Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая динамика (формирование групп и процессы в них)

Социальный контроль, его механизмы.

 

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

 

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

 

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

 

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

 

Виды санкций

• Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

• Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)-Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний -Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

 

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция -Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

Обособление -Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

Реабилита­ция - Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе

 

Групповая динамика (формирование групп и процессы в них)

Группу принято считать важной единицей анализа при изучении организационного поведения. Групповая динамика изучает взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной ситуации. При изучении организационного поведения, исходя из этого представления, акцент делается на динамике членов формальных и неформальных рабочих групп, а теперь и команд в организации.

Так же, как и во многих других областях организационного поведения, изучение групп и использование этого понятия сталкивается с противоречиями и изменениями. Исследования, практика и обучение, относящиеся к групповой динамике, в настоящий момент находятся в состоянии брожения.

Термин «группа» можно трактовать по-разному, в зависимости от точки зрения. Одно из наиболее глубоких определений утверждает, что если в организации существует группа, то ее члены:

  • 1) имеют мотивацию для присоединения к группе;
  • 2) воспринимают группу как единый союз взаимодействия;
  • 3) в разной степени участвуют в групповых процессах (т. е. одни люди отдают группе больше времени и энергии, чем другие);
  • 4) достигают соглашений и выявляют разногласия, осуществляя различные формы взаимодействия.

Как не существует единого определения для понятия «группа», так нет и общего согласия относительно того, что означает термин «групповая динамика» (group dynamics). С одной нормативной точки зрения групповая динамика описывает, как должна быть организована группа и как ею управлять. Упор делается на демократическое лидерство, участие членов, всеобъемлющее сотрудничество. Представители другой точки зрения на групповую динамику считают, что она состоит из набора техник, или методик. Здесь под групповой динамикой понимают ролевой тренинг, «мозговой штурм», группы без лидера, групповую терапию, построение команд, трансактный анализ, «окно Джохари». Третья точка зрения ближе всего к исходной концепции Левина. Групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы групп. Для данной концепции важны формирование групп, структура, происходящие в них процессы, функционирование и влияние на отдельных членов, а также на другие группы и организацию в целом. Следующие разделы посвящены изучению этого взгляда на групповую динамику.

Динамика формирования группы.

Почему индивиды объединяются в группы? Основная теория, объясняющая это стремление, - теория близости (propinquity). Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что служащие, которые работают в одном подразделении завода или офиса, или менеджеры, чьи кабинеты расположены по соседству, с большей вероятностью объединятся в группу, чем в том случае, если бы их рабочие места были удалены друг от друга, Некоторые экспериментальные исследования подтверждают теорию близости. Однако ее недостаток состоит в отсутствии аналитичности и в том, что она даже не пытается объяснить некоторые сложные аспекты формирования групп.

Теория образования групп, более полная, чем теория простой близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства. Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим); чем больше взаимодействий между людьми, тем больше будет у них совместных дел и разделяемых чувств; чем больше чувств испытывают люди по отношению друг к другу, тем обширнее будут и их совместная деятельность и взаимодействия. Основным элементом здесь является взаимодействие (interaction). Люди в группе взаимодействуют не только из-за ощущения пространственной близости, но также и для достижения групповых целей, таких, как сотрудничество и разрешение проблем.

Существует много других теорий, которые пытаются объяснить формирование групп. Большинство из них объясняет данный процесс лишь частично, однако в целом они дополняют друг друга. Одной из наиболее полных теорий образования групп является теория равновесия (balance theory). Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам.

Когда эти отношения установлены, их участники стремятся поддержать баланс между взаимным тяготением/отталкиванием и общими ценностями. Если баланс нарушается, то предпринимаются попытки его восстановить. Если же баланс не может быть восстановлен, то взаимоотношения прекращаются. В теории равновесия важную роль играют как пространственная близость, так и взаимодействие.

Еще одним теоретическим подходом к образованию групп, заслуживающим пристального внимания, является теория обмена. Чтобы возникло взаимодействие или стремление установить связь, в перспективе должен иметь место хотя бы минимальный положительный результат (вознаграждение должно превышать затраты). Вознаграждение в результате взаимодействия удовлетворяет потребности индивида, в то время как затраты вызывают у него тревогу, фрустрацию, смущение или утомление. В теории обмена важные роли отведены таким понятиям, как пространственная близость, взаимодействие и общие установки.

Кроме официально утвердившихся психологических объяснений процесса образования групп существуют также несколько общепринятых выделяемых этапов развития группы. Вкратце их можно описать следующим образом.

  • 1 Формирование. Эта начальная стадия отмечена неопределенностью и даже недоразумениями. Члены группы еще не уверены в целях, структуре, заданиях и лидерстве.
  • 2 Бурление. Этот этап развития, как показывает его название, характеризуется конфликтами и конфронтацией. (Как правило, в эмоционально напряженной атмосфере между членами группы могут возникать серьезные разногласия и конфликты относительно ролей и обязанностей.)
  • 3 Становление
  • 4 Становление норм. На этом этапе члены группы, наконец, кооперируются и начинают сотрудничать. Они обладают чувством «мы», тесной сплоченности, товарищества и идентифицируют себя с группой.
  • 5 Действие. Это этап, на котором группа функционирует в полную силу и посвящает себя эффективному выполнению задач, согласованных на предыдущем этапе.
  • 6 Распад. Это конец существования группы, которого постоянные группы никогда не достигают.

