Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности музыкального языка опер Н. А. Римского-Корсакова




В мелодике его произведений одно из первых мест занимают темы народного склада, связанные с древнейшими обрядовыми песнями, отличающиеся сравнительной краткостью мелодического дыхания, преобладанием одного характерного оборота.

В то же время он является создателем и многочисленных широких мелодий-кантилен. Для них чрезвычайно типична спокойная уравновешенность как бы «парящего» мелодического рисунка, плавность движения к кульминации, пропорциональность в строении мелодического целого. Римский-Корсаков оставил в своих операх великолепные примеры народного былинного речитатива, бойкого полукрестьянского-полугородского говора, церковных речений. Большой оригинальностью отличаются у Римского-Корсакова мелодии инструментального типа, сложные по мелодико-ритмическому строению, подвижные и виртуозные, которые применяются композитором в музыкальной обрисовке фантастических персонажей.

Одна из наиболее ярких и оригинальных сторон музыкального языка Римского-Корсакова – новизна, красочность и выразительность ладогармонических средств. В народно-бытовых оперных сценах преобладает диатоническая гармония, встречаются характерные народные лады, ладовые обороты, созвучия и аккорды. Народу с этим поразительны гармонические открытия Римского-Корсакова в сфере сложных, изысканно красочных ладогармонических средств, типичных для его музыки фантастического содержания. Источником новаторского гармонического языка Римского-Корсакова явились сложные колористические средства Глинки и Листа.

В дальнейшем композитор стал вводить в свои сочинения еще более новые и смелые гармонии, широко используя при этом необычные, выходящие за рамки мажора и минора лады: уменьшенный, увеличенный и другие, еще более сложные. Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух (то есть цветовое ощущение тональностей даже отдельных аккордов) и сознательное применение гармонических средств для достижения определенных музыкально-колористических эффектов как они представлялись фантазии композитора [3; 8-10].

Особенности музыкальной драматургии. «Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере А. П. Бородин.

Оркестровое вступление к прологу – красочный музыкальный пейзаж, живописующий пробуждение природы от зимней спячки; суровая, угрюмая мелодия Мороза сменяется нежными, обаятельными напевами Весны. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. Колоритная обрядовая сцена «Проводы масленицы» состоит из ряда хоровых эпизодов народно-песенного склада; мелодия на слова «Веселенько тебя встречать, привечать» – народного происхождения.

Первый акт открывается протяжной песней Леля «Земляничка-ягодка» и веселой плясовой «Как по лесу лес шумит». Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» проникнута настроением нежной грусти. Рассказ Купавы «Снегурочка, я счастлива» передает восторженное, порывистое чувство. Ариозо «Пчелки, пчелки крылатые» выдержано в духе народных причетов.

Во втором акте, наряду с хоровыми эпизодами, значительное место занимают сцены-диалоги. Неторопливая величаво-спокойная песня гусляров «Вещие, звонкие, струны рокочут» напоминает старинные эпические напевы. В дуэте Берендея с Купавой «Батюшка, светлый царь!» сбивчивая, взволнованная речь Купавы оттеняется ласковыми и спокойными репликами царя. Торжественно, эпически величаво звучит гимн берендеев «Привет тебе, премудрый». В каватине Берендея «Полна, полна чудес» на фоне мерного оркестрового сопровождения спокойно струится мечтательная, поэтичная мелодия.

Третий акт начинается большой массовой сценой. Девушки и парни поют веселую хороводную песню «Ай, во поле липонька», Бобыль лихо отплясывает под разудалый напев «Купался бобер» (обе темы народные). «Пляска скоморохов» виртуозный симфонический эпизод, изобилующий яркими оркестровыми красками, увлекательными ритмами.

Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» – один из лучших и популярнейших номеров оперы.

Она написана в духе народных хоровых песен и сопровождается наигрышами кларнета. В этих наигрышах мастерски воспроизведен народный инструментальный стиль. Песня сочинена в куплетно-вариационной форме и состоит из трех куплетов. Мелодия, остающаяся неизменной, включает певучий напев-речитатив («Туча со громом сговаривалась»,) грациозную, с оттенком танцевальности, мелодию («То-то цветики возрадуются») и задорный напев с традиционным для многих старинных песен текстом «Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель!». Каждый куплет заключается веселым плясовым инструментальным отыгрышем. В песне немало очаровательных деталей. Одни из них изобразительного характера, например рокот литавр в начале первого куплета – подражание отдаленным раскатам грома, а вслед за тем контрапункт скрипок pizzicato при словах «вспрыснем землю весенним дождем». Другие введены Римским-Корсаковым в качестве подголосков, расцвечивающих гомофонную ткань песни и подчеркивающий её народный стиль; таков грациозный подголосок кларнета в третьем куплете (см. «Что за прибыль вам аукаться») [3; 66-67].

Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки – один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

Именно «Снегурочке» посвящены самые поэтические, душевно открытые строки в «Летописи моей музыкальной жизни». «...Кто не любит моей „Снегурочки“, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», – писал композитор жене в 1893 году, после московской премьеры оперы - по существу первого настоящего исполнения «Снегурочки», когда она прозвучала полностью, без купюр, в должных темпах и с должным сочувствием исполнителей замыслу автора.

В приведенных выше словах Римского-Корсакова - ключ к пониманию «Снегурочки» как сочинения, с наибольшей полнотой представляющего миросозерцание композитора, личное и художественное в нерасторжимой их связи. Его своеобразие, несозвучное эпохе, оказалось причиной неуспеха оперы в начале 1880-х, и оно же к середине 1890-х годов поставило «весеннюю сказку» в центр национального художественного процесса.

1881 год – год окончания «Снегурочки» – имеет особое значение в истории отечественной культуры. В этом году умирают Достоевский и Мусоргский, и в последние дни жизни автора «Хованщины» Василий Суриков выставляет свою большую работу на историческую тему – «Утро стрелецкой казни», задумывает «Меншикова в Березове» и делает эскизы для «Боярыни Морозовой». Одновременно с сочинением «Снегурочки» жанрист-передвижник Виктор Васнецов заканчивает первые свои полотна на древнерусские и сказочные темы («После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье»), пишет «Аленушку», столь глубоко созвучную главному образу оперы Римского-Корсакова, начинает работать над «Богатырями» и оформляет «Снегурочку» Островского для домашнего спектакля С. И. Мамонтова.

Впоследствии эти подступы к сказке лягут в основу художественного решения спектакля по опере Римского-Корсакова в Русской частной опере – знаменитой мамонтовской «Снегурочки», которой суждено было сыграть революционную роль в истории русского музыкального театра.

Широко впитывая явления музыкальной культуры прошлого и современности, Римский-Корсаков никогда не впадал в подражательность. Его сочинения всегда окрашены яркой композиторской индивидуальностью, самобытной музыкальной фантазией.

Таким образом, с созданием «Снегурочки» творчество Римского-Корсакова, как раньше творчество Мусоргского и Бородина, возглавило новый этап «исканий родной красоты» (И. Э. Грабарь), обозначившийся в изобразительном искусстве со второй половины 1880-х – начала 1890-х годов, а в музыке – со значительным опережением. Этот этап состоял в отказе от внешнего правдоподобия, от копирования мотивов народного творчества, от декоративизма, с одной стороны, и обязательной повествовательности, «рассказа», – с другой. Характерные черты «нового русского стиля» рубежа веков - обращение к сказочным, былинным, легендарным темам, к легендарным или фольклорным персонажам, стремление воссоздать художественный строй древнерусского и народного искусства путем стилистически выдержанного отбора его элементов и форм, свободное сочинение на основе этих форм, то есть воссоздание и развитие народной системы мышления, – все эти черты очевидны в «Снегурочке», как и в последующих операх композитора. Особенностью «Снегурочки» является необычайная слитность, лирическая наполненностьвсех составляющих ее художественного мира [11].

 

Заключение

Список литературы

1. Римский-Корсаков, Н. А. Летопись моей музыкальной жизни [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Римский-Корсаков. – М., 1926

2. Римский-Корсаков, Н. А. Сказка в творчестве Римского-Корсакова [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Римский-Корсаков. – М.: Москва, 1987. – 93 с.

3. Кандинский, А. Русская музыкальная литература [Текст]: учеб. пособие / А. Кандинский, О. Аверьянова, Е. Орлова. – М.: Музыка, 2004. – 464 с., ил., нот.

4. Опера «Руслан и Людмила» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/ruslan.html

5. Опера «Руслан и Людмила» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.e-publish.ru/p48aa1.html

6. П. И. Чайковский «Кузнец Вакула» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.coolreferat.com, свободный.

7. Опера А. С. Даргомыжского «Русалка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://musike.ru/rml/darg/rusalka

8. А. Гречанинов «Добрыня Никитич» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belcanto.ru

9. Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://musicseasons.org/n-a-rimskij-korsakov-opera-skazka-o-care-saltane/

10. Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ideika.wordpress.com/

11. Опера «Снегурочка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/snegurochka.html

12. М. И. Глинка «Руслан и Людмила» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belcanto.ru/ruslan.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...