Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Раннефеодальное государство и право у франков




При подготовке к семинарскому занятию студенты должны внимательно изучить рекомендованную литературу и конспект лекций по данной теме. Также необходимо уделить особое внимание ознакомлению с памятником раннефеодального права – Салической правдой.

При подготовке к перовому вопросу необходимо обратить внимание на то, что феодализм – это вторая общественно-экономическая формация. Сущность феодализма определяется уровнем производительных сил, политической и идеологической надстройкой, социально-классовой структурой, типами общественных отношений. В феодальном обществе основным средством производства оставалась земля, основной же рабочей силой являлось феодально-зависимое крестьянство, но он (крестьянин) не был собственностью феодала, хотя не имел своей собственности, был ограничен в правах.

Отличительной способностью исторического развития стран Западной Европы является отсутствие рабовладельческой общественно-экономической формации. После разложения первобытнообщинного строя здесь сложилось не рабовладельческое, а феодальное государство и право.

При рассмотрении второго вопроса семинарского занятия студенты должны четко представлять, что основная особенность появления государственности у франков – это ее возникновение в 5 в. н.э., что связано с фактом завоевания германскими племенами римской провинции Галлии. До этого древнегерманские племена находились на стадии разложения родового строя, а Галлия переживала кризис рабовладельческого строя. После захвата Галлии, франкская верхушка составила высший слой господствующего феодального класса. Галло-римская и франкская знать образовали единый класс, на другом полюсе образуется зависимый эксплуатируемый класс.

Также, особое внимание следует уделить механизму происхождения государственности у германских племен, в результате действия которого складывается закономерная для всех народов военная демократия: военная организация всего населения и наличие 3-х властных органов: Народное собрание, Совет старейшин, военачальник.

Изучая историю становления и организации государственной власти в государстве франков, нужно знать, что оно было по своей форме раннефеодальной монархией, прошедшей в своем развитии 2 основных периода (с конца V по VII вв. и с VIII по середину IХ вв.). Рубеж, разделяющий эти периоды характеризуется, не только сменой правящих династий, он стал началом перестройки франкского общества, когда начала складываться сеньориальная монархия.

Ответ на третий вопрос предполагает знакомство не только с механизмом появления центральных органов власти в государстве франков, но и с реформой майордома Карла Мартелла, суть которой заключалась в том, что Карл Мартелл (715-741) начал свое правление с усмирения внутренних смут в королевстве. Конфисковав некоторую часть земель, главным образом церковных и монастырских, Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициев (пожалований). Бенефициарий был обязан являться на военную службу по первому требованию короля: земля была вознаграждением за нее. Между королем и бенефициарием возникла феодальная связь: король делался сеньором, бенефициарий – вассалом, в результате чего государство франков становиться по своей форме сеньориальной монархией.

При ответе на четвертый вопрос необходимо охарактеризовать систему дворцово-вотчинного управления: политическая власть была «атрибутом земельной собственности»; отсутствие различия между хозяйственными, военными, политическими и финансовыми функциями должностных лиц; вознаграждением за исполнение государственных функций служили земельные наделы.

Основное внимание следует уделить характеристике центральных органов управления франкского государства в VII-XIX вв., таким как:министериалы, майордом, пфальцграф, тезаурарий, маршал, архикапеллан. Помимо этого - охарактеризовать местные органы управления франкского государства и правовое положение графов и герцогов.

Изучение источников франкского права следует начать с раннефеодальных варварских кодификаций права: Вестготская правда, Аламаннская и Баварская правды, Правда Этельберта и Правда Инэ.

Целью рассмотрения данного вопроса является изучение Салической правды – правового памятника салических франков. Время ее появления - правление Хлодвига (конец V – начало VI вв.) - эпоха перехода от родового строя к феодальному, трансформация социальных норм родового общества германцев в нормы права раннефеодального государства. Среди других варварских правд Салическая правда имеет особенную познавательную ценность, так как ее содержание знакомит нас с социально-экономическими и политическими процессами ранних этапов развития классового общества и государства в Западной Европе, а также с процессами формирования раннефеодального права, его институтов, принципов и норм.

По форме «Салическая правда» представляет собой несистематизированный казуистический сборник архаических (сравнительно с другими варварскими правдами) норм, не подвергшихся сколько-нибудь значительному влиянию римского права, посвященных, в основном, определению преступности и наказуемости различных деяний.

Освещая данный вопрос, студенты должны дать общее понятие преступления и наказания по «Салической правде», выделить отдельные группы преступлений в зависимости от их объекта, классифицировать наказания по степени их тяжести.

Необходимо путем анализа положений закона показать классовую природу как объявления того или иного деяния преступным, так и установленного за него наказания. При ответе на этот вопрос необходимо путем ссылки на соответствующие положения «Салической правды» показать, как регламентировалось судебное разбирательство, применявшиеся при этом виды доказательств (присяга, ордалии и т.д.), показать характерное для этого периода переплетение родоплеменных институтов с институтами нарождавшейся государственности.

