Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ж) Какие еще комбинации двух товаров возможны при данном уровне стипендии, при какой комбинации полезность окажется максимальной?

Тема 4. Товарное производство — основа рыночной экономики

Упражнения и задачи

 

1. Какие утверждения характеризуют признаки натурального хозяйства и товарного производства?

А – В замкнутой экономической единице ведется производство готового продукта и его потребление.

Б – Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, принудительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдельной общности.

В – Производство основано как на индивидуальном труде собственника, так и на применении им наемной рабочей силы.

Г – Процесс производства ведется с применением малопроизводительных орудий труда, не дающих дополнительного продукта сверх необходимого для потребления самих производителей.

Д – Изготовленная продукция принадлежит собственнику и предназначена для свободной реализации на рынке.

Е – Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдельные усовершенствования могут совершаться столетиями.

Ж – Быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции.

 

2. Укажите характерные признаки натурального производства, простого товарного производства, капиталистического товарного производства:

а) наличие наемного труда;

б) простой ремесленный труд;

в) повсеместное использование личного труда товаропроизводителя;

г) наличие общественного разделения труда;

д) общинная собственность на средства производства;

е) частная собственность на средства производства;

ж) почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь;

з) отсутствие наемного труда.

 

3. Существовало ли разделение труда при натуральной форме хозяйства?

 

4. Привести примеры элементов натурального хозяйства в структуре современной экономики России.

 

5. Приведем два определения товара:

Товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения потребностей людей путем обмена или купли-продажи.

Товар – экономическое благо, предназначенное для обмена и на которое предъявлен платежеспособный спрос.

Какую роль отводят эти определения:

А) трудовым затратам;

Б) сфере производства;

В) сфере обмена;

Г) закону редкости;

Д) потребностям общества.

 

6. Почему, по мнению сторонников трудовой теории стоимости, товары в определенных количествах приравниваются друг к другу? Приведите пример обмена одного товара на другой.

7. Всякий ли продукт является товаром?

8. Можно ли считать крупный дар чиновнику (взятку в вещной форме) товаром?

9. Общественная потребность в товаре обеспечивается тремя группами производителей. Первая группа изготавливает 10 тыс. изделий, затрачивая на каждое 2 часа труда, вторая - соответственно 60 тыс. и 3 часа, третья- 30 тыс. и 4 часа. Рассчитайте величину стоимости товара.

 

10. При определении ОНЗТ (ОНРВ) учитывается простой или сложный труд? Что значит «нормальные условия производства» товара?

 

11. Как будут соотносится стоимости сапог и топоров, созданных сапожником и кузнецом за равный по продолжительности рабочий день, если труд первого в 3 раза сложнее труда второго?

 

12. Как интенсивность и производительность труда влияют на величину стоимости товара?

 

13. В период 1849 – 1859 гг. в связи открытием богатых месторождений золота в Калифорнии производительность труда в золотодобывающей промышленности повысилась в 2,2 раза, а в целом по промышленности США – на 30%. Определите, как эти изменения повлияли бы на уровень цен на промышленные товары при условии неизменности всех прочих факторов.

 

14. А. Смит был сторонником трудовой теории стоимости. Однако есть существенные расхождения в трактовке труда, определяющего стоимость товара, у А. Смита и К. Маркса. По А. Смиту, в обмене покупателя не интересует, сколько труда затрачено было на покупаемый товар – его интересует, сколько своего собственного труда он может сэкономить посредством обмена. В чем вы видите главное различие подходов А. Смита и К. Маркса в определении трудовой стоимости товара?

 

При получении стипендии, студент решает, как распределить деньги на удовлетворение некоторых потребностей. Несколько раз в неделю он питается в студенческой столовой, а сэкономленные деньги он тратит на покупку музыкальных дисков. Таблица показывает полезность, которую он получает от приобретения различного количества обедов и дисков за месяц.

Цена обеда- 25 рублей, а цена диска- 130 рублей, стипендия составляет 500 рублей. Предположим, что обычно студент обедает в столовой 3 раза в неделю.

Кол-во обеды диски
Полезность (ютиль) Предельная полезность Полезность (ютиль) Предельная полезность
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

А) Сколько денег тратит студент на обеды в неделю, в месяц? Сколько при этом он может купить дисков в месяц, в семестр (5 месяцев).

Б) Какую полезность он получает от потребления таких комбинаций товаров?

В) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления данных товаров, занесите полученные результаты в таблицу.

Д) Проиллюстрируйте полученными данными действие закона убывающей предельной полезности, сформулируйте этот закон.

Е) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на диски?

ж) Какие еще комбинации двух товаров возможны при данном уровне стипендии, при какой комбинации полезность окажется максимальной?

 

16. Определите оптимальный объем блага Q для функций полезности индивидов А, Б и В:

; ; .

 

17. Что лежит в основе обмена по мнению представителей теории предельной полезности? Приведите пример обмена одного товара на другой.

 

18. Можно ли утверждать, что теория стоимости и цены неоклассической школы вообще игнорирует роль трудовых затрат (и других факторов производства) при определении ценности товара? Поможет ли вам ответить на этот вопрос высказывание О. Бём-Баверка: «Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот».

 

19. Для окраски летнего дачного домика вам требуется 50 банок краски. У вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется недокрашенным, обладает для вас наибольшей полезностью и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?

 

20. Одинакова ли предельная полезность купюры в 100 руб. для школьного учителя с твердым окладом жалования и для миллионера из коммерческих структур? Обоснуйте ответ.

 

21. Как бы вы прокомментировали высказывание А. Маршалла: «мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»?

 

22. Какие функции закона стоимости иллюстрируют следующие высказывания:

А – Стремление к повышению своего квалификационного уровня приводит работника к увеличению альтернативных возможностей трудоустройства и росту дохода.

Б – В связи с ростом спроса на потребительские товары доля производства этих товаров в общем объеме национального производства увеличивается.

В – Выражение «выживает сильнейший» верно не только для биологии, но и для экономики.

 

 

Утверждения

 

1. Воспроизводственный процесс натурального хозяйства состоит из производства, распределения, обмена и потребления.

2. Дорожная сумка относится к категории свободно воспроизводимых товаров.

3. Производительность труда является свойством конкретного труда.

4. Предельная полезность на определенных интервалах количества блага возрастает, на других убывает.

5. Максимальное значение предельной полезности означает, что благо полностью удовлетворило потребность индивида.

6. Общая полезность определяет цену блага.

7. Общая полезность растет, когда предельная полезность увеличивается.

8. “Выражение “выживает сильнейший” верно не только для биологии, но и для экономики”. Это высказывание иллюстрирует такую функцию закона стоимости, как распределение основных факторов производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...