Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школьная система специального образования.




Организацию обучения и воспитания детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями регулируют следующие документы:

Закон РФ "Об образовании";

Закон РФ "О социальной защите инвалидов";

Семейный кодекс РФ;

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";

письмо Министерства образования РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов".

В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру. Финансирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется соответствующим учредителем. В нашей стране функционируют специальные образовательные учреждения для других категории детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.

Особенности специальных школ:

обучение в соответствии со специальным образовательным стандартом;

выпускники (кроме школы VIII вида — для детей с умственной отсталостью) получают цензовое образование, соответствующее уровню образования в массовой общеобразовательной школе;

направление ребенка в специальную школу только с согласия родителей и на основании заключения ПМПК;

для детей со сложной структурой дефекта создается специальный класс (группа);

для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими другими нарушениями открываются соответствующие классы;

обеспечение медицинского и психологического сопровождения силами штатных специалистов, поддерживающих в школе охранительный режим и участвующих в профконсультировании;

помощь в процессе адаптации и интеграции оказывает социальный педагог;

трудовая пред профессиональная подготовка воспитанников.

Специальные школы I и II видов

Особенности организации обучения.

равноправное обучение языку словесной и жестокой речи;

в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи;

индивидуальные и групповые занятия — развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи;

классы для детей со сложной структурой дефекта;

наполняемость класса (группы) — до 6 чел.

В специальных школах для слабослышащих и детей — школах II вида — организуются два отделения:

первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха.

Особенности организации обучения в первом отделении:

обучение с 7 лет;

наполняемость класса — до 10 чел.; начальное общее образование — 4—5 лет; основное общее образование — 6 лет; среднее общее образование — 2 года;

Особенности организации обучения во старом отделения образование:

начальное - 5-6 лет или 6—7;

основное — 6 лет;

среднее - 2 года;

подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки);

наполняемость класса — до 8 чел;

индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи;

занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением,

Специальные школы III и IV видов

Специальные школы для незрячих детей - школы Ш вид.

Принимаются дети:

незрячие;

с остаточным зрением (0,04 и ниже);

с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессир;

глазными болезнями.

Особенности организации обучения:

обучение ~ с 6-7 лет (иногда с 8-9 лет); класса — до 8 чел.; общий срок обучения — 12 лет.

Специальные школы для слабовидящих детей — школы IV вида.

Принимаются:

слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией (учитываются: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии); дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих, и часто рецидивирующих заболеваниях зрения; при наличии астенических явлений, возникающих во время чтения и письма на близком расстоянии; дети с косоглазием и амблиопией (острота зрения свыше 0,4).

Особенности организации обучения:

обучение - с 6—7 лет; наполняемость класса — до 12 чел.; продолжительность общего обучения — 2 лет.

Ввиду небольшого числа школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

Специальные школы V и VI видов

Обучение школах для детей с тяжелыми нарушениями речи —школах У вида.

Основное общее образование — 10—11 лет.

В 1-й класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет.

При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу.

Организуются одно или два отделения:

• первое — обучение детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;

• второе — для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи.

В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи.

Особенности организации обучения:

• специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания;

• специальный речевой режим.

Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — шкала VI вида.

• обучение в 1-м классе — с 7 лет;

• начальное общее образование — 4—5 лет;

• основное общее образование — 6 лет;

• среднее общее образование — 2 года, Особенности организации обучения:

• имеется подготовительный класс;

• наполняемость в группе - до 10 чел;

• специальный двигательный режим;

• обучение и воспитание организовано в единстве с комплекс ной коррекцией двигательной сферы, речи и познавательно деятельности ребенка.

Специальные школы VII и VIII видов

Специальные школы для детей с трудностями (с задержкой психического развития) - школы VII вида:

начальное общее образование — 3—5 лет; основное общее образование - 5 лет.

По мере коррекции отклонений лети могут переводиться

обычную школу.

Особенности организации обучения:

дети принимаются только в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде исключения — в 3-й кл.). наполняемость учебной группы — до 12 чел.; ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года; индивидуальные и групповые занятия; логопедические занятия.

Специальные школы для детей с умственной отсталостью ~ школы VIII вида.

