Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




А) На 2-м году жизни у детей интенсивно развивается восприятие формы, величины, цвета предметов. Предложите способы проверки уровня сенсорного развития у детей 2-го года жизни.

Б) Ребенку дается задание: собрать башенку из убывающих по величине колец (от 6 до 10 колец). Выделите признаки действий ребенка, которые необходимо фиксировать для выявления у него сформированности обследовательных действия.

В) С какой целью ребенку дают разные предметы и задают следующие вопросы:

1) Как ты узнаешь твердый или мягкий предмет?

2) Как узнать легкий или тяжелый предмет?

Г) Важна ли для психолога информация о латерализации функций и рукости ребенка в раннем детстве? Почему?

Д) В чем различия между пониманием речи и активной речью? Как эти прцоессы связаны между собой и как они развиваются?

Словарный диктант

1. Телеграфная речь (характеристики, возраст)

2. Амплификация развития …

3. Развитие личности в раннем детстве проявляется в …

4. Перцептивные действия

5. Перцептивные эталоны

6. Творческий характер развития

7. Определить возраст детей:

а. Ходит, широко расставив ноги и раскачиваясь из стороны в сторону, малая выносливость, берет предмет двумя руками, может бегать, карабкаться вверх.

б. Удерживает равновесие при ходьбе, берет предмет одной рукой, при ходьбе и беге ставит ноги ближе, чем раньше.

в. Может застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки, ловко скачет на одной ноге.

8. Определить возраст ребенка по речевым реакциям (см. в задачнике).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выделите критерии психического развития. С чего начинается психическая жизнь ребёнка.
  2. Раскройте «сущность и значение беспомощности» (Дж. Бруннер) в развитии психики младенца.

 

Семинар № 6 (2ч)

«Характеристика психического развития дошкольника.
Деятельность и общение»

Вопросы для обсуждения

1. Структура и динамика дошкольного возраста.

2. Игра как ведущая деятельность: история развития, виды, способы, структура, динамика; кооперация сверстников во время игры. Обучение игре. Возрастные требования к подбору игрушек.

3. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками.

4. Творческие виды деятельности и развитие воображения.

5. Кризис 7-ми лет

Литература

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989, с. 306-361.

6. Выготский Л.С. Собр. соч. том 4. М., 1982. «Кризис 7-ми лет», стр. 376-386.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986, с. 202-218

8. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

9. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

10. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

11. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.

12. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Репиной Т.А. М., 1978.

13. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. // Под ред. Поддъякова Н.Н., Михайленко Н.Я. М., 1987.

Периодические издания

1. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии, 2004, № 1.

2. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников. // Психологическая наука и образование, 2005, № 2.

3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 62-70

4. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. №2. – C. 56-67

5. Сэйфер С. Высокоорганизованная игра и ее роль в развитии и обучении // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 48-61

6. Бугрименко Е.А. Игра — культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве // Консультативная психология и психотерапия. 2005. №1.

7. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психологическая наука и образование. 2008. №3. – C. 62 – 71

8. Пивненко Т.В., Филиппова Е.В. Особенности игры детей дошкольников, не принимаемых сверстниками // Психологическая наука и образование. 2007. №3. – C. 97 – 107

9. Наркевич В.В. Отношение к игрушке у детей дошкольного возраста в зависимости от их эмоционального развития и типа привязанности к матери // Психологическая наука и образование. 2008. №3. – C. 81 – 90

10. Антонова М.В., Эльконинова Л.И. Специфика игры с куклой барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. №4. – C. 38 - 52

Задания для самостоятельной работы

1. Разработать (по образцу) программу наблюдений:

а. за выполнением роли и взаимодействием детей в игре;

б. игровые действия и игровые предметы.

«Познавательное и личностное развитие в дошкольном возрасте»

Вопросы для обсуждения

1. Речевое развитие: этапы, формы и функции речи.

2. Познавательное развитие дошкольника: развитие сенсорных процессов. Развитие памяти. Этапы умственного развития. Образное мышление и его значение для дальнейшего умственного развития. Развитие воображения.

3. Развитие мотивационной сферы в дошкольном возрасте. Возрастные возможности и ограничения управления собственным поведением.

4. Формирование первичных представлений о мире. Возникновение самосознания. Особенности развития самосознания.

5. Эмоциональная жизнь дошкольника. Детские страхи, жадность, грубость, ревность и др.

6. Нравственное развитие: нравственные чувства, усвоение нравственных эталонов.

Литература

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997.

3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989, с. 306-361.

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

5. Якобсон П.Г. Психология эмоций и чувств. М., 1989.

6. Эльконин Д.Б. Развитие личности дошкольника // Избранные психологические труды. М., 1984, с. 142-176.

7. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избр. психол. труды: В 2 т.Т.1.Психическое развитие ребенка. М., 1986.

8. Эмоциональная жизнь дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985.

9. Захарова А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Том 2. М., 1982, с. 7-184

11. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1976.

12. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, ВВ. Холмовской М., 1978.

13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

14. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

15. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981.

16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.

17. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.

Периодические издания

1. Лубовский Д.В. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2004. №3.

2. Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психологическая наука и образование. 2008. №3. – C. 62 – 71

3. Наркевич В.В. Отношение к игрушке у детей дошкольного возраста в зависимости от их эмоционального развития и типа привязанности к матери // Психологическая наука и образование. 2008. №3. – C. 81 – 90

4. Хохлачёва И.В., Смирнова Е.О. Родительская позиция и отношение дошкольников к сверстникам // Психологическая наука и образование. 2008. №4. – C. 57 – 70

5. Алтунина И.Р. Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов // Психологическая наука и образование. 2006. №2. – C. 5-15

6. Беневольская Т.Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. 2007. №1. – C. 49 – 59

7. Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006. №3. – C. 17-25

8. Ибахаджиева Л.А. Образы-символы страхов старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2009. №2. – C. 47 – 51

9. Давыдов В.В. Развитие обобщения у детей // Психологическая наука и образование. 1996. №1.

10. Назаренко В.В. Экспериментальное исследование особенностей мотивационного развития современных дошкольников 5, 6 и 7 лет // Психологическая наука и образование. 2006. №3. – C. 26-35

11. Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии //Вопросы психологии. 2006. № 6.

12. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. 1996. № 3.

13. Подзорова Е. Л. Исследование особенностей эмоционально-образного предвосхищения в дошкольном возрасте при решении познавательных заданий // Психологическая наука и образование. 2007. №5.

14. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Социальные представления о бедном и богатом сказочных персонажах // Вестник практической психологии образования. 2009. №3. – С. 22 – 27.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...