позиций трикотажных изделий определяют глубину ассортимента магазина.

Это свойство характеризуется следующими показателями:

4 Базовая глубина – глубина ассортимента принятая за сравнение (число разновидностей в ассортиментном перечне, по договору поставки и т.п.) – Гб (ед.)

5 Фактическая (действительная) глубина – фактическое количество групп товаров имеющихся в наличии на момент определения. – Гф (ед).

6 Коэффициент глубины (относительный показатель) выражается как отношение

Кг = Гф / Гб

где Гф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.;

Гб — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

Устойчивость ассортимента

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = (Рф1 + Рф2 +... + Рфn)/ (Рн× n)

где Рф1, Рф2,...,Рфn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем, ед.;

Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.(м.б. базовая глубина);

n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов — 0,80; для специализированных магазинов — 0,75.

Новизна ассортимента

Новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением -количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или фактической широте).

Кн = Н / Шф.

Рациональность ассортимента

Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности – это средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

Коэффициенты весомости определяются экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров.

Коэффициент рациональности ассортимент определяется по следующей формуле:

, где

Кш – коэффициент широты,

Кп – коэффициент полноты,

Ку – коэффициент устойчивости,

Кн – коэффициент новизны,

Вш – коэффициент весомости широты,

Вп – коэффициент весомости полноты,

Ву – коэффициент весомости устойчивости,

Вн – коэффициент весомости новизны.

Коэффициент весомости характеризует удельную долю каждого из показателей при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сумма всех коэффициентов весомости равна 1, при этом:

- Вш = 0,1,

- Вп = 0,4,

- Ву = 0,2,

- Вн = 0,3.

 

ПРИМЕР РАСЧЕТА

Задание 2 Рассчитайте вес возможные коэффициенты, характеризующие ассортимент магазина. В магазине за время исследования были введены 67 новых наименований товаров.

Продуктовый магазин «Продукт и К» имеет следующий ассортиментный перечень (таблица 1).

 

Таблица 1 - Ассортиментный перечень включает:

Группа однородных товаров Ассортиментные группы товаров (базовая широта Шб) Количество наименований в соответсвии с ассортиментным перечнем (ед.) (базовая глубина Гб) Количество наименований в соответсвии с ассортиментным минимумом (ед.) (базовая полнота Пб) (М.б. название колонки «Максимально завозимое количество наименований»)
Хлеб Батон нарезной    
Батон молочный    
Батон любительский    
Хлеб ржаной    
Хлеб ржано-пшеничный    
Сыр Сыр плавленый    
Сыр «Российский»    
Сыр с плесенью    
Сыр «Гауда»    
Молочные товары Сметана    
Творог    
Йогурт    
Творожная масса    
Молоко    
Сливки    
Мясо Мясо свинины    
Мясо говядины    
Фарш говяжий    
Баранина    
Мясо птицы    
Колбасные изделия Полукопченые    
Вареные    
Варено-копченые    
Сосиски    
Сардельки    

 

На момент проведения исследования были получены следующие данные:

1.Таблица 2 – Количество продукции на момент проверки:

Ассортиментные группы товаров (фактическая широта) Количество наименований в магазине на момент проверки (ед.)
Батон нарезной  
Батон молочный  
Батон любительский  
Хлеб ржаной  
Хлеб ржано-пшеничный  
Сыр плавленый  
Сыр «Российский»  
Сыр с плесенью  
Сыр «Гауда»  
Сметана  
Творог  
Йогурт  
Молоко  
Сливки  
Мясо свинины  
Мясо говядины  
Фарш говяжий  
Баранина  
Вареные  
Варено-копченые  
Сосиски  
Сардельки  

2. По данным периодических проверок ассортимент за квартал изменялся следующим образом:

 

Ассортиментные группы товаров Количество наименований в группе (Рф1, Рф2,...,Рфn)
март апрель май
Батон нарезной      
Батон молочный      
Батон любительский      
Хлеб ржаной      
Хлеб ржано-пшеничный      
Сыр плавленый      
Сыр «Российский»      
Сыр с плесенью      
Сыр «Гауда»      
Сметана      
Творог      
Йогурт      
Творожная масса      
Молоко      
Сливки      
Мясо свинины      
Мясо говядины      
Фарш говяжий      
Баранина      
Мясо птицы      
Полукопченые      
Вареные      
Варено-копченые      
Сосиски      
Сардельки      

Решение.

1) Коэффициент широты

Кш=22/25=0,88

2) Коэффициент полноты:

Кп=176/90=1,96

3) Коэффициент глубины

Кг=176/223=0,79

4) Коэффициент устойчивости

Ку=601/(223*3)=0,89

6)Коэффициент новизны:

Кн=67/176=0,38

5) Коэффициент рациональности

Кр=(0,1*0,88+0,4*1,96+0,2*0,10+0,3*0,38)/4=0,25

6) Коэффициент структуры (рассчитываем относительно наличия разновидностей товара на момент проверки)

Кс(хлеб)=29/176*100=16,48%

Кс(сыр)=38/176*100=21,59%

Кс(молочные товары)=49/176*100=27,84%

Кс(мясо)=22/176*100=12,5%

Кс(колбасные изделия)=38/176*100=21,59%

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...