Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы избирательного права




 

Прямое избирательное право означает избрание депу­татов и выборных должностных лиц непосредственно из­бирателями.

Прямое избирательное право на выборах во все предста­вительные учреждения в России впервые было закреплено Конституцией РСФСР 1937 г. До этого в РСФСР сочета­лись прямое голосование на выборах в городские и сель­ские Советы с многостепенными выборами на съезды Сове­тов. При многостепенных выборах делегатов вышестоящих съездов Советов избирали делегаты нижестоящих съездов Советов или депутаты городских и сельских Советов рабо­чих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Современное законодательство предусматривает много­степенные выборы в двух случаях.

1. Избрание половины членов Совета Федерации Фе­дерального Собрания РФ депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов Федерации.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» допускает возможность формирования представительного органа муниципального района из депутатов представи­тельных органов поселений, входящих в муниципальный район (ч. 4 ст. 35). В последнем случае депутаты предста­вительных органов поселений избирают из своего состава членов представительного органа муниципального района.

Тайное голосование означает такую подачу голосов из­бирателями, при которой волеизъявление одного избира­теля неизвестно другим избирателям. Гарантией тайного голосования является тайна заполнения избирательного бюллетеня в специальной комнате или кабине. Для этого на каждом избирательном участке создаются специальные кабины или комнаты, в которых избиратель в отсутствие других лиц, включая членов избирательной комиссии, еди­нолично заполняет избирательный бюллетень. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Если гражданин не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, он вправе восполь­зоваться помощью другого лица, которому доверяет, кроме членов избирательной комиссии. При этом в соответствую­щей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяю-

щего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь из­бирателю в заполнении бюллетеня.

Гарантией тайного голосования является порядок до­срочного голосования, при котором заполненный проголо­совавшим досрочно избирателем бюллетень самостоятельно вкладывается в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствую­щей избирательной комиссии.

Обязательность и периодичность проведения выбо­ров. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации» выборы пред­ставительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц явля­ются обязательными, периодическими и проводятся в сро­ки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Обязательность проведения выборов возникает в связи с истечением конституционного (уставного) срока, на ко­торый избираются представительные органы государствен­ной власти, местного самоуправления и выборные долж­ностные лица, а также в связи с досрочным окончанием их полномочий.

Периодичность проведения выборов предполагает нали­чие определенного времени между проведением предыду­щих и очередных выборов, а также их разумную продолжи­тельность в виде предельного срока, на который избираются представительные учреждения. Срок полномочий предста­вительного учреждения, как правило, составляет четыре-пять лет, Президента РФ — шесть лет.

В условиях чрезвычайного или военного положения для обеспечения безопасности граждан и зашиты конститу­ционного строя в соответствии с Конституцией РФ феде­ральным конституционным законом может быть отложено проведение выборов до окончания срока действия такого положения.

Состязательность выборов. Состязательность (конку­рентность) обеспечивает избирателям реальную возмож­ность выбора одного из нескольких кандидатов посред­ством свободного волеизъявления. Если на выборах число голосов кандидатов будет равно числу замещаемых манда­тов, у избирателя нет возможности выбора. И голосование Превращается в формальность. 398

Глава 18. Избирательное право

Избирательный процесс

Состязательность стала принципом выборов в 1989 г., когда законодательно было закреплено непременное выдви­жение двух и более кандидатов на одно депутатское место.

Федеральное законодательство допускает возможность проведения выборов в одномандатном или едином изби­рательном округе по одной кандидатуре в двух случаях. Во-первых, это может иметь место при повторном голо­совании. Например, второй тур выборов Президента Рос­сии возможен, если остается один кандидат. Во-вторых, — на выборах депутатов органов местного самоуправления, если это предусмотрено законом субъекта РФ. Однако при этом кандидат считается избранным, если за него проголо­совало не менее 50% избирателей, принявших участие в го­лосовании.

Свободные и добровольные выборы. Выборы в Россий­ской Федерации являются свободными. Это означает право избирателей выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установлен­ными федеральным законодателем и органом законодатель­ной (представительной) власти процедурами, с тем чтобы при этом исключалась возможность искажения существа волеизъявления избирателей. Выборы могут считаться сво­бодными, только когда реально гарантированы право на ин­формацию и свобода выражения мнений.

Добровольность участия в выборах означает запрет воз­действия на избирателя с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъ­явление. Российское законодательство не устанавливает обязанности граждан участвовать в выборах. Широко рас­пространенным явлением в последние годы стал абсен­теизм — неучастие избирателей в выборах, который обу­словлен многими причинами. Среди них: неверие граждан в возможность повлиять на содержание и характер деятель­ности органов государственной власти, их должностных лиц; неверие обещаниям кандидатов в депутаты и на вы­борные должности; убежденность в фальсификации резуль­татов выборов.

Избирательный процесс

Избирательный процесс — совокупность процессуальных норм избирательного права, регулирующих стадии реализа-

ции субъективных избирательных прав граждан. Назначе­нием стадий избирательного процесса является обеспечение последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и про­цедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих выборных лиц.

Стадиями реализации субъективных избирательных прав граждан являются: назначение выборов; образование избирательных округов; образование избирательных участ­ков; уточнение списков избирателей; формирование изби­рательных комиссий; выдвижение кандидатов в депутаты; регистрация кандидатов в депутаты; агитация и финанси­рование выборов; подача и подсчет голосов; определение результатов голосования; опубликование и обнародование итогов голосования и результатов выборов. Это обязатель­ные стадии избирательного процесса. Кроме того, возможна факультативная стадия избирательного процесса — повтор­ное голосование и повторные выборы, дополнительные вы­боры.

Назначение выборов

Выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установлен­ными Конституцией РФ, федеральными конституцион­ными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципаль­ных образований. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Гарантией своевременного назначения выборов явля­ется предусмотренная федеральным законом возможность их назначения соответствующей избирательной комисси­ей. Это возможно в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в уста­новленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении органом или выборным должностным лицом исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченно­го на то органа или должностного лица. При этом день вы-юров в федеральные органы государственной власти опре­деляется в соответствии с федеральным законом. Днями ОДосования на выборах в органы государственной власти уоъектов РФ, органы местного самоуправления являются

Глава 18. Избирательное права

второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов. В случае досрочного прекращения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, влеку­щего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть меся­цев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня исте­чения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Другая гарантия своевременного назначения выборов возможна в случае отсутствия соответствующей избира­тельной комиссии. Тогда выборы по заявлениям избира­телей, избирательных объединений, органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная из­бирательная комиссия, формируемая ЦИК РФ или изби­рательной комиссией субъекта Федерации в количестве не менее 15 членов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...