Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изжержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.




Так как в краткосрочном периоде производство подвержено действию закона убы-вающей отдачи, то по мере увеличения выпуска величина издержек изменяется взависимости от характера отдачи от переменного фактора. При выраженнойчерезсредний продукт растущей отдаче совокупные и переменные издержки убывают, а

при снижающейся — растутГрафический пример кривых краткосрочных издержек производства дан на

рис. 11.2. Он отражает ряд зависимостей между издержками: а) при МС< AVC AVC

и АТС снижаются, а при МС > AVC — растут; б) точки пересечения АТС и AVC

возрастающей частью кривой МС являются точками их min значений; в) средние

постоянные издержки (AFC) убывают с ростом выпуска, так как FC= const; г) сни-жение AFС обусловливает сближение кривых АТС и AVCno мере роста выпуска.

Поскольку уровень издержек производства напрямую зависит от цен факто-

ров производства, то влияние изменения их цен на положение кривых издержекбудет зависеть от типа фактора. Изменение цен на постоянные факторы приведет

к смещению кривых средних постоянных (AFQ и средних совокупных издержек

(АТС) (при росте цен — вверх, а при снижении — вниз). Изменение цен на пере-менные факторы приведет к смещению кривых средних совокупных {АТС) и сред-

них переменных издержек (AVQ (при росте цен — вверх, а при снижении — вниз),а также смещению к кривой предельных издержек (при росте цен — влево, а приснижении — вправо).

Кривые издержек производства в долгосрочном пе-

риоде показывают минимальные значения издержек

для любого данного объема производства, когда все

его факторы можно изменить. Поэтому график дол-

госрочных средних издержек (LRAC) может быть представлен в виде соединенныхчастей графиков краткосрочных средних совокупных издержек разных по масш-

табу производств — АСГ АСу АСу АС4. Учитывая то, что возможности выбора раз-мера производства могут быть неограниченными, мы можем представить кривую

долгосрочных средних издержек в виде кривой, плавно огибающей все допусти-мые кривые краткосрочных издержек (рис. 11.3).

Кривая средних долгосрочных издержек, огибая все кривые средних крат-

косрочных издержек, нигде их не пересекает. Минимальные значения АС и LRAC

совпадают только в одном случае — где LRAC пересекается с LRMC. В отличие от LRAC кривая долгосрочных предельных издержек (LRMC) не является огибающей

краткосрочных (МС). Из кривых краткосрочных издержек видно, что для каждогомасштаба производства при одном и том же уровне выпуска величина средних из-

держек будет разной. Обусловленный действием эффекта масштаба уровень долгосрочных издер-

жек оказывает непосредственное влияние на формирование эффективного размерапредприятия, что, в свою очередь, обусловливает рыночную структуру отрасли

Типы рыночных структур

Типология рыночных структур базируется на ряде

параметров, которые определяют признаки отрасле-

вого рынка. Это: 1) численность продавцов и их ры-

ночные доли, 2) степень дифференциации продукта, 3) условия вступления в от-расль и выхода из нее, 4) степень контроля производителей над ценами, 5) харак-тер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комби- \ нации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся раз-1ной степенью конкурентности. Численность продавцов на каждом рынке важна в смысле определения их спо- f

собности оказывать влияние на рыночное ^равновесие. При большом количестве:продавцов на рынке, при прочих равных условиях, спрос на продукцию каждогоиз них будет столь эластичным, что изменение любым из производителей цены j

или объема выпуска не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии, Рыночные доли фирм (размер фирм) обусловливают возможности фирм ока- '

зывать влияние на рыночную цену. Небольшая фирма неспособна изменить ры-ночные условия и вынуждена приспосабливаться к ним, а рыночная структура ха-

рактеризующаяся присутствием множества имеющих незначительные мощностифирм, будет более конкурентной Степень дифференциации продукта отражает наличие у предназначенных дляудовлетворения одной потребности продуктов фирменных особенностей, отчего

продукты разных фирм не являются совершенными заменителями. Условия вступления в отрасль и выхода из нее связаны с наличием или отсут-

ствием отраслевых барьеров, к которым могут быть отнесены: значительный по-ложительный эффект масштаба, патенты и лицензии, большая капиталоемкостьпроизводства, норма прибыли, согласованное поведение отраслевых фирм. Степень контроля производителей над ценами является наиболее очевиднымпоказателем степени конкурентности рынка. Чем больше контроль производите-лей над цены, тем менее конкурентным является рынок. Характер поведения фирм может быть нестратегическим, когда фирмы при-

нимают решения, не учитывая реакции конкурентов, и стратегическим, когда онипринимают во внимание возможность ответных действий со стороны соперни-

ков, а их рыночное поведение координируется с поведением других фирм отрас-левого рынка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...