Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема угасания безусловных рефлексов




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

специальности:

«Лечебное дело - 040100», 4 курс

 

по изучению раздела педиатрия /для работы на внеаудиторном занятии по теме

 

ДОНОШЕННЫЙ И НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК.

ВРОЖДЕННЫЕ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ.

ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ.

Составитель:

Дудкина М.В.

доцент кафедры, к.м.н.

Методические рекомендации утверждены

Протоколом ФМС № 8 от 7.02.2011

Зав. кафедрой Решетник Л.А.

 

Иркутск

 

 

Методические рекомендации составлены доц. кафедры детских болезней ИГМУ, к.м.н. Дудкиной М.В. под редакцией зав. кафедрой детских болезней ИГМУ, профессора, д.м.н., Заслуженного врача РФ Решетник Л.А., доцента кафедры детских болезней ИГМУ Ждановой Е.И., к.м.н.

Рецензенты:

зав. кафедрой педиатрия №1 ИГМУ проф., д.м.н. Мартынович Н.Н.

зав. кафедрой педиатрии №2 ИГМУ проф., д.м.н. Савватеева В.Г.

 

Рекомендовано к изданию ФМС ИГМУ от 7.02.2011 протокол № 8

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 4 курса лечебного факультета по теме:«Доношенный и недоношенный ребенок. Врожденные безусловные рефлексы. Транзисторные состояния».

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  Стр.
Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы новорожденного ребенка.  
Безусловные рефлексы новорожденного.  
Процессы неонатального периода.  
Транзиторные состояния.  
Недоношенный ребенок. Причины недонашивания.  
Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка.  
Методы обогрева недоношенных детей.  
Особенности вскармливания недоношенных детей.  
Тесты.  
Терминология.  

 

© Дудкина М.В., 2011

© ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2011

 

 

Цель занятия: обучить студентов оценке соматического и неврологического статуса ребенка на основании анатомо-физиологических особенностей доношенного и недоношенного ребенка и перинатальных факторов риска.

Вопросы для повторения:

1. АФО кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей грудного возраста.

2. Методика обследования кожи и подкожно-жировой клетчатки.

3. Физиология родов.

Студент должен знать:

1. Терминологию и основные показатели неонатального периода.

2.Критерии доношенного и недоношенного ребенка.

3.АФО центральной нервной системы (ЦНС) новорожденного, в т.ч. врожденные безусловные рефлексы.

4.Транзиторные состояния периода новорожденности.

5.Факторы, способствующие недонашиванию беременности.

6.Особенности ухода и кормления недоношенного ребенка.

Студент должен уметь:

1. Собрать анамнез у матери новорожденного.

2.Правильно обработать руки перед осмотром новорожденного.

3.Провести общий осмотр новорожденного.

4.Оценить данные лабораторных исследований: общий анализ крови, мочи, копрологию.

5. По данным анамнеза, объективных и дополнительных методов исследования оп­ределить наличие факторов риска формирования у новорожденного патологиче­ских синдромов и заболеваний.

6. Провести беседу с матерью об особенностях ухода за новорожденным.

Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы новорожденного ребенка.

Кора головного мозга новорожденного, несмотря на незаконченность раз­вития, способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществле­нии рефлекторных реакций. В первые месяцы после рождения регуляция ос­новных жизненных функций осуществляется преимущественно таламо-паллидарной системой. Развитие безусловных и условных рефлексов во мно­гом зависит от анатомической и функциональной зрелости экстерорецепторов. Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован на столь­ко, что способен воспринимать звуковые раздражители сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием, закры­ванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном со­стоянии ребёнка и почти не отмечается во время крика, кормлении и глубоко­го сна. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный нерв и сетчатка имеют признаки неполного развития. В первые 2-3 недели у ребёнка наблюдается физиологическая светобоязнь. К моменту рождения у доношенных детей выражены безусловные рефлексы: пищевой (сосательные и глотательные движения), оборонительный (мигание глаз), ориентировочный (движение глаз в освещенную сторону). На основе их возникают условные рефлексы, вначале элементарные, а затем и более сложные. У новорожденного ярко выражена пищевая доминанта - пищевой суммарный рефлекс, слабее вестибулярная, выражается в торможении ребёнка при быстрой перемене по­ложения тела. К концу 2-й и на 3-й недели жизни у ребёнка вырабатывается условный рефлекс на положение для кормления грудью и на покачивание в люльке. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мига­тельного) движения век образуется к концу 1-го месяца.

Безусловные рефлексы и рефлексы позы.

Ребёнок рождается с комплексом рефлексов, которые играют важную роль в его развитии. В дальнейшем по мере развития коры головного мозга они тормозятся и на их базе развивается условные рефлексы. Поэтому значение процессов становления и угасание безусловных рефлексов имеет большое значение в оценке неврологического статуса ребенка раннего возрас­та.

В норме безусловные рефлексы обнаруживаются у новорожденных с пер­вых часов жизни и физиологичны до 2-3 мес., а затем начинают ослабевать и исчезают к 4-5 мес.

У глубоко недоношенных детей безусловные рефлексы тормозятся на 2-3 мес. позже, в зависимости от степени недоношен­ности. У здорового новорожденного выраженность ответных реакций, быстро­та их появления в ответ на стимуляцию зависит от генетически детермированного типа высшей нервной деятельности. Кроме того, у одного и того же ре­бенка возбудимость сменяется утомляемостью, сном, состоянием насыщения. Рефлексы выражены более отчетливо, если они вызываются в спокой­ной обстановке, когда ребенок не испытывает дискомфорт, а наносимые раз­дражения не причиняют ему боли.

