Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разорение северо – западной Руси




ТАЙНЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

 

РУСЬ И ОРДА

 

А.Б. ШИРОКОРАД

 

Москва

«ВЕЧЕ»

 

© Широкорад А.Б., 2004.

© ООО «Издательский дом «Вече», 2004.

 

Аннотация

 

Книга известного военного историка А.Б. Широкорада представляет собой обзор русско-татарских отношений со времен Золотой орды и до присоединения Крымского ханства к России. Кроме того, в книге приведены малоизвестные факты о роли крымских татар в Крымской войне, а затем в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Рассматриваются такие темы, как "монголо-татарское иго", причины возвышения Москвы, политика удельных и великих князей, татарский вектор в российской внутренней и внешней политике. Автор ставил своей целью не критику мэтров отечественной истории, а создание объективной картины сложных политических процессов, уход от идеологических штампов и замалчивания негативных моментов нашей истории.

 

Содержание

ГЛАВА 1

КРОВАВЫЙ ПРОЛОГ................................................. 5

ГЛАВА 2

ПАДЕНИЕ РЯЗАНИ................................................... 10

ГЛАВА 3

РАЗОРЕНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ РУСИ.................. 20

ГЛАВА 4

ПОХОДЫ ТАТАР В 1239-1241 ГГ............................... 32

ГЛАВА 5

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ........................................... 42

ГЛАВА 6

ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУСЬ........................................... 69

ГЛАВА 7

КАК РОДСТВЕННИКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НА РУСЬ ТАТАР НАВОДИЛИ 85

ГЛАВА 8

ТАТАРСКИЙ БАТОГ ВОЗВЫШАЕТ МОСКВУ.......... 100

ГЛАВА 9

КАК ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ «ПЕРЕЛОМИЛ ХРЕБЕТ» ЗОЛОТОЙ ОРДЕ........ 129

ГЛАВА 10

«УЙМИТЕ УШКУЙНИКОВ!»................................... 171

ГЛАВА 11

КОРОЛЕВСТВО ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО................ 185

ГЛАВА 12

БИТВА НА ВОРСКЛЕ И ПАДЕНИЕ СМОЛЕНСКА.................................. 211

ГЛАВА 13

ПОБЕЖДЕННЫЕ ПОБЕДИТЕЛИ............................. 228

ГЛАВА 14

ТАТАРСКИЙ ВЕКТОР В ТРИДЦАТИЛЕТНЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ. 254

ГЛАВА 15

КОНЕЦ «ИГА» И НАЧАЛО КАЗАНСКИХ ВОЙН...... 285

ГЛАВА 16

ОСНОВАНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА................... 296

ГЛАВА 17

ВОЙНА НА ДВА ФРОНТА....................................... 312

ГЛАВА 18

ПАДЕНИЕ КАЗАНИ................................................. 345

ГЛАВА 19

БОРЬБА ЗА АСТРАХАНЬ......................................... 371

ГЛАВА 20

БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА С ТАТАРО-ТУРЕЦКОЙ АГРЕССИЕЙ.................... 380

ГЛАВА 21

ГОЛИЦЫНСКИЕ ПОХОДЫ..................................... 396

ГЛАВА 22

ПОХОДЫ МИНИХА И ЛАССИ................................ 405

ГЛАВА 23

КРЫМ В РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1768-1774 гг................................ 427

ГЛАВА 24

ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИИ....................................................... 436

ГЛАВА 25

ТАТАРЫ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ............................. 448

ГЛАВА 26

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫВ ГРАЖДАНСКОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ...... 457

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..476

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………..478

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..485

 

ГЛАВА 1

КРОВАВЫЙ ПРОЛОГ

Весной 1223 г. к галичскому[1] князю Мстиславу Мстисла-вовичу Удалому приехал зять, половецкий хан Котян. Уже много десятилетий южные русские княжества вели, по выра­жению С. М. Соловьева, «бесконечную и однообразную» вой­ну с половцами. Войны кончались миром, совместными пира­ми, и несколько половецких «принцесс» стали женами князей Рюриковичей. Так и дочь Котяна, получившая при крещении имя Мария, стала женой Мстислава Удалого.

