Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развития Китайской Народной Республики




Первый вопрос семинарского занятия студенты должны начать с рассмотрения того, что в XVII-XIX вв. крупнейшее государство мира Китай оставалось феодальной и полуколониальной державой, где правила маньчжурская династия Цин.

Во главе ее стоял император. Он обладал всей полнотой гражданской и военной власти. Особа императора считалась священной и его воля ничем не была ограничена. Свою власть император осуществлял с помощью бюрократического центрального аппарата, который состоял из государственного совета, государственной канцелярии и министерств. Госсовет и канцелярия обсуждали законопроекты и принимали участие в определении политики китайского государства. Исполнительная власть осуществлялась императором через шесть министерств (чинов, налогов, церемоний, военное, уголовных наказаний, общественных работ).

Власть на местах принадлежала императорским наместникам и губернаторам провинций. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях административная власть соединялась с судебной. Маньчжуры занимали командные посты в государственном аппарате.

1906-1908 гг. начинает развиваться революционное движение, в которое были вовлечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обученных войск. Революция началась восстанием революционных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г.

При участии народа в феврале 1912 г. монархия была низвергнута и в Нанкине образовалось временное правительство во главе с генералом-милитаристом Юань Шикаем. Сунь Ятсен приступил к исполнению обязанностей президента Китайской республики и 10 марта 1912 г. принял «Временную Конституцию Китайской республики».

При рассмотрении второго вопроса семинарского занятия студенты должны раскрыть, что Конституция 1912 г. провозгласила Китай демократической республикой. В конституции получил закрепление важный буржуазный принцип - принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась китайскому парламенту. Главой государства, носителем высшей исполнительной власти являлся президент Китайской Республики, который избирался сроком на 5 лет. Кабинет министров помогал президенту управлять страной, но все министры несли ответственность перед палатой представителей парламента.

14 мая 1914 г. Юань Шикай опубликовал новую временную конституцию и ряд законов, направленных на отмену демократических институтов и укрепление феодально-милитаристской диктатуры.

Конституция 1912 г. подвергалась изменениям в 1914 и 1918 гг., и каждый раз эти изменения были продиктованы тогдашними правителями - Юань Шикаем, Дуань Цижуем. Все эти изменения преследовали следующие цели: во-первых, расширить как можно больше права президента и, во-вторых, как можно больше ограничить права представительного собрания - парламента.

Под давлением милитаристов правительство 10 ноября 1923 г. принимает постоянную конституцию Китайской Республики (ст. 141).

Первые статьи конституции посвящены государственному строю, Китайская Республика навечно объявляется унитарным демократическим государством. Конституция 1923 г. закрепила принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит парламенту, который состоит из двух палат: сената и палаты представителей. Правом законодательной инициативы обладают члены обеих палат и правительства.

Высшая исполнительная власть в Китайской Республике принадлежит президенту. Президентом может быть избран любой гражданин Китайской Республики в возрасте не менее сорока лет, проживающий в стране не менее десяти лет и пользующийся всей полнотой гражданских прав. Президент избирается избирательной комиссией, специально образуемой из числа членов парламента. Государственный совет (кабинет министров) состоит из премьер-министра и министров, возглавляющих различные министерства и ведомства.

Судебная власть принадлежала Верховному суду, члены которого назначались президентом с согласия сената. На местах функционировали выборные судебные палаты.

Конституция 1923 г. предоставляет гражданам ряд социально-экономических, политических и личных прав и свобод (равенство перед законом, свободу слова, печати, собраний, местожительства, профессии и др.). По конституции гражданин Китайской Республики имеет право избирать и быть избранным, занимать общественные должности.

Рассмотрение третьего вопроса семинарского занятия студенты должны начать с того, что весной-летом 1949 г. организационно оформившийся Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), 1 октября 1949 г. провозгласил Китайскую народную республику.

Первыми конституционными актами КНР явились Общая программа НПКСК, которую впоследствии стали называть временной Конституцией, а также другие учредительные документы КНР: организационный статус НПКСК, Закон об организации Центрального народного правительства и постановление о государственном флаге, государственном гимне и др.

Общая программа НПКСК, содержание которой выходило за рамки ее наименования, провозглашала не только программные задачи, но и устанавливала конкретные права народа и обязанности граждан, принципы организации государственных органов, принципы военной системы государства, политики, экономики, культуры, просвещения, национальной и внешней политики КНР.

В первых конституционных актах КНР провозглашалась государством народной демократии. Определялись пути и перспективы развития кооперативного, мелкотоварного и частнокапиталистического сектора.

При регулировании правового положения личности Общей программой проводилось различие между народом (жэньминь), получавшим все общественно-политические права, и гражданами (гоминь - нацией в буквальном переводе), на которых возлагались определенные обязанности.