Исследуя безусловно - рефлекторную сферу новорожденных и грудных детей, необходимо учитывать не только наличие того или иного рефлекса, но и время его появления с момента нанесения раздражения, его пол­ноту, силу угасания и быстроту угасания.

Схема угасания безусловных рефлексов


Рефлексы и реакции   Месяцы жизни
                       
Поисковый рефлекс                        
Сосательный рефлекс                        
Хоботковый рефлекс                        
Ладонно-ротовой рефлекс                        
Хватательный рефлекс                        
Рефлекс Моро                        
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденного                        
Защитный рефлекс                        
Рефлекс Таланта                      
Рефлекс ползания                        
Реакции выпрямления и равнове­сия                        

Поисковый рефлекс (искательный рефлекс Куссмауля).

Поглаживание пальцем в области угла рта, не прикасаясь к губам, вызывает опуска­ние рта и поворот головы в сторону. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибании головы. При болевом раздражении происходит поворот головы в противоположную сторону. Поисковый рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Поисковый рефлекс выражен у детей до 3-4 месячного возраста, а затем тактильный раздражитель сменяется зрительным, и ребёнок оживляется при виде бутылки с молоком или приготовлении матери к кормлению.

Хоботковый рефлекс.

Быстрый удар пальцами по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, и губы вытягиваются в хоботок. “Хоботок” является постоянным компонентом сосательных движений. Рефлекс физиологичен до 2-3 мес. (рис.1).

рис.1


 

Сосательный рефлекс. Если поместить соску в рот новорожденному на глубину 3-4 см, ребенок совершает ритмические сосательные движения. Рефлекс физиологичен до 1-го года жизни.

рис.2
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина). Надавливание на область ладони ближе к m.tenar вызывает открывание рта, сгибание головы, плеча и предплечья. Ребенок как бы стремится подтянуться к кулачкам. Ладонно-ротовой рефлекс является физиологически древним, на базе которого формируются разнообразные руко-ротовые реакции. Рефлекс ярко выражен в первые 2 мес. жизни, а затем начинает ослабевать и в возрасте 3 мес. можно отметить лишь его отдельные компоненты (рис.2).

Хватательный рефлекс. Если поместить указательные пальцы врача на ладони новорожденного, не касаясь дорзальной стороны, и надавить на ладонь, происходит сгибание пальцев новорожденного и захватывание пальцев.

Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает сгибание пальцев. Если нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит разгибание стопы и

Рис.3 Рис.4

веерообразное расхождение пальцев. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. (рис.3,4).

рис.5
Рефлекс Моро. Рефлекс вызывается различными приемами-ударами по поверхности, на которой лежит ребенок, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием ног. Наилучшим является следующие приемы: ребенок лежит на левой руке исследующего. Правой рукой голова удерживается в состоянии сгибания. Внезапно голову опускают, вызывается хватательный рефлекс, затем ребенка подтягивают за руки, не отрывая головы от пеленального стола, и внезапно опускают его руки.

рис.6
Ответной реакцией является отведение рук в стороны и открывание кулачка-1-вая фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение 2-рая фаза рефлекса Моро. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 мес., а затем начинается угасание и после 4 мес. можно наблюдать лишь отдельные его компоненты (рис.5,6).

рис.8
рис.7
Рефлекс опоры. Рефлекс автоматической походки. Положение вертикальное, голова вверх. У новорожденного нет готовности к стоянию, но имеется способность к опорной реакции. Если взять ребенка под мышки, удерживая пальцами, то он сгибает ноги во всех суставах поставленный на опору, ребенок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция ног является подготовкой к шаговым движениям (рис.7,8). Если новорожденного слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорожденного).

рис.7
При шаговых движениях новорожденного руки остаются интактными, нет реакции равновесия. Если его отпустить, он сразу падает.

рис. 9
рис.9
Новорожденный ходит на согнутых в коленных и тазобедренных суставах ногах. В связи с более сильным сокращением аддукторов, физиологичным для этого возраста, иногда при ходьбе новорожденные перекрещивают ноги на уровне нижней трети голени и стоп, что напоминает походку при детском церебральном параличе. Реакция опоры и автоматическая походка до 1,5-2 мес. И только к концу 1-го года жизни развивается самостоятельное стояние и ходьба (рис.9).

рис.10
Защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс физиологичен до 1-го года жизни. У детей с поражением центральной нервной системы защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть ребенка в сторону, он может задохнуться (рис.10).

Рефлекс Галанта. Положение на животе. При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника новорожденный изгибает позвоночник так, что он образует дугу, открытую в сторону раздражителя, голова поворачивается в туже сторону, нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. В первые дни жизни ребенка этот рефлекс ослабевает и хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни. Физиологичен рефлекс до 3-4 мес. (рис.11).

рис.12
рис.13
Рефлекс Переса. Положение на животе. Если провести пальцем, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает

голову, лордозирует туловище, приподнимает таз, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает отрицательную реакцию со стороны новорожденного, поэтому его надо вызывать последним. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. (рис. 12,13).

рис.14
рис.15
Рефлекс ползания (Бауэра). Положение на животе, голова по средней ли­нии. В таком положении ребёнок совершает ползающие движения - спонтан­ное

ползание. Если к подошвам подставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движения рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденного становятся вы­раженными после 3-4 дня жизни. Физиологичен рефлекс до 4 мес., затем уга­сает. Самостоятельное ползание начинает развиваться с 7-8 мес. (рис.14,15).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...