Русские князья часто использовали половцев в качестве со­юзников в борьбе со своими родственниками-конкурентами, а иногда помогали половецким ханам в их сварах. Поэтому Мстислава не удивила просьба зятя помочь ему войсками в борьбе с другими кочевыми племенами. Удивил лишь страх Котяна перед неведомыми племенами, которых половцы на­зывали татарами. Котян подарил зятю множество коней, вер­блюдов, буйволов, а также прекрасных невольниц, и обещал еще больше после победы.

Испуганный хан требовал: «Нашу землю нынче отняли та­тары, а вашу завтра возьмут, защитите нас. Если же не помо­жете нам, то мы будем перебиты нынче, а вы — завтра».

И вот князья Рюриковичи съехались в Киев на совет. Здесь были трое старших князей: Мстислав Романович Киевский, Мстислав Святославович Черниговский и Мстислав Мстисла-вович Галицкий (Удалой). Из младших князей прибыли Да­ниил Романович Волынский, Всеволод Мстиславович, сын киевского князя, и Михаил Всеволодович, племянник черни­говского князя. Мстислав Удалой стал уговаривать князей помочь половцам. Он говорил: «Если мы, братья, не поможем им, то они предадутся татарам, и тогда у них будет еще боль­ше силы». После долгих раздумий и обсуждений князья со­гласились идти на татар. Они говорили: «Лучше нам принять их на чужой земле, чем на своей».

Южнорусские князья обратились за помощью к сильному владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, но тот отказал­ся — дела дальние, его Владимира степные разборки никогда не касались. Да еще припомнил Мстиславу Удалому давние обиды.

Дружины южных князей собрались сравнительно быстро и пошли на юго-восток. Всего у русских и половцев насчиты­валось около 80 тысяч ратников. Силы же татар составляли от 20 до 30 тысяч всадников.

Татарские полководцы Субэдэй и Джэбэ провели в 1222 г. три тумена[2]2 через Кавказ. Грузинский царь Георгий Лаша вышел им навстречу и был уничтожен со всем своим войском. Татарам удалось захватить проводников, ко­торые указали им путь че­рез Дальялское ущелье (со­временная Военно-Грузин­ская дорога). Татарское войско вышло к верховьям реки Кубань, в тыл полов­цам. Здесь татары столкну­лись с аланами. При виде татар аланы попросту раз­бежались, а татарам доста­лись отличные кони и про­довольствие. Половцы тоже не решились дать бой и очень быстро, но организованно откочевали к русским границам.

На правом берегу Днепра у города Заруба русскую рать встретили татарские послы. Они заявили русским князьям: «Слышали мы, что вы идете против нас, послушавшись полов­цев, а мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сел, на вас не приходили. Пришли мы попущением божиим на холопей своих и конюхов, на поганых половцев, а с вами нам нет войны. Если половцы бегут к вам, то вы бейте их оттуда, и добро их себе берите. Слышали мы, что они и вам много зла делают, потому же и мы их отсюда бьем».

Князья не пожелали вступать в переговоры, а приказали перебить послов, посчитав, что они могли быть просто лазутчиками.

Русское войско шло несколько дней вдоль Днепра, наблю­дая на левом берегу татарские разъезды. У острова Хортица, там, где позже возникнет знаменитая Запорожская Сечь, Мстис­лав Удалой скрытно переправился через Днепр с тысячью луч­ших всадников и стремительно атаковал передовой отряд татар. Галичане окружили татар, занявших оборону на половецком кургане, и перебили их. Татарский начальник, некий Гемебек, был пленен и отдан половцам, которые его немедленно убили.

Затем через Днепр переправилось все союзное войско. Восемь дней союзники шли на восток, углубляясь в половец­кую степь. Передовым отрядам удалось захватить стада круп­ного рогатого скота, но боевых столкновений с татарами не было. Небольшая стычка произошла на восьмой день пути у маленькой речки Калки (современное название Кальчик), ко­торая сливается с рекой Кальмиус у самого ее впадения в Азов­ское море. Татары были разбиты и бежали. Русские перешли Калку и разбили лагерь на ее левом берегу.