Особенности организации обучения:

итоговый экзамен — по трудовому обучению;

по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождают от экзамена;

прием в подготовительный или 1-й класс — с 7—8 лет;

в подготовительном классе - подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза;

наполняемость — до 6—8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах);

сроки обучения - 8, 9, 10 лет (9 и 10 лет - с классом профессиональной подготовки);

возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы).

3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел.).

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:

• I — с 6 до 9 лет;

• II - с 9 до 12 лет;

• III - с 13 до 18 лет.

Особенности организации обучения:

• не принимаются лети, страдающие психопатией, эпилепсией, другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Такие дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями;

• режим работы класса (группы) — по договоренности с родителями;

• индивидуальный образовательный маршрут — в соответствии с психофизическими возможностями ребенка.

Другие формы специального образования школьников с отклонениями в развитии

Специальные детские дома и школы-интернаты предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих особые образовательные потребности. В данных учреждениях воспитываются и обучаются в основном такие дети и подростки, у которых отмечены интеллектуальная недостаточность и трудности в обучении.

Организация обучения на дому возможна для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения.

Процесс обучения организует ближайшее (по месту нахождения) образовательное учреждение на основании медицинского заключения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение в домашних условиях, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Обучение на дому носит индивидуальный характер.

Итоговую аттестацию и выдачу документа о соответствующем

уровне образования обеспечивает образовательное учреждение.

Центры реабилитации создаются для обучения и воспитания детей со сложными или с тяжелыми недостатками.

Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более 10 чел, а со сложным дефектом — до 6 чел.

Задачи центров реабилитации:

• формирование навыков — общения, самообслуживания, элементарных трудовых;;

• организация занятий по индивидуальным учебным программам.;

Логопедическая служба оказывает помощь детям, которые имеют различные нарушения речи и обучаются в образовательных учреждениях общего назначения; Организация логопедической помощи - исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи:

в штат образовательного учреждения общего назначения вводится должность учителя-логопеда',

в структуре органа управления образованием создается логопедический кабинету

организуется логопедический центр — учреждение с правами юридического лица.

Наиболее широко распространенная форма - логопедический пункт при общеобразовательном учреждении (как отмечает Н.М. Назарова).

Основные задачи логопедического пункта:

коррекция нарушения устной и письменной речи;

своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;

распространение логопедических знаний среди родителей и педагогов,

В современных условиях развития специального образования создаются новые модели специальных образовательных учреждений, которые удовлетворяют особые образовательные потребности детей с отклонениями в развитии.

В настоящее время в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле, Махачкале, в Сибири и на Урале успешно работает модель многофункционального специального образовательного учреждения, выполняющего следующие функции:

образования;

психолого-педагогического консультационного центра;

центра социальных услуг для малоимущих слоев населения;

центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования.

В московской школе-интернате № 65 воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая:

дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, который осуществляется в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью;

благоприятный психологический климат и комфортную социокультурную среду образования в целом.

Псковский лечебно-педагогический центр проводит работу по включению в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

26. Профессиональная ориентация, система профессио­нального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.

Профессиональная ориентация — обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентацнонная работа включает социально-педагогическое сопровождение, социально-трудовую поддержку - посредническую помощь в получении профессиональной подготовки.

Направления профессиональной ориентации:

профессиональная информация;

профессиональная консультация;

профессиональный подбор:

профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Педагоги специальных образовательных учреждений на основе использования различных форм и методов должны подготовить детей к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей. Этапы профориентационной работы (по О.Е Булановой):

младший школьный возраст — подготовка детей к трудовым усилиям, ознакомление с профессиями, с миром труда, формирование у них потребности своим трудом приносить пользу другим;

возраст 10-2 лет — включение детей в общественно-полезный труд, формирование мотивов выбора профессии, интереса к конкретной трудовой деятельности;

возраст 12—14 лет — у детей должны быть сформированы систематический знания, а также умение ориентироваться в мире профессий, интерес к конкретной профессии;

возраст 14—17 лет - социально-профессиональная направленность подготовки к труду в сфере материального производства с учетом психофизических возможностей детей.

Человек с ограниченной трудоспособностью (в зависимости от характера и степени тяжести нарушения) может получить профессиональное образование — начальное, среднее, высшее.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в университетах, академиях, институтах, консерваториях, высших профессиональных школах.

По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования.

Решению проблемы профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности способствуют новые модели специальных учебных заведений, которые реально осуществляют профессиональную подготовку и трудоустройство своих воспитанников.

