Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие парламента и парламентаризма




5. Парламентаризм предполагает наличие у парламента определенною круга вопросов в рамках теории разделения властей, самостоятельного осуществления функций, для ре­шения которых создается парламент. В числе таких вопро­сов: принятие законов, бюджета и контроль за его исполне­нием. Функциями парламента являются законодательная, представительная и контрольная.

6. Парламент осуществляет свою деятельность посред­ством определенных парламентских процедур; заседания, прения, парламентские слушания, парламентские рассле­дования, запросы депутатов и т.д.

В зависимости от структуры различают однопалат­ные и двухпалатные парламенты. Исторически во многих государствах верхняя палата парламента формировалась по наследству, путем назначения, т.е. менее демократиче­ским путем, чем нижняя палата. Двухпалатная структура парламента имеет смысл, если каждая палата формирует­ся на различных и отличных от другой палаты принципах представительства. Формирование же обеих палат посред­ством выборов народом лишает смысла существование верхней палаты. Поэтому во многих государствах верхняя палата после Второй мировой войны была упразднена (Да­ния, Швеция). Сохранение второй палаты в ряде государств (Великобритания) — дань традиции.

Существование двух палат оправданно в современных федеративных государствах, где верхняя палата является органом представительства интересов субъектов федерации, а нижняя палата выражает интересы всего народа. Двух­палатная структура парламента является гарантией более тщательной проработки законов, широкой представитель­ности различных слоев народа, специфических интересов субъектов федерации, обеспечения большего плюрализма мнений. Она позволяет избежать принятия поспешных, диктуемых политическими страстями и случайным боль­шинством непродуманных решений.

В России Государственная Дума (парламент) была учреждена б августа 1905 г. Николаем II и приступила к работе 26 апреля 1906 г. На нее были возложены зако­нодательная, бюджетная и контрольная функции. Государ­ственная Дума и Государственный Совет приняли Наказы, которые регламентировали процедурные правила проведе­ния заседаний. Государственная Дума досоветского периода истории России работала неровно. В ней имели место как 448 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

межфракционные разногласия, так и конфликты с Государ­ственным Советом — высшим совещательным органом при императоре, который давал заключения на законопроекты Государственной Думы. Разногласия между Государствен­ной Думой и Государственным Советом преодолевались посредством создания согласительной комиссии на пари­тетных началах. Государственная Дума даже требовала реформирования Государственного Совета. Ее не один раз распускали и разгоняли. В феврале 1917 г. деятельность Го­сударственной Думы была прекращена.

Советский период истории России характеризовался негативным отношением В. И. Ленина и партии большеви­ков к парламенту и парламентаризму. В. И. Ленин называл парламентские учреждения прогнившими, продажными, где только тем и занимаются, что болтают со специаль­ной целью «надуть простонародье*-1. Главной причиной столь негативного отношения большевиков к парламен­ту и парламентаризму является неприятие идеи разделе­ния властей, которая несовместима с теорией и практикой утверждения авторитарно-тоталитарного строя. В РСФСР фактически законодательствовало Политбюро ЦК ВКП(б), его Генеральный секретарь, а Верховный Совет единоглас­но утверждал все предлагаемые ими законопроекты.

Начавшаяся в СССР 1988—1991 гг. перестройка ха­рактеризовалась изменением взглядов руководства СССР на многие вопросы устройства государства и общества, в том числе и на проблемы парламентаризма, разделения властей, введения института президента.

27 октября 1989 г. был принят Закон РСФСР «Об из­менениях и дополнениях Конституции (Основного Зако­на) РСФСР», им был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР, между заседаниями которого работал профессио­нальный парламент — Верховный Совет РСФСР. Это был первый шаг на пути учреждения в России парламента, пер­вая попытка внедрить в политическую систему парламен­таризм.

Второй весьма решительный шаг на этом пути — закре­пление в Конституции РФ гл. 5 — Федеральное Собрание. Особенностью Российской Федерации является нали­чие парламентской системы, состоящей из федерального

парламента и парламентов субъектов РФ.

________ *

1 См.: Лчнш В, И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 45-48.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации... 449

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, высший законодательный и представительный орган государственной власти

Термин «Федеральное Собрание» впервые закреплен за парламентом России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 которой гласит: «Федеральное Собрание — парламент Рос­сийской Федерации — является представительным и зако­нодательным органом Российской Федерации».

Федеральное Собрание отвечает всем признакам, ха­рактеризующим классический парламент. Оно является выборным органом, нижняя палата которого — Государ­ственная Дума — формируется на основе всеобщего равно­го прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной систе­мы. Это позволяет российскому многонациональному на­роду иметь своих представителей в Федеральном Собрании и свидетельствует о наличии принципа многопартийности при формировании Государственной Думы. Многопартий­ная система — необходимый элемент демократического правового государства, без которого невозможна предста­вительная демократия. Политические партии, представлен­ные в Государственной Думе, создают партийные фракции, вырабатывают единую позицию своих депутатов по важ­нейшим вопросам повестки дня.

Совет Федерации формируется органами государствен­ной власти субъектов Федерации, т.е. является органом косвенного представительства. Принцип федерализма, при­сутствующий в формировании Совета Федерации, призван обеспечивать интересы российского многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единствен­ным источником власти.

Будучи представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание призвано выражать волю народа, учитывать интересы различных классов, социаль­ных слоев российского общества. Представительный харак­тер Федерального Собрания обеспечивается обязанностью членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей работе и деятельности парламента в целом, вы­ражать и отстаивать общественное мнение и государствен­ные интересы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...