Однако команды, созданные для выполнения конкретных проектов или заданий, как только их цели достигнуты, будут распущены или будет изменен их состав; в последнем случае группы снова пройдут вышеперечисленные стадии.

Практические аспекты формирования групп. Кроме концептуальных объяснений образованию и развитию групп имеются и весьма практические мотивы для присоединения к группе и/или ее создания. Например, работники в организации могут сформировать группу по экономическим, социальным причинам или ради безопасности. Экономической причиной для создания группы может послужить работа над проектом, предполагающим групповое вознаграждение, например при оплате работы в зависимости от прибыли; по этой же причине может быть образован профсоюз для борьбы за повышение заработной платы. Присоединение к группе с целью обеспечения безопасности включает индивида в единый фронт борьбы с обезличенным односторонним обращением. К данному случаю подходит старинная пословица о том, что сила - в числе.

Однако наиболее важной практической причиной, заставляющей индивидов присоединяться к группе или создавать ее, является то, что группа может удовлетворить очень острые социальные потребности у большинства людей. В частности, у рабочих, как правило, очень сильны стремление быть с другими, потребность в аффилиации. Эта потребность удовлетворяется принадлежностью к группе. Еще в ходе Хоторнских исследований было замечено, что мотив аффилиации оказывает решающее влияние на поведение человека в организации.

Типы групп.

Существует множество типов групп. Теории группообразования, о которых речь шла выше, частично основаны на притяжении между двумя людьми - простой группе-диаде. Конечно, в реальном мире группы обычно значительно сложнее, чем диада. Существуют группы малые и большие, первичные и вторичные, объединения, группы с формальным членством и референтные, внутренние и внешние, формальные и неформальные. Каждый тип имеет различные характеристики и оказывает различное влияние на своих членов.

Первичные группы. Термины «малая группа» и «первичная группа» часто используют как взаимозаменяемые. Но все же разница между ними существует. Малая группа должна соответствовать только одному критерию - иметь малую численность, причём настолько, чтобы все ее члены были лично знакомы и взаимодействовали. Первичной группе недостаточно быть просто малой, ее членов должны связывать чувства товарищества, преданности и общее отношение к ценностям. Таким образом, все первичные группы являются малыми группами, но не все малые группы являются первичными.

Двумя примерами первичной группы могут служить семья и группа сверстников. Совершенно очевидно, что рабочие группы обладают характеристиками первичных групп. Исследования выявили огромное воздействие, которое первичная группа оказывает на поведение индивида, вне зависимости от ситуационного контекста или окружающих условий. Все больше американских компаний начинают использовать первичные группы, организуя служащих в самоуправляющиеся команды численностью от 3 до 30 человек. Эти команды сами составляют график работ, устанавливают цели, предлагают методы усовершенствования, принимают и увольняют членов команды и менеджеров и даже разрабатывают стратегию. Подробно концепция командной работы обсуждается в последней части главы.

Коалиции. В организациях весьма уместны не только первичные группы, но и коалиции. Понятие коалиции на протяжении многих лет использовалось при анализе организаций. И хотя теоретики трактуют его по-разному, последний наиболее серьезный обзор литературы, посвященный коалициям, приписывает им следующие характеристики.

  • 1. Взаимодействующая группа индивидов.
  • 2. Намеренное создание ее самими участниками для решения определенных задач,
  • 3. Независимость от формальной структуры организации.
  • 4. Отсутствие внутренней формальной структуры.
  • 5. Общее ощущение принадлежности к группе.
  • 6. Ориентация членов на достижение конкретных целей.
  • 7. Согласованные действия членов, групповые действия.

Хотя некоторые вышеперечисленные характеристики можно отнести и к другим типам групп, коалиции являются особыми, как правило, очень влиятельными и эффективными образованиями внутри организации. Так, например, в ходе недавнего исследования было обнаружено, что служащие в больших бюрократических организациях создают коалиции, чтобы преодолеть небольшие конфликты и неэффективное управление с целью выполнения работы.

Другие типы групп. Кроме первичных групп и коалиций существуют другие классификации групп, важные для изучения организационного поведения, например, деление на группы принадлежности и референтные группы. Группы принадлежности - это группы, к которым индивид действительно принадлежит. Примером может быть членство в отраслевом профсоюзе. Референтные группы - это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет. Примером является престижная социальная группа. Однако самое непосредственное применение находит деление групп на формальные и неформальные.

В современных организациях существует множество формально сформированных групп, таких, как комитеты. Их примером могут служить как функциональные комитеты (кредитный, финансовый, маркетинговый, производственный, человеческих ресурсов), так и постоянные комиссии, например, по рассмотрению трудовых споров или исполнительные комитеты. Комитетам как типу формальных групп будет уделено в этой главе особое внимание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...