Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционное право как учебная дисциплина




Конституционное право как учебная дисциплина представляет собой краткое, сжатое и систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного прав и основ конституционно-правового законодательства в учебных целях в соответствии с установленными государственными стандартами. Другими словами учебный курс конституционного права – искусственный сплав основ отрасли права и науки конституционного права Российской Федерации.

Изучение учебного курса строится по определенной системе. В рамках данного курса изучаются следующие разделы:

1) теория конституционного права России (понятие, предмет и метод, нормы и правоотношения, источники, наука);

2) учение о конституции;

3) основы конституционно-правового строя России;

4) конституционно-правовой статус личности;

5) государственное устройство;

6) избирательная система;

7) организация и деятельность органов государственной власти;

8) конституционные основы местного самоуправления.

9. Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ

10. Источники конституционного права РФ

 

2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права.

 

2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права.

 

Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции

Российской Федерации. По своей юридической силе федеральные конституционные

законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации

и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре,

чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое

представление о соотношении юридической силы Конституции Российской

Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных

законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1

статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и

части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить

федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать

определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные

конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это,

например, имеет место в Италии или Франции. К числу федеральных

конституционных законов относятся: вставить

 

2.3. Указы и распоряжения Президента РФ.

 

 

Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституции

указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории

Российской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ и

федеральным законам. Указы и распоряжения Президента относятся к числу

подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.

Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125

Конституции) и ненормативными.

Нормативные акты издаются на основании определенных полномочий

Президента или в случае пробелов в законодательстве.

Ненормативные - это акты применения Президентом какого-то закона;

по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они

носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей

компетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г.

Президент был вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу

вопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут

изданы соответствующие законы. Распоряжения Президента сравнительно

редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются.

Распоряжение Президента РФ "Вопросы государственного надзора за ядерной и

радиационной безопасностью" от 26 июля 1995 г. вносит серьезные нормативные

изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по

ядерной и радиационной безопасности.

Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и

главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов

Российской Федерации.

 

2.4. Регламенты палат Федерального собрания.

 

 

Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат

Федерального Собрания. Эти акты принимаются каждой палатой только для

организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и

подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют

круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением

законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок

прохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферой

применения.

 

 

2.5. Декларации.

 

 

В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые

нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и

аналогичные акты в ряде республик - субъектов Российской Федерации,

Декларация о языках народов России (25 октября 1991 г.). Все они были

приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных

депутатов или Верховными Советами республик.

Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-

правового развития. Эти принципы реализованы в принятой в 1993г.

Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо

упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их

юридической силе и о порядке принятия. Парламент вправе принимать

подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и в

порядке обычной законодательной процедуры.

 

 

2.6. Постановления правительства РФ.

 

 

Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно

издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в

Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Не все постановления

Правительства имеют нормативное значение и относятся к числу источников

конституционного права. Таковыми являются только те акты, которые

содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере этой

отрасли права. Все правительственные акты являются подзаконными актами,

т.е. должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента

Российской Федерации. Акты вышестоящих органов исполнительной власти

обязательны для нижестоящих.

Постановления Правительства России являются обязательными для

органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам,

относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и

совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

 

 

2.7. Постановления Конституционного суда РФ.

 

 

К числу источников конституционного права относятся постановления

Конституционного Суда Российской Федерации, в которых устанавливается

соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации,

законов и других нормативных актов, разрешаются споры о компетенции,

дается толкование Конституции. С формальной точки зрения Конституционный

Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по

юридической силе стоят выше актов парламента и Президента, но по существу

он таковым является.

Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не

только при разрешении дел, рассмотренных по пенициальным запросам

управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая

другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности

нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд

подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую

собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в

мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может,

безусловно, считаться нормой.

Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением

споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется,

должны содержать нормы конституционного характера.

 

2.8. Договора и соглашения.

 

 

Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые

Российской Федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние

договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или

между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15)

устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и

международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее

правовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций (США и др.)

Конституция устанавливает примат международного права по отношению к

внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской

Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора. Эта конституционная норма

будет иметь растущее значение в связи со вступлением России в Европейское

Сообщество, в котором действует наднациональный парламент, обладающий

законодательной функцией. Законы, принятые этим парламентом, являются

источником конституционного права каждой

входящей страны.

К числу источников конституционного права относятся правовые

акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов

которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в

будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей и

наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их

принятия и юридическая сила пока не определены.

В практику Российской Федерации все шире входят внутренние до

говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос тается

Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены

основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Другой пример:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 г.,

которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное

делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и

Республики Татарстан.

 

 

2.9. Правовые акты СССР и РСФСР.

 

 

Некоторые из этих актов являются источниками конституционного

права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не

будет принято заменяющее их законодательство. В постановлении Верховного

Совета Российской Федерации о ратификации Соглашения о создании Содружества

Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на

территории России до принятия соответствующих законодательных актов

Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не

противоречащей Конституции РФ, ее законодательству и настоящему Соглашению.

"Заключительные и переходные положения" Конституции 1993г.

устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на

территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей

Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции

Российской Федерации. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и

постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом

СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя

по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно

убывает.

 

2.10. Акты представительных органов местного самоуправления.

 

Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах

своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного

самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты

регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют

права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его

источником.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов

государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что

не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые

осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов.

В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве

источника конституционного права признают обычаи и доктрины

(взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права,

сложившейся исторически. Но в российской конституционно-правовой практике

для этого пока нет оснований.

11. Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм

1) Конституция РФ – Основной Закон государства;

2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы – это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;

3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.). Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ). В-третьих, федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы по своему содержанию также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).

4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация – в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;

5) законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико.


6) указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.),

7) постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;

8) ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;

9) акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь прежде всего имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).

10) иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...