Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды конкуренции по масштабам развития




Экономические ресурсы: понятие и виды.

Понятие экономических ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.

Виды экономических ресурсов

К экономическим ресурсам относятся:

• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно — земля;

• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно — труд;

• капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно — предпринимательство;

• знания, необходимые для хозяйственной жизни.

экономические ресурсы ограниченны, экономические потребности безграничны.

 

4) Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

Ограниченность экон ресурсов и неограниченность человеческих потебностей порождают фундаментальную экон - проблему выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Человек вынужден выбирать направления и способы распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими целями. Он должен всегда от чего-то отказываться.

Кривая производственных возможностей – это совокупность точек, показывающая какое кол-во товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в них ресурсов. Её экон смысл в том, что общество осуществляет технологический выбор в экономике путем распределения ресурсов. КПВ иллюстрирует тот факт, что нац экономика, полностью реализующая потенциал, не может увеличить произ-во какого-либо блага, не пожертвовав другим благом.

Кривая АBС определяет границу произв возможностей. Каждая точка на прямой показывает максимально возможный объем произ-ва двух товаров при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

В условиях, когда объем внутренних и внешних ресурсов ограничен, доп. производство 1-го из товаров возможно только за счет сокращения произ-ва другого товара. Альтернативные издержки- это наилучший из отвергнутых вариантов, от которого пришлось отказаться в пользу другого.

Виды экономических систем. Критерии классификации.

Экон системы – совокупность взаимосвязанных экон элементов, образующих определенную целостность, эконом

1. Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.

Основные черты: господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы); вмешательство гос-ва в экономику ограничено.

2. Командная экономика – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в гос-ной собственности и распределяются правительством в соответствии с жёстким планом.

Основные черты: господство гос. собственности; административные методы в экономикеотсутствие личного интересов (инициативы); централизованное эконом планирование (гос план, в соответствии с которым осуществляется производство и распределение продукции).экономика дефицита, несмотря на полную занятость и полную загрузку производственных мощностей. Это связано с гос. регулированием цен, гос. планированием.

3. Смешанная экономика – организация экономики, которая сочетает в себе рыночную эффективность с гос. регулированием, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги.

4. Традиционная.. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты:Низкий уровень развития производительных сил этой эк-ки; Низкие темпы эк-го роста; Традиционная р-я эк-ка управляется, регулируется и контролируется, главным образом, традициями, обычаями и, в значительной степени, религиозными канонами; торговля развита слабо и только с соседними государствами. Гос-во играет активную роль: следит за соблюдением традиций.


Классификация на основе социально-экономических критериев
1. Формы хозяйства 2. Общественно-экономические формации (или способы производства). 3. Степень индустриально-экономического развития общества.


6) Рынок: условия воникновения, экономическое содержание, функции.

Рынок- место взаим покуп и продавца, форма контактов между прод и покуп(товаров услуг недвиж ценных бумаг….

Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

Элементы рынка:

-Конкуренция

-Предложение

-Спрос

-Полезность

-Равновесная цена

Причины возникновения:

-Общественное разделение труда

-Излишки

-Частная собственность на средства производства

Эконом обособление для произв и регулярности обмена.

Рынок выполняет определенные функции:

Информ(дает инфу о необх количестве товаров и услуг, их ассортименте…)

Посредн(посредник между пок и прод)

Ценоообр

Регулир(приводит в равновесие спрос и предл

Стимулир(стимул НТП)

Санирующая(очищ)

 

7) Конкуренция и ее виды.

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Виды конкуренции по масштабам развития

§ индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

§ местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

§ отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

§ межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

§ национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

§ глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...