Рано утром 16 июня 1223г. Мстислав Удалой выехал на передовой пост и увидел приближавшееся татарское войско. Мстислав решил справиться с татарами в одиночку. Он под­нял по тревоге только свои полки, не предупредив других князей. Во главе передового полка на врага рванулся восем­надцатилетний князь Даниил Романович[3]. Он получил сильный удар в грудь, но от смерти был спасен прочными доспе­хами. На выручку Даниилу кинулся его дядя, луцкий князь Мстислав Ярославович Немой. Татары бежали перед дядей и племянником, а также перед дружиной Олега Курского.

Но тут бросились бежать половцы. Толпы обезумевших от страха половцев налетели на стоявшие в боевом порядке пол­ки остальных князей. В итоге русские потерпели поражение, какого, по словам летописца, «не бывало от начала Русской земли».

Киевский князь Мстислав со своим зятем Андреем и дубровицким князем Александром, видя беду, стояли на горе над Калкой и не двинулись с места. Полки его огородились кольем и три дня отбивались из этого укрепления от татар, кото­рых осталось только два отряда под начальством Чегиркана и Ташукана. Остальные же бросились в погоню к Днепру за от­ступавшим русским войском.

Вместе с татарами сражался и большой отряд бродников, то есть всякого сброду, шатавшегося в степях. Большинство из них считали себя православными. Предводитель бродников Плоскиня вступил с русскими в переговоры и поцеловал крест Мстиславу, поклявшись, что если русские сдадутся, то тата­ры не убьют их, а отпустят за выкуп. Князья поверили, сда­лись и были задавлены: их положили под доски, на которые сели пировать знатные татары.

В ходе преследования остатков русских войск к Днепру та­тары убили шесть князей — Мстислава Черниговского с сы­ном, Святослава Яневского, Изяслава Ингваревича, Святос­лава Шумского и Юрия Несвижского[4]. Кроме того, был убит знаменитый богатырь Александр Попович.

Мстиславу Удалому с юным Даниилом Романовичем и не­сколькими другими князьями удалось переправиться через Днепр. После этого Мстислав, опасаясь татарской погони, приказал унич­тожить все лодки в районе переправы. Но татары дошли до Новгорода Святополкского и повернули назад. Жители русских городов и сел выходили им навстречу с крестами, но татары их убивали. По словам летописца: «Вопли и вздохи раздавались по всем городам и волостям. Не знаем, откуда приходили на нас эти злые татары Таурмени и куда опять делись? Некоторые тол­ковали, что это, должно быть, те нечистые народы, которых некогда Гедеон загнал в пустыню и которые пред концом мира должны явиться и попленить все страны».[5]

На самом деле это были этнические монголы, а татарами я их называю, поскольку они так именуются в русских летопи­сях и для удобства читателей. Предки же современных татар, живущих в Татарстане, не только не участвовали в битве, но и, наоборот, активно сопротивлялись монголам Субэдэя, ког­да те пытались форсировать Волгу у южных границ Булгарии. Как писал арабский историк XIII века Ибн ал-Асир, булгар «в нескольких местах устроили им засады» и, заманив, «напа­ли на них с тыла» и перебили множество воинов. Уцелевшие монголы через степи Казахстана вернулись в Монголию.

ГЛАВА 2

ПАДЕНИЕ РЯЗАНИ

«Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со мно­жеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к ве­ликому князю Юрию Игоревичу[6] Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязан­ский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел Князь великий Георгии Всеволодович Владимирский и сам не пошел и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И ус­лышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского и тотчас послал за братьями своими: за князем Давы-дом Игоревичем Муромским, и за князем Глебом Ингореви-чем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всево­лодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать – как утолить нечествица дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил вой­ной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую зем­лю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вель­мож рязанских по зависти донес безбожному царю Ба­тыю, что есть у князя Федо­ра Юрьевича Рязанского кня­гиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, князе, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.

