Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность в российской социологии

Предметная область социологии личности

Социология личности - отрасль социологии, изучающая личность как объект и субъект социальных отношений через призму общественно-исторического прогресса, ценностных общественных систем, взаимосвязей в личности и социальных совместно.

Объектом данной отрасли является социальный субъект, в том числе человек и личность, а предметом - социальная сущность человека и законы становления и изменений личности в процессе жизни.

Личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества Особое внимание в социологии личности уделяется исследованиям взаимосвязей параметров социальных структур и личностных качеств людей в соответствующих социальных группах.

Социологический подход к изучению личности:

· Социология признает за каждой личностью ее уникальность.

· Акцент в исследовании делается на социально-типическом поведении.

· Личность - член той или иной общности и выполняет социальные функции (социальные роли).

· Личность – элемент социальной структуры, и у нее самой есть сложнейшая внутренняя структура.

Личность и общество:

Личность – у стойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность — это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но и, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители — стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Общество в своей политике не может не учитывать разнообразные интересы и потребности личности.

Личность отражает достигнутый на данном этапе уровень развития общества. Она является своеобразным критерием реальных достижений и недостатков общества.

С бурным развитием средств массовой информации. Появлением новых социальных и психологических технологий возрастает опасность их использования в целях манипулирования поведением личности.

Признаки общества:

· Совокупность объединенных людей.

· Совместная территория – территория социального пространства, где выстраиваются взаимосвязи между людьми.

· Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей.

· Автономность и высокая степень саморегуляции. Автономность достигается за счет свойства «многофункциональности»: все элементы общества созданы для чего-то. Саморегуляция обеспечивает самостоятельность, стабильность, вне зависимости от размера страны.

· Большая интегрирующая сила, которая достигается путем социолизации.

Личность в российской социологии

Большая часть двадцатого века прошла в противостоянии двух систем. Одним из критериев их различения явилось отношение к человеку. Социализм утверждал абсолютный приоритет общества, либерализм – приоритет личности,

2.1. В концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Личность в этой теории признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все–таки остается.

2.2. Чтобы понять сложные психические процессы, считал Выготский, надо изучать их историю. Он обращает внимание на «застывшие» в поведении индивида, уже утратившие под собой почву древнейшие культурные образования, «рудиментарные функции». Именно здесь надо искать ключ к тому, чем человек отличается от животных. –– является сигнификация, т.е. создание и употребление знаков». В большинстве случаев индивид не изобретает знаки заново, а использует те, которые уже созданы прежними поколениями и сохраняются в культуре.

Важнейшими положениями излагаемой концепции представляются следующие:

* знаки – элемент культуры, обеспечивающий ее сохранение и передачу от поколения к поколению; наиболее развитая система знаков – язык – составляет сердцевину культуры;

* индивид способен управлять знаками, а через них – своим сознанием и поведением;

* эти знаки и способы управления возникают в группе людей, в процессе социального взаимодействия: коллектив использует знаки, чтобы управлять поведением своих членов;

* лишь под влиянием других людей они усваиваются, «интернализуются» индивидом – происходит их «вращивание» в сознание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...