Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.




В силу п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов также признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

В соответствии с п. 19 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Следует учитывать, что в силу ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (в частности, в ст. ст. 24, 26 установлены ограничения).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами положений гл. 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части взыскания сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов" даются разъяснения относительно уплаты сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов. В частности, в п. 1 Постановления подчеркивается, что от указанного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов следует отличать государственную пошлину, которая взимается на основании ст. 333.33 НК РФ. Кроме того, в соответствие с п. 4 данного Постановления, по смыслу ст. ст. 333.2, 333.4 и 333.5 НК РФ в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении) на пользование. Ввиду этого судам необходимо учитывать, что объем фактически добытых (выловленных) водных биологических ресурсов не имеет значения для исчисления указанного сбора, в связи с чем перерасчет суммы сбора по количеству фактически добытых (выловленных) ресурсов не производится.

Последнее разъяснение соответствует характеру рассматриваемого платежа как сбора, который в силу п. 2 ст. 8 НК РФ подлежит уплате при предоставлении права, а не по результатам использования данного права. Иными словами, в общем случае сбор уплачивается именно в целях получения юридически значимых действий, то есть за процедуру, а не за положительный для плательщика результат. В Постановлении КС РФ от 23 мая 2013 г. N 11-П разъяснено, что НК РФ не предполагает возврата уплаченной государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Юридически значимым действием, за которое необходимо уплатить сбор, является предоставление права (лицензии) на изъятие объекта водных биологических ресурсов из окружающей природной среды. В НК РФ применяется термин "объект обложения", которому соответствуют определенные объекты водных биологических ресурсов. Соответственно, объекты обложения и ставки сборов предусмотрены в п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ (например, в Дальневосточном бассейне: треска - 3000 руб. за тонну, в Северном бассейне: креветка северная - 3000 руб. за тонну, во внутренних водных объектах: судак - 1000 руб. за тонну; гренландский тюлень - 10 руб. за тонну).

В Определении КС РФ от 2 октября 2007 г. N 691-О-О разъяснено, что возникновение обязанности по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связано, прежде всего, с фактом получения (выдачи) лицензии (разрешения), в которой в числе прочего указываются квота добычи (вылова) и район промысла. Это также подтверждается положением ст. 11 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которому одним из оснований возникновения права пользования водными биоресурсами является разрешение на их добычу (вылов).

Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, в которых сбор не уплачивается либо уплачивается в меньшем размере. Пункт 6 ст. 333.3 НК РФ устанавливает, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях. Согласно п. п. 7, 9 данной статьи ставки сбора для некоторых организаций и предпринимателей, в т.ч. для рыболовецких артелей (колхозов) устанавливаются в размере 15% от общеустановленных.

Сумма сбора определяется как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения (п. 2 ст. 333.4 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных гл. 25.1 НК РФ, - единовременного взноса. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

 

5.6. Водный налог

 

Водный налог является федеральным прямым налогом, предусмотренным гл. 25.2 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г. Предшественником данного налога является плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (утратил силу).

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации 1995 г. (ВК РФ 1995 г.), действовавшим до 1 января 2007 г., нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями данного Водного кодекса; а пользование подземными водными объектами - на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона о недрах. Таким образом, плательщиками водного налога до 1 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

Водным кодексом Российской Федерации 2006 г. (ВК РФ 2006 г.), вступившим в силу с 1 января 2007 года, отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. В соответствии со ст. ст. 9 - 11 ВК РФ 2006 г. право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Соответственно, в силу п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после 1 января 2007 г.

Однако изложенное не означает, что положения гл. 25.2 НК РФ после 1 января 2007 года утратили актуальность.

Во-первых, в силу п. 3 ст. 9 ВК РФ 2006 г. физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, пользование подземными водными объектами продолжает оставаться объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока. Указанная позиция изложена, например, в письме Минфина России от 12 октября 2007 г. N 03-06-03-02/14.

Во-вторых, поскольку до 1 января 2007 года было выдано существенное количество лицензий на водопользование в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации 1995 г., а сроки действия данных лицензий обычно составляют несколько лет, положения гл. 25.2 НК РФ некоторое время будут актуальны и в этой части.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 5 апреля 2012 г. N 13321/11 разъяснено, что гл. 25.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков водного налога признает лиц, осуществляющих только специальное или особое водопользование. Выдача налогоплательщику в 2003 году лицензии на водопользование сама по себе не свидетельствует об осуществлении специального водопользования. Характер водопользования (общее, специальное или особое) подлежал определению исходя из целей и способов осуществления данного пользования. При этом в соответствии со ст. 86 ВК РФ 1995 г. общее водопользование, под которым понималось использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, могло осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании. Кроме того, ВК РФ 1995 г. под особым водопользованием понимал использование находящихся в федеральной собственности водных объектов, предоставленных по решению Правительства РФ, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87). Специальное водопользование определялось ВК РФ 1995 г. (ст. 86) как использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Выданная налогоплательщику лицензия на пользование водными объектами в целях выращивания молодняка птиц не содержит указания об осуществлении водопользования с применением каких-либо сооружений, технических средств и устройств, что не позволяет отнести использование акваторий озер к специальному водопользованию.