Но один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, уцелел и горько плакал, смотря на славное тело че­стного своего господина; и увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии, и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича.

Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме свои и держала любимое чадо свое — князя Ивана Федоровича, и как услышала она эти смертоносныеслова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти...»[7]

Так гласит «Повесть о разорении Рязани Батыем». Рязанские князья в 20 — 30-е годы XIII века ухитрились поссориться и с великим князем владимирским, и с чернигов­ским князем. Кроме того, соседние русские князья не оцени­ли угрозы татарского нашествия и поначалу воспринимали его только как набег на Рязань.

В итоге против татар вышла одна лишь рязанская рать под началом рязанского князя Юрия Игоревича. Битва состоялась у реки Воронеж, «...была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязан­ская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреодолимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с де­сятью тысячами».[8]

Рязанское войско было разбито. В битве пал Юрий Игоре­вич и его родичи — племянники Давыд (удельный князь му­ромский) и Глеб (удельный князь коломенский) Ингваревичи и внучатый племянник Всеволод Михайлович (удельный князь пронский). Согласно «Повести...» погибло и все войско.

16 декабря 1237 г. татары осадили Рязань. Она была срав­нительно хорошо укреплена. Город площадью около 10 гек­таров был построен на крутых холмах. Городской вал, даже простояв столь длительное время (с XII века), представлял собой мощное сооружение высотой до 10м и шириной у ос­нования более 20 м. По всей длине вала тянулся ров, дости­гавший в некоторых местах большой глубины. В ряде мест вал прерывался — тут находились крепостные ворота. При раскопках вала выяснилось, что он представлял собой не только грандиозную насыпь, но и сложное оборонительное сооружение из земли и деревянных крепостных стен. В вер­хней части вала были открыты остатки сплошной деревян­ной стены из продольно положенных бревен, перевязанных поперечными бревнами. Кроме того, имелось несколько внут­ригородских валов. В городе было не менее трех больших каменных церквей. «Царь Батый... осадил град, и бились пять дней неотступ­но. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно би­лись. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие с пороками, а тре­тьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань ме­сяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агрип­пину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли... И хра­мы божий разорили и во святых алтарях много крови проли­ли. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умер­ли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонуще­го, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».[9]

Сейчас ряд историков[10] склонны видеть в «Повести...» пре­увеличения. Однако археологические раскопки подтверждают уничтожение подавляющего большинства горожан.

Вот что пишет археолог В.П. Даркевич: «Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977 — 1979 гг. на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной око­лицы деревни Фатьяновка.

Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 35 лет. Много дет­ских захоронений, от грудных младенцев до 6 —10 лет. Это ря-занцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, ос­тавшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Най­ден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребенка. У части скелетов проломлены чере­па, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел. Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожи­дала жестокая расправа. За исключением ремесленников и об­ращенных в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой. Массовые казни происходили методич­но и хладнокровно: осужденных разделяли между сотниками, те же — поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. По рассказам летописцев, после падения Рязани — мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнем и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А.В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием».[11]

Через некоторое время после взятия Рязани в разрушен­ный город прибыл рязанский князь Ингварь Ингваревич, ко­торый во время нашествия находился в Чернигове у князя Михаила Всеволодовича. Как сказано в «Повести...»: «Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как сладкий орган звучащий. И от великого того крика и вопля страшного пал на землю, как мертвый».[12]

Ингварь Ингваревич собрал уцелевших окрестных жите­лей и захоронил убитых (или по крайней мере часть их). Рас­копки подтверждают «Повесть...»: «В братских могилах Ряза­ни погибших похоронили без гробов, в общих котлованах до 1 м глубиной, причем смерзшуюся землю разогревали костра­ми. Их положили по христианскому обряду — головой на запад, с руками, сложенными на груди. Скелеты лежат ряда­ми, вплотную друг к другу, местами в два — три яруса».[13]