Обучение студентов-инвалидов организовано в ряде специальных высших учебных заведений:

• Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета;

• Государственный специализированный институт искусств Минкультуры России;

• Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск Московской области).

Также студенты с ограниченными возможностями включаются в общей образовательный поток вуза (отдельные группы или факультеты):

• МВТУ им. Н.Э. Баумана (Москва);

• МЛГУ (Москва);

• РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. В нашей стране (как отмечает Н.М. Назарова) инвалиды не всегда имеют такие возможности для получения профессионального образования: количество студентов с ограниченной трудоспособностью, обучающихся в вузах России, составляет всего около тысячи человек.

В Российской Федерации работающие инвалиды составляют около 11% от общего числа имеющих инвалидность, хотя, по некоторым данным, 2/3 из них могут и желают трудиться.

27. Воспитание в системе специального образо­вания.

Социально-педагогическая деятельность (по определению В.А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы:

образования, обучения и воспитания;

интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);

экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокупьтурных программ и общественного наследия.

Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.

Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация - процесс восстановления основных социальных функций личности.

28. Педагогическая система обучения и воспитания детей с на­рушениями слуха.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха

Программы воспитания н обучения глухих и слабослышащих

дошкольников направлены на формирование психических новообразований, присущих каждому периоду дошкольного детства, в процессе развития детских видов деятельности. Коррекционно-педагогическая работа ведется в следующих направлениях:

физическое воспитание детей — коррекция отклонений в моторном развитии, развитие ориентировки в пространстве;

формирование игровой деятельности ~ обучение игре способствует социальному развитию, нравственному и умственному воспитанию, особое значение придается овладению игровым замещением;

изобразительная и конструктивная деятельность — сенсорное < воспитание (развитие различных видов восприятия - зритель-; ного, тактильно-двигательного, двигательного); ^ трудовое воспитание;

ознакомление с окружающим миром — преодоление свойственной детям с нарушенным слухом бедности и фрагментарности представлений об окружающем;

развитие речи. Ведущий раздел:

развитие языковой способности;

накопление словаря и работа нал значением слова;

формирование разных форм речи (устной, письменной, тактильной);

отработка различных видов речевой деятельности;

проведение элементарных языковых наблюдений;

развитие остаточного слуха и обучение произношению:

обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи;

формирование навыков речевой коммуникации;

развитие обучения произношению:

создание потребности в устном общении; I. формирование приближенной к естественному звучанию уст- ной речи;

широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры;

формирование элементарных математических представлений,

музыкальное воспитание:

формирование восприятия музыки;

вокально-интонационное развитие голоса; развитие ритма движений и речи; развитие слухового восприятия музыки; развитие динамического, ритмического, тембрового слуха. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) глухие и слабослышащие депл раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: специальных детских садах для глухих и (или) слабослышащих детей;

детских садах комбинированного вида;

дошкольных группах, отделениях в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе); образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа — детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста "Школа — детский сад" для глухих или для слабослышаших детей.

В детских садах комбинированного вида наряду с группами для слышащих детей организуются компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. Принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5-2 лет. Продолжительность обучения и воспитания - 4-5 лет. Режим круглосуточного пребывания, но родители могут забирать детей ежедневно. В структуре образовательных учреждений "Начальная школа – детский сад и "Школа — детский сад" компенсирующего вида для глухих или для слабослышаших детей могут быть группы для детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы (с 1-го по 10— 12-й кл.) школы для слабослышаших или для глухих детей. Здесь реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для глухих или для слабослышаших и позднооглохших детей.

Деятельность указанных выше образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.

Работа по обучению детей грамоте (чтению и письму печатными буквами) начинается с 2-летнего возраста.

Большинство специальных дошкольных учреждений интернатного типа.

Негативные стороны:

изолированность от семьи;

неразвитая языковая среда;

невозможность комплектования групп детьми примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (дети со средней и легкой тугоухостью совместно с еще не говорящими детьми).

В условиях семьи коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение слуха, ведется в основном родителями под руководством сурдопедагога.

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать квалифицированную коррекционную помощь:

в учреждениях здравоохранения по месту жительства; группах кратковременного пребывания; Центрах реабилитации слуха и речи.

Основное содержание работы в этих учреждениях - развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.

