Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства




Реализация разделения властей во многом определяется формой правления. Наиболее последовательно разделение властей проводится в президентской республике, где су­ществует четкое разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти, дополненное системой сдержек и противовесов.

В государствах с парламентарной формой правления обеспечивается относительная самостоятельность и неза­висимость законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако баланс между ними обеспечивается воз­можностью парламента выразить недоверие правительству. Данное полномочие парламента уравновешивается правом главы государства распустить парламент.

В смешанной, президентско-парламентарной республи­ке также есть свои особенности. Так, Президент России обладает широкими полномочиями, возможностью при определенных Конституцией случаях распустить парла­мент, перед которым он, в свою очередь, также несет от­ветственность.

8.4. Россия - социальное государство

Конституция РФ закрепляет социальный характер Рос­сийского государства (ст. 7). Социальное государство

характеризует взаимоотношения личности и государства в условиях частной собственности на средства производ­ства и рыночной экономики. И в этом основное отличие социального государства от социалистического, которое характеризует взаимоотношения личности и государства в условиях общенародной собственности и регулируемой государством экономики.

По вопросу взаимоотношений личности и государства в теории конституционного права были и есть две основ­ные концепции.

Первая концепция — теория индивидуальной свобо­ды, наиболее видными представителями которой были А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Дж. Локк. Основная идея этой концепции — верховенство экономических прав лич­ности во взаимоотношениях с государством. Государство обязано не вмешиваться в реализацию экономических прав и свобод и обеспечить полную свободу их осуществления. По мнению сторонников этой концепции, политические

Россия - социальное государство

права имеют вспомогательный характер по отношению к экономическим. Политические права необходимы для обеспечения экономических прав и свобод.

Сторонники этой концепции понимали, что неограни­ченные экономические свободы порождают неравенство. Однако высшей ценностью они считали именно свободу, полагая недопустимым любое вмешательство государства в рыночные отношения во имя справедливости и равенства. По их мнению, это противоречит принципам и структурам свободного рынка. Так, Б. Н. Чичерин в работе «Собствен­ность и государство* писал, что если бы государство вме­сто установленной одинаковой свободы для всех вздумало обирать богатых в пользу бедных, то это было бы не только нарушением справедливости, но и извращением коренных законов человеческого общежития.

Иной взгляд на «законы человеческого общежития» у сторонников второй концепции, которые не отрицают не­обходимость свобод, в том числе и экономических. Одна­ко полагают необходимым сочетать свободу с равенством индивидов. Ж. Ж. Руссо писал, что принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, кото­рая призвана обеспечить равенство. А. Токвиль отмечал, что стремление людей к равенству значительно сильнее их стремления к свободе и, если они не получат равенства в свободе, они готовы получить его в рабстве.

Профессор П. И. Новгородцев в 1911 г. в работе «О пра­ве на существование» поставил вопрос о необходимости включения в декларацию прав особого права — «права на достойное человеческое существование*, ставшее про­образом современной группы социальных прав и свобод человека, посредством которых реализуется социальная функция государства1.

Современные сторонники этого течения в научной мыс­ли призывают к выравниванию социального положения людей (Дж. Роулс, К. Дженкинс). И государство должно играть значительную роль в решение этой задачи.

Итак, социальное государство является воплощением возникающей и эволюционирующей в процессе развития политико-правовой мысли идеи о «справедливом государ­стве», деятельность которого направлена на установление и поддержание баланса между интересами различных со-

1 Новгородцев П. И. О праве на существование. СПб.; М.. 1911. С. 6.

Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

циальных групп и заботу о представителях наименее защи­щенных членов общества.

Социальное государство не означает учреждения то­тального государства благосостояния и не предполагает экономической системы, полностью управляемой и органи­зуемой государством. Государство стремится лишь к при­близительно равномерному распределению тягот.

Необходимость социального государства определяется еще и тем, что не все люди могут быть предпринимателя­ми и обеспечивать должным образом свои потребности, далеко не все сферы жизнедеятельности общества могут действовать на рыночных принципах. Так, коммерциали­зация литературы, науки, искусства, культуры способна их погубить.

Роль социального государства состоит в обеспечении со­циальной справедливости, равноправия, утверждении нрав­ственных отношений между людьми.

В нормативно-правовом смысле социальное государство представляет совокупность получивших законодательное закрепление положений и принципов, определяющих цен­ностные приоритеты и основные направления государ­ственной политики в сфере социальной политики и соци­ального обеспечения.

Решение стоящих перед государством социальных за­дач зависит от состояния экономики. Трудности, стоящие перед социально ориентированным государством заклю­чаются в соблюдении баланса между свободной экономи­кой и определенными способами воздействия на распре­делительные процессы в духе справедливости. Стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступать черту, за которой на­чинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства. -Выполняя социальную функцию, государство должно соблюдать меру, которая воспрепятствовала бы освобождению инди­вида от личной ответственности за свою судьбу. Решая за­дачи в социальной сфере, государство должно использовать не административно-командные, а экономические методы.

Баланс между рыночной свободой и воздействием го­сударства на экономику в целях решения социальных за­дач труднодостижим. Обеспечение высоких социальных расходов путем повышения налогообложения со временем становится тормозом развития производства. Это влечет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...