Объектом налогообложения водным налогом в силу п. 1 ст. 333.9 НК РФ признаются четыре вида пользования водными объектами (водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

В п. 2 данной статьи приведен перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения (в том числе забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты).

Исходя из ст. 333.10 НК РФ, налоговая база по водному налогу исчисляется по различным правилам в зависимости от вида водопользования:

- при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

- при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

- при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

- при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый кодекс РФ в ст. 333.12 предусматривает различные налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида водопользования, вида водного объекта (поверхностный или подземный), а также территории, где оно осуществляется.

Примеры налоговых ставок:

- при заборе воды из поверхностных водных объектов водопользования в Волго-Вятском экономическом районе из бассейна реки Волга - 282 руб. за 1 тыс. куб. м воды; в Восточно-Сибирском экономическом районе из бассейна озера Байкал - 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Если же забор воды в данных примерах производится из подземных водных объектов, то ставки налога составят 336 руб. и 678 руб. за 1 тыс. куб. м воды соответственно. При заборе воды из Балтийского моря ставка налога составит 8,28 руб. за 1 тыс. куб. м морской воды. Следует учесть, что ставки налога отличаются в зависимости от того, осуществлялся ли забор воды в пределах установленных лимитов (при их превышении применяется пятикратный размер налоговых ставок - п. 2 ст. 333.12 НК РФ). При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения ставка устанавливается в пониженном размере: 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Следует учесть Постановление Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2012 г. N 5580/12: предоставление организациям и индивидуальным предпринимателям воды в целях удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд в общем случае не может рассматриваться в качестве водоснабжения населения, так как заказчиками являются те же лица, которые используют воду для осуществления деятельности, предусмотренной их уставами;

- при использовании акватории поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, в Волго-Вятском экономическом районе - 29,04 тыс. руб. в год за 1 кв. км используемой акватории;

- при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики в бассейне реки Волга - 9,84 руб. за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; в бассейне реки Северная Двина - 8,76 руб. за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; в бассейне реки Дон - 9,72 руб. за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии;

- при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях в бассейне реки Нева - 1656 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

Исчисляется водный налог только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 333.13 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу является квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Срок уплаты водного налога - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговая декларация по водному налогу должна быть представлена не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).

 

5.7. Государственная пошлина

 

Государственная пошлина - федеральный сбор, урегулированный гл. 25.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее государственная пошлина уплачивалась в том числе на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (ныне утратил силу).

Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

В Определении КС РФ от 1 марта 2007 г. N 326-О-П разъяснено, что государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК РФ). При этом указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.

Перечень видов юридически значимых действий, для совершения которых в отношении плательщика необходимо уплатить государственную пошлину, а также размеры государственной пошлины предусмотрены в ст. ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.33 НК РФ. Соответственно, государственную пошлину необходимо уплачивать:

- при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;

- при обращении в арбитражные суды;

- при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

- при обращении за совершением нотариальных действий;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

- за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

- за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

- за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

- за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

- за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Президиумом ВАС РФ было доведено информационное письмо от 25 мая 2005 г. N 91. В частности, в п. 18 письма разъяснено, что уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена. Кроме того, ряд разъяснений содержится в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации". Так, в п. 4 отмечается, что гл. 25.3 НК РФ не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления), вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подп. 1 и п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.

Необходимо учитывать, что в силу ст. ст. 22 - 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) за совершение нотариальных действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. При этом, как разъяснено в Постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П, Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.

Ставки государственной пошлины установлены различными способами для разных юридически значимых действий и их особенностей; не исключен дифференцированный подход в зависимости от вида плательщика.