Некоторые историки считают, что Ингварь Ингваревич вос­становил Рязань. Это они обосновывали той же «Повестью...»: «Благоверный князь Ингварь Ингваревич, названный во свя­том крещении Козьмой, сел на столе отца своего Ингваря Свя-тославича. И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал».[14]

Но в «Повести...» говорится не о городе, а о земле Рязанс­кой. Археологи однозначно доказали — Рязань более не вос­станавливалась, и культурного слоя после 1237г. не обнару­жено. Лишь в одной части города найдены остатки усадеб XVII века. Рязанский князь сделал своей столицей город Пе-реяславль Рязанский, который с середины XIV века стал име­новаться Рязанью.

В «Повести...» рассказывается, что русский боярин Евпатий Коловрат, находившийся в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, отправился на помощь Рязани с «малой дру­жиной». «И помчался в город Рязань, и увидел город разорен­ный, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, и иные в реке потопле­ны. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляясь в сердце своем. И собрал небольшую дружину — тысячу семь­сот человек, которых бог сохранил вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздаль­ской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, на­сквозь проезжая сильные полки татарские, был их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился».[15]

Царь Батый «послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похва­лился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богаты­рей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих зем­лях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди кры­латые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячею, а два — со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал царь Батый, гляда на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хоро­шо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых захватили в битве. И велел царь Ба­тый отпустить их и ничем не вредить им».[16]

Татары уничтожили не только Рязань, но и разорили все княжество. Они взяли Пронск, в татарский плен попал князь Олег Ингваревич Красный. Автор «Повести...» утверждает, что в Пронске Ингварь Ингваревич собрал «рассеченные части тела брата своего... Олега Ингваревича». Но это не соответствует действительности. Татары держали в плену князя Олега до самой смерти рязанского князя Ингваря Ингваревича в 1252 г. и лишь тогда отпустили на Русь. Умер Олег Ингваревич в декабре 1258г. и был погребен в Переяславле Рязанском в храме Святого Спаса.[17]

Татары буквально стерли с лица земли город Белгород Ря­занский.[18] Больше он уже не восстанавливался, и сейчас не­известно даже его точное расположение. Тульские историки идентифицируют его с городищем у села Белородица на реке Полосне в 16 км от современного города Венева.

Погиб и рязанский город Воронеж[19]. Несколько столетий сто­яли безлюдными развалины города, и лишь в 1586 г. на его месте построили острог для защиты от набегов крымских татар.

Уничтожен был татарами и довольно известный город Де-дославль. Ряд историков идентифицируют его с городищем у села Дедилово на правом берегу реки Шат.

Однако подавляющее большинство десятков городов (го­родищ), уничтоженных татарами в 1237 — 1238 гг., как на Рязанщине, так и по всей Руси, историкам и археологам иденти­фицировать не удается. Города эти так и остаются безымян­ными. Объединяют их лишь следы пожара, братские могилы без гробов, а то и просто хаотически лежащие останки людей со следами насильственной смерти, детей и взрослых, спря­тавшихся в подполах, печках и иных укрытиях и нашедших там свою смерть.

ГЛАВА 3

РАЗОРЕНИЕ СЕВЕРО – ЗАПАДНОЙ РУСИ

От Рязани войско Батыя двинулось вверх по Оке и подо­шло к Коломне, а там татар ждали дружины владимирского князя Юрия Всеволодовича и остатки рязанской дружины во главе с князем Романом Ингваревичем. Замечу, что сам вели­кий князь владимирский Юрий Всеволодович с войском не пошел, а отправил своего старшего сына Всеволода с воево­дой Еремеем.

Татары окружили русских. В битве полегли Роман Ингва-ревич и воевода Еремей с большей частью войска. Юрию же Всеволодовичу удалось убежать к отцу во Владимир. Колом­на была взята татарами и разграблена.

