Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальное исследование




. Эсперимент – это метод сбора фактов об изучаемом явлении в специально созданных условиях, позволяющих моделировать явление и исключить внешние помехи.

Эксперимент является активным методом исследования, в котором экспериментатор варьирует независимой переменной, измеряет зависимую переменную и одновременно контролирует другие переменные. В результате эксперимента будут получены факты, позволяющие подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Эксперимент – комплексный метод, он может включать в себя любые теоретические и практические методы исследования, которые подбираются в соответствии с задачами исследования. В студенческих квалификационных работах, как правило, организуются и описываются констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент позволяет получить знания о некоторой психологической реальности. Формирующий эксперимент предполагает разработку и апробацию формирующего, коррекционного или развивающего воздействия на участников эксперимента и оценку эффективности этого воздействия. Такой эксперимент, как правило, требует наличия контрольной группы для сравнения и определения степени эффективности формирующих воздействий.

В.Н. Дружинин [10] выделяется в экспериментальном исследовании несколько видов гипотез:

· Гипотезы о фактах, доказательство которых требует получения данных о том, что такой факт существует, и это подтверждают полученные результаты эксперимента.

· Гипотезы о взаимосвязи между переменными, доказательство которых требует выделения статистической связи между причиной и следствием эксперимента (наличие линейной или нелинейной корреляции).

· Гипотезы о причинно-следственной связи, для верификации которых в эксперименте требуется подтвердить влияние или обусловленность данных переменных (требуется факторный либо регрессионный анализ).

Достоверность полученных данных и верификация гипотезы определяются репрезентативностью выборки и последующей математической обработкой результатов. Количественная обработка результатов позволяет выделить следующие направления анализа данных исследования:

1. Описание характеристик явления. Возможно выделение уровней, степени выраженности явления, его представленности в популяции или локальной выборке.

2. Выявление взаимосвязи психических явлений. Исследование наличия взаимосвязи, ее тесноты и направленности.

3. Описание нового факта или эффекта его проявления. Выявление ранее не изученных фактов, условий их проявления и существования, эффекта их появления и объяснение этого эффекта.

4. Исследование другой природы известного ранее явления. Изучение недостаточности или противоречивости сущности какого-либо явления, новое объяснение сущности явления на основе полученных фактов.

5. Проведение обобщения. Исследование более общих закономерностей изучаемого явления, расширение его значения на другие области или его конкретизация.

6. Создание классификации или типологии изучаемого явления. Определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков.

7. Проведение сравнительного анализа одноименных явлений (достоверность различий средних или анализ динамики развития); сопоставление разноименных явлений (целое и часть; общее и частное; т.п.).

Полученные количественные данные в ходе исследования первоначально представляются в табличной форме, где содержатся сведения, полученные по конкретному методу или методике, по каждому испытуемому. Эти сведения помещаются в раздел «Приложения». Затем результаты подвергаются различной группировке: рассчитываются средние значения, проценты, коэффициенты и другие показатели. Информация визуализируется в графиках, диаграммах, схемах, обобщающих таблицах. Глубина выводов, сделанных по результатам исследований, зависит от строгости разработки и отбора категорий или утверждений, а также применения адекватных статистических методов.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что, на первый взгляд, более предпочтительными являются точные, объективные методы, позволяющие с помощью математической статистики подтвердить выдвинутую гипотезу. Однако выбор только количественных методов будет действительно корректным в том случае, если в работе содержится гипотеза, которая не имеет исследовательского потенциала и требует лишь количественного подтверждения. Там, где исследование предполагает определенную научную новизну и выявление еще неизвестных фактов, где исследуется уникальный случай, не обойтись без качественных методов исследования. Сейчас они широко используются в различных областях психологии: в общей и социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической, консультативной психологии, этнопсихологии и психолингвистике, особенно в практических работах, связанных с психологическими аспектами маркетинга, рекламы, политической психологии. Однако методы качественных исследований, которые давно применяются в зарубежной психологии [11, 16, 17, 19], менее употребительны в отечественной науке. Она обратилась к ним сравнительно недавно. По словам А.М. Улановского, в последние десятилетия в социальных и гуманитарных науках происходит «тихая методологическая революция», связанная с появлением и широким использованием качественных методов исследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...