Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение понятий эгоцентризм, отчуждение (отчужденность) в контексте одиночества




Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с представления определений выдвинутых понятий.

Эгоцентризм – "позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной" [227].

Если соотносить понятия "эгоцентризм" и "эгоизм", то необходимо отметить разницу между ними. Эгоцентризм – это прежде всего моральная ценностная ориентация личности, которая проявляется в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист же осознает цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрированным на собственных интересах.

В психологии эгоцентризм рассматривается в различных аспектах, выделяются следующие его виды: познавательный эгоцентризм, характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный эгоцентризм, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего - речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т.п. В целом эгоцентризм так или иначе связан с познавательной сферой.

Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь "зеркалом" собственных высказываний больного.

По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, т.к. она ближе к собственной правой руке ребенка.

Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах швейцарского психолога Ж.Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен так называемой эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. В 60-70-х годах полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что "они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка" [124].

Наиболее аргументированная критика концепции детского эгоцентризма принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи - промежуточным между громкой устной речью. Т.е. в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций. Эта теория была сформирована в культурно-историческую концепцию, по которой существует две линии развития ребенка – натуральная и культурная. Таким образом, эгоцентризм является натуральной характеристикой детского мышления, а позиционность - культурной. Под позиционностью в данной теории понимается способность человека при анализе окружающей действительности выстраивать различные точки зрения на объект и удерживать их в определенной структуре. Т.е. эгоцентризм здесь рассматривается в динамике, которая приводит к образованию позитивных конструктов личности таких, как мировоззрение, формирование собственной позиции, взглядов на действительность [43].

В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается (к 10-12 годам) за счет развития механизма децентрации. Однако эгоцентризм в той или иной степени свойственен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.

Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнений межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. Т.е. эгоцентризм может стать одной из причин одиночества.

Что касается отчуждения, то определений этому понятию в первой главе работы было дано достаточно. Но, обобщая, можно сказать, что отчуждение (в широком смысле) – это философско-социологическое понятие, характеризующее превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, было введено Г.В.Ф. Гегелем, получило развитие у К. Маркса и в философии и социологии 20 в.[104]. В узком (психологическом) смысле – это проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр. [100]. Нас интересует большей частью второй подход.

Вообще, отчуждение является в современном мире основополагающей причиной формирования чувства одиночества, т.к. происходит разотождествление человека с собственным "я", что неизбежно ведет к вышеозначенному явлению. Причем чувство отчуждения может закладываться еще в раннем детстве. Так сущестует теория кольца опосредованного самоподражания В.А.Петровского, которая базируется на категории и принципах "отраженной субъектности". В данном контексте отчуждение трактуется как эффект "неотраженности" индивида в окружающих его людях и, как следствие, в себе самом. Основой причиной "неотраженности" является дисфункция, разрыв кольца самоподражения индивида, когда ребенок не ощущает себя отраженным в "зеркале" взрослого, что провоцирует снижение самоценности, проявление негативных чувств, закрытость и т.п. [123]. Так уже в зрелости все перечисленные чувства и эмоции могут привести к феномену одиночества и отчужденности.

Понятие "отчужденность" как отдельный аспект проблемы практически не рассматривается, т.к. считается тождественным понятию "отчуждение". Но в некоторых работах оно упоминается как патологическое состояние или черта характера, которые могут стать как причиной, так и последствием одиночества.

Для более наглядного освещения причинно-следственной связи вышеперечисленных понятий мы предлагаем следующую схему предложенную Петровским В.А. и Полевой М.В. (123).

 

               
   
 
   
   
 

 


причина причина

           
     
 
 
 

 

 

 

 


Рис. 1. Причинно-следственные связи понятий одиночества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...