Специалисты:

проводят коррекционные занятия с детьми;

обучают родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания в семье;

оказывают психотерапевтическую помощь.

Занятия проводя/пен при обязательном присутствии родителей, Центры реабилитации слуха и речи (инновационное учреждение):

диагностика нарушений слуха;

медико-психолого-педагогическое изучение детей;

оказание медицинской помощи;

индивидуальное слухо протезирование.

Используется верботональная методика.

Дошкольные учреждения комбинированного вида в современных условиях развития представляют собой реальную модель интегрированного (совместно со слышащими) воспитания и обучения (например ДОУ № 1365 и 1413 г. Москвы).

Формы интеграции:

• временная (все воспитанники специальной группы объединяются со слышащими детьми 1-2 раза в месяц для проведения мероприятий воспитательного характера);

• частичная (дети с нарушением слуха пребывают в группе со слышащими часть дня);

• комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующем возрастной норме или близким к ней, по 1-2 чел. наравне со слышащими воспитываются е массовых группах при поддержке учителя-дефектолога специальной группы).

Обучение школьников

Школьники с частичным нарушением слуха — слабослышащие и позднооглохшие обучаются в специальных школах II вида.

Цензовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта.

Педагогический процесс, основа которого — коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность.

Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий; формирование навыков чтения с губ;

овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетическом базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);

использование и развитие остаточного слуха.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским. Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А, Венгером и др.:

ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей;

развивать анализаторы ребенка - значит обучать его перцептивным действиям;

с помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства:

задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям.

Обобщенные способы обследования предметов имеют важное чение для формирования операций сравнения, обобщения, развертывания мыслительных операций. Обучение языку построено таким образом, чтобы имеющиеся отклонения, вызванные дефектом слуха: ' накопление словаря; ' уточнение звукового состава речи; ' усвоение грамматической системы языка; овладение разными видами и формами речевой деятельности. Письмо и чтение - основное средство овладения языком процесс специального обучения слабослышаших. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием.

Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образны средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др.

Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в лассо-вой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения:

в процессе усвоения чтения и письма;

при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ;

в понимании объяснений учителя;

при чтении учебного и художественного текста (из-за его достаточного понимания). слабослышаших детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах:

смешение сходных по звучанию и месту образования смягчений;

пропуски согласных при сложных стечениях;

пропуски безударных частей слова.

Специальное образование глухих

В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих:

на основе билингвистического подхода;

на основе словесной речи.

Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании.

Билингвистический подход основан на билингвизме (лат. — два + - язык) - двуязычии, одновременном пользовании двумя языками.

Сущность билингвистического подхода заключается в том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются:

• словесная речь;

• жестовая речь.

Жестовая речь — способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:

• устранению коммуникативных барьеров между педагогами и

учащимися; с созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми;

• эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации; ^ ускорению ее передачи;

• восприятию учащимися;

" усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме.

Билингвистическая система обучения глухих во многих странах: Скандинавии, Великобритании, Швеции, Канаде. США и др.

В России только одна билингвистическая школа - билингвистическая гимназия, научным руководителем которая является проф. Г.Л. Зайцева.

При использовании билингвистической системы необходимо шить следующие задачи:

найти оптимальное соотношение жестокого и словесного в учебном процессе;

разработать дидактические основы учебного процесса на жестового языка;

создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучи глухих в условиях билингвистической педагогической системы разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.

Коммуникационная система обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 50-х гг. XX в. советскими учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова.

Ее основные принципы:

потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованием различных видов педагогически организованной деятельности, в целях активизации речевого общения эффективна дактиль, речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальце: руки в сочетании с устной и письменной.

Л. П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого — использовав предложения как материала для системного овладения языком.

В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельности принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью.

При работе с глухими учащимися по системе их обучения на словесной речи происходит практическое овладение языком последующим изучением языковых явлений и закономерностей.

Предметно-практическая деятельность учащихся — база:

для формирования у них понятий;

развития речи как средства коммуникации;

воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность.

Развитие технических возможностей слухопротезирования (в связи с изобретением транзистора) значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух.

С конца 50-х гг. после Манчестерского международного конгресса по проблемам образовательных средств для глухих в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей.

Доктор П. Губсрина (г. Загреб, Хорватия) разработал верботональную методику обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология, применение сурдотехнических достижений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...