От Коломны отряды царевича Гуюка по льду Москвы-реки подошли к городу Москве. Взятие Москвы описано в русских источниках коротко и неясно. Во всяком случае, де­ревянный кремль был взят штурмом. Воевода Филипп Нянь­ка (Нянко)[20] был убит, а молодой князь Владимир Юрье­вич (третий сын Юрия Всеволодовича) взят в плен. Царевич Гуюк забрал с собой плененного Владимира Юрьевича и голову павшего в бою Филиппа Няньки и отправился к городу Владимиру.

3 февраля 1238г. основные силы татар во главе с Батыем подошли к Владимиру. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович бежал из столицы. Во Владимире он оставил жену Агафью и двух старших сыновей Всеволода и Мстисла­ва с воеводой Петром Ослядюковичем и частью дружины.

Юрий же с основным войском двинулся на северо-запад и, перейдя Волгу под Угличем, разбил свой лагерь на реке Сить, примерно в 30 км к западу от Волги. Вместе с великим князем были три его племянника — сыновья князя Константина Все­володовича Василько, Всеволод и Владимир. Призвав своих братьев Ярослава и Святослава, Юрий Всеволодович, очевид­но, собирался занять оборонительные позиции с участием всех имевшихся дружин Суздальской земли и использовать реки Волгу и Мологу как естественные оборонительные линии с востока и с севера.

Как гласит Тверская летопись: «Беззаконные же татары пришли к Владимиру... Привели они с собой Владимира Юрь­евича к Золотым воротам, спрашивая: «Узнаете ли княжича вашего?» Братья его, воевода Ослядюкович и все люди про­ливали обильные слезы, видя горькие мучения князя. Татары же отошли от городских ворот, объехали город, а затем раз­били лагерь на видимом расстоянии перед Золотыми ворота­ми. Всеволод и Мстислав Юрьевичи хотели выйти из города против татар, но Петр-воевода запретил им сражаться, сказав: «Нет мужества, и разума, и силы против божьего наказания за наши грехи»».[21]

Пока часть татарского войска обносила Владимир частоко­лом и готовила осадные машины, остальное войско 5 февраля совершило молниеносный набег на Суздаль и в тот же день сожгло город.

Штурм Владимира начался утром 7 февраля. Как гласит та же Тверская летопись: «Утром увидели князья Всеволод и Мстислав и епископ Митрофан, что город будет взят, и, не надеясь ни на чью помощь, вошли они все в церковь святой Богородицы и начали каяться в своих грехах. А тех из них, кто хотел принять схиму, епископ Митрофан постриг всех: князей, и княгиню Юрия, и дочь его, и сноху, и благочести­вых мужчин и женщин. А татары начали готовить пороки, и подступили к городу, и проломили городскую стену, и запол­нили ров наломанными ветками и так по примету вошли в город; так от Лыбеди вошли они в Иринины ворота, а от Клязь­мы в Медные и Волжские ворота, и так взяли город и подо­жгли его. Увидели князья, и епископ, и княгини, что зажжен город и люди умирают в огне, а других рубят мечами, и бежа­ли князья в Средний город. А епископ, и княгиня со снохами, и с дочерью, княжной Феодорой, и с внучатами, другие кня­гини, и боярыни, и многие люди вбежали в церковь святой Бо­городицы и заперлись на хорах. А татары взяли и Средний город, и выбили двери церкви, и собрали много дров, обло­жили церковь дровами и подожгли. И все бывшие там задох­нулись, и так предали души свои в руки господа; а других князей и людей татары порубили».[22]

Следует заметить, что три сына князя Юрия Всеволодови­ча погибли при осаде. Владимир, Всеволод и Мстислав ныне считаются местными святыми города Владимира.