Основным принципом организации государственного аппарата объявлялся демократический централизм с указанием на подотчетность правительственных органов представительным и подчинение меньшинства большинству.

Высшим органом власти КНР в доконституционный период (до сентября 1954 г.) был центральный народный правительственный совет (ЦНПС), сформированный сессией НПКСК. ЦНПС, в свою очередь, образовал ряд высших государственных органов: Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд, Верховную народную прокуратуру. А вместе и во главе с ЦНПС они составляли Центральное народное правительство. Председателем его стал Мао Цзэдун. Он же возглавил военный и административный советы.

При рассмотрении четвертого вопроса семинарского занятия студенты должны уяснить, что 9 сентября 1954 г. ЦНПС на XXIV заседании обсудил проект Конституции и утвердил его для рассмотрения на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).

20 сентября 1954 г. I сессия ВСНП приняла первую Конституцию КНР. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян.

Конституция закрепляла руководящую роль коммунистической партии в государстве. Конституция провозглашала равенство граждан перед законом, гарантировала их социально-экономические, политические и личные права.

В основе устанавливаемой Конституцией системы органов власти лежали принципы демократического централизма, коллективного руководства, участия народных масс в управлении государством. Конституционная система судебных органов базировалась на принципах осуществления правосудия только судами, участия в судебном процессе народных заседателей, независимости судей и обеспечения обвиняемому права на защиту; организация и деятельность прокуратуры на принципах централизма и независимости от местных органов.

В качестве органов государственной власти Конституцией назывались массовые представительные организации. На смену ЦНПС в качестве высшего органа власти пришло ВСНП. Значительная самостоятельность была предоставлена его постоянно-действующему органу - Постоянному комитету (ПК) ВСНП. В систему высших органов государственной власти Конституцией был также введен Председатель КНР.

Изменилось правовое положение районов национальной автономии. Они делились на ступени: автономные области (районы), автономные округа и автономные уезды. Кроме того, предусматривалось создание национальных волостей в качестве неавтономных административно-территориальных единиц. После принятия Основного закона была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, в соответствии с которыми государственно-правовая система приводилась в соответствие с Конституцией, а также ряд законов, направленных на проведение в жизнь конституционных положений.

При рассмотрении пятого вопроса семинарского занятия студенты должны уяснить, что важнейшие конституционные положения отменялись партийными решениями без внесения соответствующих вопросов в государственные органы. В 1958 г. был провозглашен «Большой скачок», который был направлен на многократное увеличение в короткий срок производства важнейших видов промышленной продукции за счет мобилизации трудовых ресурсов, увеличения продолжительности рабочего времени и сокращения заработной платы. Несостоятельность политики «большого скачка» выяснилась быстро, и уже в начале 60-х гг. началась политика «урегулирования».

Во время «культурной революции», начавшейся в 1966 г., конституционная политическая система КНР была подвергнута слому. Конституция КНР была превращена в фиктивный документ, а фактически - отменена. В 1975 г. была принята новая Конституция КНР. Новая Конституция Китая пыталась узаконить непрерывные потрясения китайского общества, преследовавшие цель подавления сопротивления всему курсу, а также идеологическую обработку масс для выполнения любых своих предначертаний. Но Конституции 1975 г. не была суждена долгая жизнь.

Уже 5 марта 1978 г. была принята новая Конституция. В новой Конституции на первое место выдвигалось в качестве генеральной задачи проведение «четырех модернизаций», т.е. превращение Китая к концу столетия в мощное государство «с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой». Для достижения этой цели была поставлена задача – «привести в движение все активные факторы внутри партии и вне партии, внутри и вне страны». Особенному расширению подверглась глава «Основные права и обязанности граждан», где вновь декларированы материальные гарантии социально-экономических прав. Восстанавливались также и некоторые правовые гарантии гражданских свобод.

Новая Конституция была утверждена 4 декабря 1982 г. и опубликована в китайской печати на следующий день. В преамбуле Конституции, характеризующей итоги развития КНР, программные цели и основные принципы ее внутренней и внешней политики, указывается коренная задачи КНР – «сосредоточенными силами осуществить социалистическую модернизацию».

В действующей Конституции КНР зафиксирован возврат страны к многоукладной экономике. В Конституции 1982 г. значительно расширена глава о правах и обязанностях граждан.

Конституция 1982 г. внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих главных моментах: 1) восстановление института Председателя КНР; 2) предоставление ПК ВСНП фактически тех же прав в области законодательства, что и самому собранию; 3) создание Центрального военного совета КНР; 4) восстановление волостного звена органов власти и управления и отделение его от народных коммун; 5) установление сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах; 6) установление принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; 7) учреждение в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансовой деятельностью.

Таким образом, КНР идет путем совершенствования государственно-правовых институтов. Государственный строй КНР прошел сложную эволюцию, отразившую зигзаги ее политической истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...