Обычно ставка пошлины установлена в твердой сумме. Так, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными ставка пошлины для физических лиц - 200 руб., для организаций - 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Соответственно, для оспаривания в арбитражном суде решения налогового органа по результатам проверки, независимо от доначисленных в нем сумм, индивидуальный предприниматель должен уплатить 200 руб., организация - 2000 руб. Другой пример - за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных: с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобили, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, - 1500 руб.; с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, в том числе взамен утраченных или пришедших в негодность, - 1000 руб.; с выдачей паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 500 руб.; с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 300 руб. (подп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Достаточно редко гл. 25.3 НК РФ устанавливается процентная ставка государственной пошлины. Так, за право вывоза предметов коллекционирования по палеонтологии ставка государственной пошлины установлена как 10% стоимости вывозимых культурных ценностей (подп. 34 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Чаще ставка государственной пошлины устанавливается комбинированным способом. Так, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина исчисляется по правилам сложной регрессии: при цене иска до 100000 руб. - 4% цены иска, но не менее 2000 руб.; от 100001 руб. до 200000 руб. - 4000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 100000 руб.; от 200001 руб. до 1000000 руб. - 7000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200000 руб.; от 1000001 руб. до 2000000 руб. - 23000 руб. плюс 1% суммы, превышающей 1000000 руб.; свыше 2000000 руб. - 33000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2000000 руб., но не более 200000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ предусматривает ситуации, в которых государственная пошлина не уплачивается - в ст. 333.35 установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы - по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния (подп. 11 п. 1). Также в статьях 333.36 - 333.39 НК РФ предусмотрен широкий спектр льгот. Например, в силу п. 1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Кроме того, в ряде положений НК РФ предусмотрено увеличение (уменьшение) размера государственной пошлины в силу закона. Так, в силу п. 3 ст. 333.34 НК РФ при регистрации средств массовой информации эротического характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в 10 раз; при регистрации средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средств массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации уменьшается в пять раз.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (п. 3). По общему правилу пошлина уплачивается до начала совершения в отношении плательщика юридически значимого действия. Например, при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщики уплачивают государственную пошлину до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной) - подп. 1 п. 1. В то же время предусмотрены определенные исключения. Так, ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, должны уплатить пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (подп. 2 п. 1).

Поскольку размер государственной пошлины потенциально может быть изменен законодателем, следует учитывать, что исходя из принципа правовой определенности ее величина подлежит определению на момент обращения заинтересованного лица за юридически значимыми действиями. Данный вывод подтверждается, в частности, в Определении КС РФ от 23 сентября 2010 г. N 1177-О-О.

Судебные органы по ходатайству заинтересованного лица, исходя из его имущественного положения, могут освободить заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату (ст. 333.41, п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ). Право суда на полное освобождение плательщика от уплаты государственной пошлины в настоящее время урегулировано в НК РФ как отражение правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 13 июня 2006 г. N 274-О: суд может снижать размер государственной пошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.40 НК РФ. Правила данной статьи являются специальными нормами и имеют определенные отличия от правил, установленных ст. ст. 78, 79 НК РФ. Например, в силу п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. В то же время в силу п. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Как это разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. N 13645/08, из п. 3 ст. 333.40 НК РФ следует, что для возврата государственной пошлины налогоплательщик обязан представить в налоговый орган справку суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, лишь при непредставлении судебного акта о наличии указанных обстоятельств.

Кроме того, особенности правового регулирования возврата излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины состоят в том, что гл. 25.3 НК РФ не предусматривает начисления каких-либо процентов в пользу плательщика (аналогичных с установленными в п. 10 ст. 78 и в п. 5 ст. 79 НК РФ). Указанное правовое регулирование является "симметричным": пени за несвоевременную уплату государственной пошлины (например, в случае предоставления отсрочки) не начисляются в связи с отсутствием срока уплаты, установленного в законодательстве о налогах и сборах (п. 1 ст. 75 НК РФ); в соответствии с п. 2 ст. 333.41 НК РФ на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты также не начисляются.

 

5.8. Налог на добычу полезных ископаемых

 

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - федеральный прямой налог, предусмотренный гл. 26 НК РФ, которая действует с 1 января 2002 г. Предшественником данного налога являются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые уплачивались на основании Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах) и Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (утратил силу). Нельзя также не отметить, что в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 2 октября 2012 г. N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год" в федеральный бюджет НДПИ поступил в общей сумме 2007577900,4 тыс. руб., что превышает поступления от любого другого "внутреннего" налога.

Налогоплательщиками НДПИ в силу ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом ст. 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В силу ст. 9 данного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Как следует из п. 7 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

Объектом налогообложения НДПИ на основании п. 1 ст. 336 НК РФ признаются три вида добытых (извлеченных) полезных ископаемых. Это полезные ископаемые:

1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом принципиальное значение имеет общее определение добытого полезного ископаемого, которое дано в п. 1 ст. 337 НК РФ: полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Специальные определения даны в п. 2 ст. 337 НК РФ. Видами добытого полезного ископаемого являются в том числе: горючие сланцы; уголь (в соответствии с Классификацией, установленной Правительством РФ - Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 486), торф; углеводородное сырье; товарные руды; неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии; подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды и т.д.

В п. 2 ст. 336 НК РФ приведен перечень видов добытых (извлеченных) полезных ископаемых, которые не признаются объектом налогообложения НДПИ, в том числе: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления.

Налоговая база по НДПИ, согласно п. п. 2, 3 ст. 338 НК РФ, в зависимости от вида полезного ископаемого определяется двумя способами, а именно как:

- стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 НК РФ;

- количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ.

Ряд разъяснений содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости". В частности, в п. 4 данного Постановлении Пленума отмечается, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Расчетная стоимость добытого полезного <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...