Разобраться в последующих действиях татар по русским ле­тописям довольно трудно. Так, в Лаврентьевской летописи го­ворится, что в феврале 1238г. было захвачено шесть крупных городов Суздальской земли, после чего 4 марта на реке Сить разгромлено войско Юрия Всеволодовича. Новгородская Пер­вая летопись перечисляет уже восемь городов Суздальской земли (причем только два из них совпадают с перечисленными в Лав­рентьевской летописи) и сообщает, что они были взяты после битвы на Сити. Никоновская летопись XVI века добавляет к ранее упомянутым городам еще два города. Никаких подроб­ностей захвата какого-либо из названных в разных источниках четырнадцати городов в летописях не приводится. Рассказ о взя­тии и разграблении Суздаля, которому посвящено больше мес­та, чем всем остальным, составляют фрагменты, заимствованные летописцами из ранних текстов. К примеру, из описания разграбления Киева половцами в 1203 г., и вряд ли этому опи­санию можно верить. Не нашлось места даже для рассказа о разрушении Ростова, собственная летопись которого была по­зднее включена в летопись Владимира (то есть в Лаврентьевс-кую). Создается впечатление, что летописцы Владимира и Нов­города просто перечислили основные города Суздальской зем­ли без всякого представления о том, на какие из этих городов татары напали, какие разграбили, а какие обошли стороной.

Л.Н. Гумилев утверждает: «Жители богатого торгового Уг­лича, например, довольно быстро нашли общий язык с монго­лами. Выдав лошадей и провиант, угличане спасли свой го­род; позже подобным образом поступили почти все поволжс­кие города. Более того, находились русские, пополнявшие ряды монгольских войск. Венгерский хронист называл их «наихуд­шими христианами».[23]

Профессор Казанского государственного педагогического университета Зуфар Зайниевич Мифтахов считает, что «уце­лела Кострома, Тверь, Ярославль — все города по Волге уце­лели именно потому, что они заключили мир с татарами и монголами».[24]

По моему же мнению, вопрос о Костроме следует считать открытым, но Тверь была уничтожена татарами, и в 1240г. князь Ярослав Всеволодович фактически основал новый город на левом берегу Волги в устье реки Тверцы. А старая Тверь была в полутора километрах на правом берегу Волги у впаде­ния в нее реки Тьмаки.

Тут следует заметить, что татары после взятия Владимира двигались не единым войском, а отдельными ударными груп­пами. Некоторую ясность вносит Мифтахов. Он утверждает, что вместе с войском Батыя двигалось от 11 до 12 тысяч бул-гарских войск под началом эмира Гази Бараджа. Отдельный булгарский отряд Бояна, сына булгарского царя Алтынбека, действовал на севере в отрыве от татарских сил. Бояну уда­лось захватить город Устюг. Бывший нижегородский монах Ас-Азим, служивший некоторое время попом в городе Биляре и посланный Гази Бараджем в поход вместе в Бояном, угово­рил местного воеводу сдать город без кровопролития.

После взятия Рязани татарами войско эмира Гази Барад­жа двинулось на Нижний Новгород. Ко времени подхода бул-гарских войск князя в городе не было, а нижегородские бояре сами открыли ворота Гази Бараджу. Мифтахов утверждает, что к войску эмира присоединилось около 4 тысяч пеших рус­ских воинов из Нижнего Новгорода и Ростова.

К началу марта 1238г. на реке Сить собрались дружины нескольких князей северо-восточной Руси во главе с Юрием Всеволодовичем. Среди них был его родной брат переяславс­кий князь Святослав Всеволодович и три племянника Василь-ко, Всеволод и Владимир Константиновичи. Больше ни один князь не пожелал присоединиться к великому князю влади­мирскому. Брат Ярослав Всеволодович в 1236г. захватил Киев и стал великим князем киевским. Наши верноподданные ис­торики утверждают, что Ярослав очень хотел помочь брату Юрию и спешил на Сить, но вот немного не успел. На самом деле хитрый Ярослав и не думал воевать с татарами, а вот после смерти Юрия он действительно поспешил и быстро прибежал княжить во Владимир.

