Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень вопросов для промежуточной аттестации (экзамен)




1. Наука и ее особенности. Проблема демаркации науки и иных форм духовной деятельности.

2. Наука как знаковая система. Принципы употребления знаков.

3. Язык науки. Синтаксический, семантический, прагматический аспекты. Понятие науки и его характеристика.

4. Этапы становления знания: синкретизм - рецептурное знание - теоретическое знание.

5. Предметная и функциональная дифференциация науки.

6. Становление научной дисциплины: механизм «информационного рынка».

7. Уровни и формы научного познания.

8. Рост научного знания. К. Пешер.

9. Рост научного знания. Т. Кун, И. Лакатос.

10. Структура научного поиска (применение гипотетико-дедуктивного метода построения теории).

11. Непосредственный предмет чистой математики.
12. Предмет математики в действительном мире.
13. Концептуальные представления классической физики.

14. Определение действия в классической и квантовой механике.

15. Вероятностный детерминизм.

16. Симметрия. Принципы симметрии и законы сохранения.

17. Структура материи. Частица. Поле. Критерий элементарности.

18. Классификация элементарных частиц.

19. Концепция «Большого взрыва». Константа Хзббла. Время жизни Вселенной.

20. Космологические модели, их зависимость от критической плотности вещества. Эффект Доплера. Состояние сиангулярности.

21. Концепции самоорганизации И. Пригожина.

22. Концепции самоорганизации. Г. Хаксли.

23. Базовый пример самоорганизации. Тепловая конвекция в слое жидкости.
24. Происхождение жизни на Земле.

25. Модельные опыты с коацерватами. Определение жизни.

26. Молекулярный уровень организации. Функции биомолекул.

27. Белки и нуклеиновые кислоты. Единство живого. Сложность живой системы.

28. Клеточный уровень организации. Строение клетки.

29. Особенности строения бактерий.

30. Происхождение эукариотических клеток.

31. Общая характеристика вирусов.

32. Взаимодействие вируса с клеткой хозяина. Репродукция.

33. Встраивание вируса в клеточный геном. Биологический смысл интегрирования.

34. Строение вируса ВИЧ.

35. Механизм поражающего действия вируса ВИЧ.

36. Схема гуморального иммунного ответа.

37. Направленность эволюции. Синтетическая теория эволюции.

38. Биосфера и ее структура.

39. Человек и биосфера. Ксенобиотики. Правило 1%, правило 100%.
40. Место человека а живой природе. Антропологические критерии
41. Предковые формы человека. Антропогенез.

 

 

V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Романов В.П. Концепции современного естествознания – Практикум М.: Вузовский учебник, 2014. – 128 с.

2. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания М.:ВЛАДОС,2010. - 232с.

3. Хорошавина С.Г.Концепции современного естествознания// курс лекций.- Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 479с.

Интернет-ресурсы

1. Гусейханов М. К., Раджабов О. Р Концепции современного естествознания. Учебник. Издатель: Дашков и Ко, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115792

2. Рыбалов Л. Б., Садохин А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие П. Издатель: Юнити-Дана, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115179

3. Карпенков С. Х.Концепции современного естествознания. Учебник для вузов Издатель: Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405

Дополнительная литература

1. Абрамов С.С. Формирование теоретических знаний в технической
науке // Вопросы философии. - 1984. - №12.- С.21-29.

2. Агацци А. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой. // Вопросы философии.- 1992. - № 1.- С.33-39.

3.Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Естествознание и религия в системе культуры // Вопросы философии. - 1992. - № 12.- С.34-39.

4. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. - Казань, 1991.- С.41-46.

5. Гайденко Б.Б. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). – М., 1987.-125с.

6. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. - М.,1989.-321с.

7. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и её глобальный кризис. // Общественные науки сегодня. - 1994. - № 2.- С.31-35.

8. Делокаров К. Закончилось ли противостояние науки и религии // ОНС. - 1996.-№1.- С.23-29.

9. Журавлев В.А. Ценность науки. // Наука и жизнь. - 1995. - № 1.- С.2.

10. Ильин В.В. Классика-неклассика-неоклассика: три эпохи в развитии
науки // Вестник МГУ. Философия. - 1993. - № 2 .- С.34-37.

11. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации //Вопросы философии. - 1990.-№8.- С.9.

12.Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. –М., 1982.-310с.

13. Лакатос И. История науки и ее реальные реконструкции // Структура и
развитие науки. - М.,1978.-С.45-50.

14. Лукин В.Н. Модели индустриальной и постиндустриальной цивилизации в западной футурологии. // Вестник СПб ГУ. Сер. 6. - 1993.- №1.- С.22-29.

15.Маркова Л.А. О возможностях соотношения науки и религии//Вопросы философии. - 1997. -№11.-С.24-30.

16. Никифоров Л.А. Наука: общезначимое знание о мире.// Морфология культуры. Структура и динамика. - М. - 1994.-С.54=61.

17. Печенкин А.А. Закономерности развития науки.// Вестник МГУ. Сер. 7.Философия. - 1996. - № 3.- С.12-18.

18.Прохоров А. А. Фундаментальная наука - источник прогресса. //Экономист. - 1997. - № 1.- С.12-19.

19.Ракитов А. Наука в эпоху глобальных трансформаций // Свободная
мысль.-1997. -№7.- С.34-41.

20.Рожанский Д.И. Античная наука.- М.- 1980.-С.35-45.

21.Старостин Б.А. К определению понятия науки // ВМУ. Философия. – 1997. - №2.- С. 6.

22.Степан В.С. Становление идеалов и норм постнеклассической науки //

Проблемы методологии постнеклассической науки. - М.,1992.- С.34-40.

23. Фейнберг Е.Л. Наука, искусство, религия // Вопросы философии. - 1997.-№7.-С.20-22.

24. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. - 1992. - №2.-С.12-18.

25. Чешев В.В. Техническое знание как объект методологического анализа. – Томск, 1982.- С.26-29.

26. Швырев В.А. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978. – С.34-45.

27. Швырев В.А. Анализ научного познания. – М.,1988.- С.45-49.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 Компьютерные обучающие программы.

2 Консультационные компьютерные программы.

3 Информационное обеспечение Internet.

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСТЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации преподавателю

При изложении материала различных разделов раскрывается содержание ключевых понятий и концептуальных подходов, на которых базируется естествознание, студенты знакомятся с имеющимися в отечественной и мировой науке теоретическими направлениями и школами, получают представление о наиболее общих и широко распространенных методах, необходимых для систематического анализа мироустройства.

По отдельным темам можно рекомендовать такие интерактивные формы как проблемные лекции, в которых упор делается на постановку наиболее важных проблем, раскрытие их сущности и путей решения. Для лучшего закрепления лекционного материала на практических занятиях необходимо разобрать вопросы преимущественно дискуссионного характера.

Преподавателю необходимо учитывать и самостоятельную работу студентов. Необходимо обеспечить студентов списком тем для самостоятельного изучения и литературой.

В процессе занятий преподавателю рекомендуется использовать различные активные и интерактивные формы обучения, такие как работа в группах, дискуссии, разбор задач, анализ результатов, интерактивные лекции и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...