У франков существовали как общинный (сотенный), так и королевский суды. О судебной системе франков говорят, в частности, титулы XVIII, XLVI, LVII и др. О состязательности, институте соприсяжничества, ордалиях, свидетельских показаниях и пр. ярко характеризующих судебный процесс франков, имеются свидетельства в титулах I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др. Их надо проанализировать и истолковать применительно к особенностям социальной структуры древнегерманского общества.

Тема 6. Формирование феодального государства и права

В странах Востока

При подготовке к первому вопросу студенты должны усвоить, что применение понятия «средневековья» к восточным обществам надо считать условным в силу крайней трудности определения его нижних и верхних хронологических границ.

Рассматривая первый вопрос семинара, основное внимание следует обратить на общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока: ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения.

Изучая историю становления и организации государственной власти в странах Востока, необходимо рассмотреть специфические черты их социально-политического развития, которые определялись тем, что распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали формы ограничения власти правителя; специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в обществе религиозная идеология; в государственном аппарате всех восточных обществ можно выявить ряд общих черт: его громоздкость, дублирование функций и пр.

Ответ на первый вопрос предполагает также знакомство с общими чертами права средневековых стран Востока. Здесь следует отметить, прежде всего, консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. В самом отношении членов восточного общества к традиционным нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу.

Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была и их тесная связь с религией: исламом, конфуцианством, а также внутренняя нерасчленность религиозных, нравственных и правовых предписаний. Все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

При подготовке ко второму вопросу студенты должны усвоить, что халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама.

Необходимо уяснить, что характерными чертами мусульманского общественного строя были: доминирующее положение государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве; религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни; отсутствие четко выраженных сословных групп.

Изучая историю становления и развития государственной власти в Арабском государстве, необходимо проследить развитие форм государственности – от централизованной теократической монархии до распада халифата на эмираты и султанаты. Особенностью государственного строя было то, что глава государства -халиф объединял в своих руках духовную(имамат) и светскую (эмират) власть. Освещая данный вопрос, необходимо подробно остановиться на основных органах государства, таких как: халиф, визирь, диваны (министерства), эмиры, наибы, шейхи (старейшины).

Особого внимания требует вопрос о мусульманском праве. Надо знать, что одновременно с возникновением халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна - сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне;фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

При подготовке к третьему вопросу особое внимание необходимо уделить тем общественно-экономическим процессам, которые происходили в средневековых государствах Индии, Китая и Японии.

Освещая вопрос о характеристиках государства средневекового Китая, необходимо выделить основные из них: стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории.

Что же касается сословно-классовой структуры, то сословные различия в средневековом Китае выступали более явно, чем классовые. Они охранялись законом и традицией, которые закрепляли объем прав и обязанностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов чиновничества. В социальной структуре Китая выделялись в основном три сословно-классовые группы: «благородных», «добрых» и «подлых» людей.

Характеризуя государственный строй, необходимо уяснить, что в средневековом Китае получили дальнейшее развитие черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае. Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет. Все бразды правления были в руках двух высших чинов - канцлеров, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств: чинов, обрядов, налогов, военного, судебного и общественных работ.

Изучая вопрос о государственности средневековой Японии необходимо знать, что в VII в. в Японии утверждается раннефеодальное государство во главе с наследственным монархом, создается единое японское государство во главе с императором. Высшая государственная власть принадлежала Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики. Наряду со светским Государственным советом в Японии существовал особый духовный Государственный совет, осуществлявший надзор за синтоистскими храмами и молельнями, за деятельностью клира, за крестьянами, приписанными к храмам, и пр.

Особое внимание следует уделить изучению эволюции форм государства в средневековой Японии: от монархии к сёгунату (военно-феодальной дуалистической монархии). Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями.

Рассматривая историю государства в средневековой Индии, следует помнить об изменениях в варново-кастовой системе – кастами становились этнические и профессиональные группы, кланы воинов, религиозные секты и пр.

При подготовке к вопросу о государственном строе, необходимо знать, что Индия в VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. Необходимо рассмотреть основные этапы формирования и развития средневековой государственности в Индии: от империи Гуптов к Империи Великих моголов. Отсутствие на протяжении веков государственного единства Индии восполнялось рано начавшим складываться религиозно-культурным единством ее многоязычного, этнически разнородного населения, что объяснялось спецификой самого индуизма, представлявшего собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему.

Изучение источников права средневековых государств Востока следует начать с Китая, где важными источниками права были закон, императорский указ, но основой самого указа являлась конфуцианская традиция, отобранные конфуцианскими идеологами и возведенные в императив, в догму образцы поведения, нормы конфуцианской морали (ли). Китайские кодексы содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции.

В средневековой Индии на развитие права большое влияние оказало мусульманское право, благодаря чему произошли значительные изменения в дхармашастрах, Законах Ману; обычаях; деятельности комментаторов. Так же, как ислам, индуизм обязывает своих последователей к определенному пониманию мира. Это понимание предполагает особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Развитие государства и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный характер, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая.

Первые памятники японского права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 г. В этот период было введено периодическое распределение принадлежащих государству рисовых полей в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на «ранги». Обязанности каждого «ранга» уточнялись в юридических сборниках «рицу-ре». Эти сборники включали репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре). Существовал целый комплекс норм (гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...