Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция просодической стороны речи у детей с ОНР

О.В. Орлова

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного проблеме коррекции просодической стороны речи у детей с ОНР.

Ключевые слова: просодическая сторона речи, общее недоразвитие речи.

 

Проблема изучения просодической стороны речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др.) и в логопедии (Е.Ф. Архипова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.).

Наиболее широко освещено в литературе состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.), ринолалия (Т.Н. Воронцова, И.И. Ермакова, А.Г. Ипполитова, Г.В. Чиркина и др.) и заикание (Л.И. Белякова, Е.В. Оганесян, Н.А. Рычкова, В.И. Селиверстов и др.).

Вместе с тем практика показывает, что наблюдается противоречие между необходимостью более глубокого изучения вопросов, связанных с использованием различных методов и средств устранения нарушений просодики у детей с общим недоразвитием речи и ее недостаточной разработанностью. Выявленное противоречие обуславливает постановку проблемы: каковы педагогические условия коррекции просодической стороны речи у детей с ОНР? Решение проблемы стало целью работы.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие просодической стороны речи старших дошкольников с ОНР возможна при соблюдении следующих условий: поэтапного проведения работы в соответствии с принципами онтогенетического развития ребенка; использования специальных игр и логоритмики в развитии просодической стороны речи.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Детский сад № 40 «Радость» г. Новочебоксарска. На констатирующем этапе исследования с опорой на методики обследования Б.Б. Шевцовой были проведено изучение особенностей просодики детей с ОНР и выявление уровня ее развития, в частности умений и навыков восприятия и воспроизведения разных компонентов интонации: силы, высоты, тембра и логического ударения [2]. Результаты проведения тестовых заданий показали, что большинство испытуемых в обеих группах находились на низком и среднем уровнях развития просодической стороны речи. В связи с этим мы разработали и апробировали систему логопедической работы по коррекции просодической стороны речи, которая состояла из 3 этапов. На подготовительном этапе осуществлялось формирование общих представлений об интонационной выразительности речи; знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной видами интонации, средствами ее выражения и способами обозначения; дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи. Для решения этих задач нами были проведены следующие игры и упражнения: «Снежинки летят», «Задуй свечу» (развитие длительного выдоха без участия речи), «Слушай внимательно» (восприятие мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений), «Качели» (восприятие повышения и понижения основного тона (мелодики), развитие речевого слуха), «Слушаем и узнаем» (различение тембра голоса на материале междометий), «Слушай, думай, называй» (восприятие логического ударения в речи), «Громко-тихо» (дифференцировка на слух 2 видов мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса), «Найди важное слово» (формирование навыков восприятия логического ударения в речи), «Кто как голос подает?» (изменение голоса по высоте), «Далеко-близко» (изменение голоса по силе).

На основном этапе проводились речевые упражнения, логоритмические и дидактические игры, игры-драматизации на воспроизведения различных компонентов просодики: «Хлопушка», «Дождь закапал за окном» (развитие длительного выдоха с участием речи), «Помоги Маше одеться» (воспроизведение в речи вопросительной и повествовательной интонации), «Скажи радостно» (воспроизведение в речи восклицательной интонации), «Ау!», «Тихо…», «Далеко-близко» (развитие силы голоса), «Самолет», «Большой-маленький», «Будь внимательным» (развитие высотного диапазона голоса), «Измени фразу», «Главное слово», «Назови важное слово», «Кто в каком домике живет?» (воспроизведение логического ударения в речи), «Вопрос-ответ» (выделение вопросительных предложений без вопросительного слова), «Скажи правильно» (воспроизведение мелодики повествовательных предложений), «Скажи по-разному» (развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания) и др.

На заключительном этапе работы осуществлялось закрепление: навыков воспроизведения логического ударения в речи (игры «Построения», «Кто в каком домике живет?», «Ходит Леночка»), навыки выделения вопросительных, восклицательных предложений без вопросительного слова («Вопрос-ответ», «Скажи радостно», «Собираемся на прогулку»), умения произвольно изменять интонацию высказывания («Скажи по-разному»), умение передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи («Что с чем?») и др.

Применяли в работе игры-миниатюры под музыкальное сопровождение и выразительный стихотворный текст. Для расторможенных, возбудимых детей включали такое логоритмическое средство, как слушание музыки. Дети с удовольствием слушали музыкальные отрывки, которые характеризуют различные времена года, движения, повадки, голоса животных, птиц и т.д. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов позволяла привлекать внимание к изменению музыки и регулировала движения детей. Музыкотерапия побуждала сосредоточить внимание и активизировать речевую деятельность. Мышечный тонус ослабленных, вялых, пассивных детей хорошо развивался с помощью хороводных подвижных игр с пением. Они развивали слуховое внимание, координацию движений, активизировали речевую активность и создавали бодрое и радостное настроение. Дети под музыку имитировали текст песни с помощью движений.

Результаты контрольного эксперимента показали, что детей со средним уровнем развития просодической стороны речи в экспериментальной группе увеличилось, с низким уровнем – уменьшилось, что показывает положительную динамику. В контрольной группе количество испытуемых с низким уровнем темпа речи уменьшилось на 20%, а в экспериментальной группе отмечается снижение данного показателя на 30% за счёт увеличения высокого и среднего уровней.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Работу по коррекции просодической стороны речи у детей с ОНР необходимо расширять и совершенствовать.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Шевцова Б. Б. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: ACT: Астрель, 2009. – 222 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...