Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Актуальные проблемы современной психологии образования.

Тема 1. Актуальные проблемы предмета психологической науки и ее парадигмального строя. Связь теории и практики в психологии.

Семинар 1:

1. Специфика общепсихологического знания в разных областях психологической науки (психологии личности, педагогической, возрастной, социальной, перинатальной, гендерной психологии, психотерапии, психокоррекции, нейропсихологии).

2. Деятельностный подход к пониманию функционирования психологической реальности.

3. Системный подход к пониманию функционирования психологической реальности.

4. Связь теории и метода в психологии в историко-психологическом контексте.

5. Исторический контекст развития методов в психологии.

 

Семинар 2:

1. Преимущества основных методов в психологии и практике использования психологических знаний.

2. Ограничения основных методов в психологии и практике использования психологических знаний.

3. Соотношение экспериментального подхода и моделирования в научно-исследовательской практике психологии.

4. Соотношение наблюдения и корреляционного подхода в научно-исследовательской практике психологии.

5. Типы и способы проверки психологических гипотез.

 

Семинар 3:

1. Идеографический подход в психологии.

2. Номотетический подход в психологии.

3. Основные проблемы развития экспериментальной психологии.

4. Основные проблемы развития психодиагностики.

5. Основные проблемы развития моделирования в психологии.

Тема 2. Проблема психологического изучения сознания.

Семинар 1:

  1. Структура сознания в деятельностном подходе.
  2. Субъектный подход в анализе сознания.
  3. Психологические системы и структура сознания Л.С. Выготского.
  4. Психологические системы и структура сознания А.Н. Леонтьева.
  5. Психологические системы и структура сознания Б. Ф. Ломова.

 

Семинар 2:

  1. Бытийный, рефлексивный и духовный уровни сознания в концепции В.П. Зинченко.
  2. Культурно-историческое понимание сознания.
  3. Диалогическое понимание сознания.
  4. Континуум сознания и бытия в подходе М.К. Мамардашвили.

 

Семинар 3:

  1. Самосознание и самопонимание личности: разные подходы.
  2. Интеграция когнитивного и экзистенциального подходов в психологии понимания.

 

Тема 3. Принципы активности и неопределенности: актуальность и дискуссионность введения новых принципов в психологию и соотнесение разных парадигм.

Семинар 1:

  1. Новые принципе в науке: основания введения.
  2. Проблема внимания в свете современных представлений и фокусе и периферии сознания.
  3. Проблема внимания в рамках деятельностного подхода.
  4. Проблема активности (вюрцбурская школа).
  5. Проблема целеобразования (О.К. Тихомиров).

 

Семинар 2:

  1. Актуальные проблемы в современных исследованиях мышления (новообразования и мышление в условиях неопределенности).
  2. Активность в неклассической психологии личности.
  3. Проблема толерантности: когнитивный и личностный аспекты.
  4. Социально-психологический подход к проблеме толерантности.
  5. Общепсихологический подход к проблеме толерантности.

 

Семинар 3:

  1. Принцип неопределенности: проблема соотнесения стадий развития науки и собственно психологического знания.
  2. Понимание регулятивных структур на основе принципа неопределенности.
  3. Психология принятия решений (от замкнутых регулятивных профилей к динамически открытым системам)

 

Тема 4. Актуальные проблемы соотнесения когнитивных и эмоционально-личностных сфер психики человека.

Семинар 1:

  1. Проблема «сознание и эмоции» - современное видение.
  2. Проблема «разум и эмоции» - современное видение.
  3. Проблема «единство интеллекта и аффекта» - современное видение.
  4. Смысловая регуляция познания.
  5. Вербально-дискурсивная система когнитивной сферы.
  6. Интуитивная система когнитивной сферы.

 

Семинар 2:

  1. Интуитивная регуляция интеллектуальных решений.
  2. Имплицитные концепции интеллекта.
  3. Имплицитные концепции личности.

 

Семинар 3 (дискуссия):

  1. «Ловушки ума, эвристическое мышление или экологичные способы регуляции решений и действий человека» («проспективная» теория А. Тверски и Д. Канеман – теория экологического интеллекта Г. Гигеренцер)

Тема 5. Новые подходы к регуляции познания и деятельности человека.

Семинар 1:

  1. Рациональность в методологии науки и психологических исследованиях.
  2. Современный взгляд на диалектическое мышление.
  3. Интеллект как ограниченный ресурс.
  4. Проблема критериев рациональности решений и действий человека.

 

Семинар 2:

  1. Современные подходы к уровневым концепциям в психологии познания и личности.
  2. Саморегуляция и метакогниции в подходе В. Джеймса.
  3. Саморегуляция и метакогниции в подходе Ж. Пиаже.
  4. Саморегуляция и метакогниции в подходе Л.С. Выготского.

 

Семинар 3:

1. Современные исследования метамышления и интеллектуально-опосредованного мышления (А.В. Карпов, Т.В. Корнилова).

2. Прикладные аспекты изучения саморегуляции.

3. Модели автобиографической памяти и их развитие.

4. Проблема экспертизы адекватности воспоминаний.

5. Современные теории и прикладные проблемы семантических сетей, рабочей памяти и когнитивного контроля.

 

Тема 6. Соотношение понятий «деятельность» и «общение». Возвращение проблематики исследований интеллекта в отечественную психологию.

Семинар 1:

  1. Деятельность как категория философии и психологии.
  2. Общение как один из видов деятельности (А.Н. Леонтьев) или как сторона образа жизни человека, рядоположенная с деятельносью (Б.Ф. Ломов) – научный спор.
  3. Качественные различия и синкретическое единство деятельности и общения как компонентов человеческой активности.

 

Семинар 2:

  1. Генетические основы деятельности и общения.
  2. Виды деятельности и общения.
  3. Функции деятельности и общения.
  4. Роль общения как канала воздействия на личность.
  5. Роль общения для саморазвития личности.

 

Семинар 3:

  1. Проблема исследования интеллекта и мышления.
  2. Проблема понимания интеллекта как ресурса.
  3. Интеллектуальные способности: единый фактор или множественный характер.
  4. Дифференциация представлений об интеллекте (академический, практический, социальный, эмоциональный, культурный, духовный)
  5. Способности как национальный капитал.

 

Тема 7. Актуальные проблемы современной психологии образования.

Семинар 1:

  1. Проблема креативности в современном звучании.
  2. Интеллект и креативность как предикторы академических достижений.
  3. Самосознание, Я-концепция и академическая Я-концепция – соотношение понятий.
  4. Роль самосознания и мотивации в учении.
  5. Имплицитные теории и целевые ориентации, их роль в образовании.

 

Семинар 2:

  1. Проблема обучения одаренных детей и лиц со специальными образовательными нуждами.
  2. Построение лонгитюдных исследований изучения креативности учащихся.
  3. Глобализация в сфер образования – проблема культураного перноса представлений об интеллекте.
  4. Адаптация методов изучения и измерения способностей в сфере образования.
  5. Крупномасштабные кросс-культурные исследования успешности обучения.

 

Семинар 3:

1. Проблема соотношения методов обучения и индивидуальных особенностей в академических достижениях учащихся.

2. Проблема соотношения опоры на теории учебной деятельности и когнитивные теории интеллекта при построении образовательных программ.

3. Психологическая служба в учебных завелениях.

4. Цели, задачи и методы работы психологической службы.

5. Профилактическая и реабилитационная психологическая помощь как направления деятельности психологической службы образовательного учреждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...