Юрий Всеволодович оказался крайне бездарным полковод­цем. Вполне возможно, на него и его окружение напал пани­ческий страх перед татарами. Он не удосужился даже органи­зовать разведку и наблюдение за татарским войском. В резуль­тате русские дружины были внезапно окружены татарами. 4 марта в ходе жестокой сечи русские были наголову разби­ты, а князья Юрий Всеволодович и Всеволод Константинович пали в бою. Как гласит Тверская летопись: «А Василька Кон­стантиновича Ростовского татары взяли в плен и вели его до Шерньского леса, принуждая его жить по их обычаю и вое­вать на их стороне. Но он не покорился им и не принимал пищи из рук их, но много хульных слов изрек на их царя и всех их. Они же, жестоко мучив его, умертвили четвертого марта, в середину Великого поста, и бросили его тело в лесу».[25] Позже князей Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского причис­лили к лику святых.

Сражение происходило между современными деревнями Игнатово и Ревякино Городище Ярославской области, пример­но в 16 км выше впадения реки Сить в Рыбинское водохрани­лище. Археолог Н.П. Сабанеев обнаружил в этом районе мо­гилы погибших воинов. Увы, неблагодарные потомки не удо­сужились поставить не то что памятник, а хотя бы какой либо знак, указывающий на место битвы.

Любопытно, что Мифтахов утверждает, будто татаро-мон­голам в битве на Сити участвовать не пришлось, а с войском Юрия Всеволодовича сражались булгары и 4 тысячи русской пехоты из Нижнего Новгорода и Ростова. Сам же великий князь владимирский в битве участия не принимал. «Еще в 1229 г. он был «ранен в зад, отчего с тех пор не мог ездить на лошади» (Гази Барадж. Летопись Гази Бараджа. 1229-1246 годы. Бахши Иман. Свод булгарских летописей. Том первый. Оренбург, 1993. С. 165). Поэтому Юрий Всеволодо­вич оставил поле боя не на коне, а на возке. Он убе­жал по дороге на Новго­род. Однако отъехать дале­ко не удалось: попал в за­саду, устроенную Кул Буратом. Охранный отряд был быстро уничтожен булгарскими лучниками. Великий князь соскочил с возка и побежал в сторону леса, но увяз в глубоком снегу. К нему подскакал сын покойного тархана Бачмана Нарык и отсек голову. Затем Нарык наса-дил его голову на древко своего боевого знамени и отправил к эмиру Гази Бараджу».[26]

Мифтахов приводит и совсем другую версию смерти князя Василько Константиновича, которого он, правда, по ошибке называет рязанским князем. «Через несколько дней после этого (битвы на реке Сити. — А.Ш.) произошло неожиданное со­бытие. На новгородской дороге встретились два конных разъез­да: разъезд Кул Бурата и разъезд князя Ярослава Всеволодо­вича. Этой встрече предшествовали следующие события.

Прежде чем оставить г. Владимир и свою семью на произ­вол судьбы, великий князь отправил в Новгород на 50 возах государственную казну. Обоз сопровождали младший брат великого князя Ярослав Всеволодович, рязанский князь Ва­силько Константинович и его сын Борис. Когда конный разъезд князя Ярослава столкнулся с разъездом отряда Кул Бурата, обоз повернули на юг. Однако спасти государственную казну не удалось: неожиданно обоз наткнулся на разъезд отряда Гуюка. Встреча была столь неожиданной, что возникла сумя­тица. Этим воспользовался Борис, ехавший в конце обоза. Ему удалось развернуть десять возов и незаметно уехать с места встречи. Борис прибыл в расположение отряда Кул Бурата и был препровожден к Гази Бараджу. (Гази Барадж. Летопись Гази Бараджа. Т. 1. С. 178-179).

По свидетельству участника этих событий Гази Бараджа, князь Ярослав передал 40 возов с ценностями казны Гуюку и при этом сообщил, что князь Василько Константинович отпра­вил своего сына Бориса с 10 возами к Гази Бараджу (Гази Барадж. Летопись Гази Бараджа. Т. 1. С. 179).

Историк С.М. Соловьев писал о том, что будто бы «тата­рам очень хотелось, чтоб Василько принял их обычаи и вое­вал вместе с ними; но ростовский князь не ел, не пил, чтоб не оскв

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...