Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательская стратегия и ее особенности




Данная квалификационная работа проводилась при помощи качественной методологии психологического исследования, так как использование качественных методов позволяет в наиболее полном объеме сформировать представление об изучаемом феномене. Данная методология в качестве данных и средств анализа использует преимущественно слово, данные получаются нестатистическим, неколичественным образом.[8] Качественная методология обладает специфическими особенностями, которые подробно были рассмотрены в более ранних публикациях [9]. Тезисно отметим, что в качественном исследовании работа ведется с насыщенными описаниями, особый интерес привлекают исключительные, единичные случаи, индивидуальны смыслы и переживания, исследование проводится преимущественно с использованием естественного языка и полуструктурированных, полевых форм исследования. Так же существенная роль в качественном исследовании отводится личности исследователя, собеседник всегда выступает экспертом собственной жизни [10].

В качестве основного метода исследования нами было выбрано феноменологическое интервью, так как оно позволяет работать с непосредственными описаниями переживаний и личностной значимостью затрагиваемых в интервью тем. Феноменологическое интервью является полуструктурированным, глубинным, открытым. В настоящем исследовании была использована форма глубинного феноменологического интервью, что позволяет получить объемные описания переживаний, связанных с изучаемым феноменом, и при этом дает возможность затронуть и прояснить малорефлексируемые смысловые структуры человека [11].

При проведении феноменологического интервью крайне важным является следование требованиям, предъявляемым качественному исследованию, которые позволяют соблюдать условия стандартизации и валидности данного метода. Они включают соблюдение необходимого объема насыщенных и соответствующих теме интервью данных, соответствие предположений исследователя изначальным смыслам высказываний, самостоятельность и полноценность интервью и т.д. Вопросы интервью должны быть емкими и предполагать при этом максимально развернутый, полный ответ, интервью должно представлять собой самодостаточный, полноценный рассказ, требующий минимального количества дополнений и пояснений [12]. Качественная методология психологического исследования до сих пор подвергается достаточно жесткой критике, на которую необходимо обращать внимание при проведении качественного феноменологического интервью. Основными положениями критики качественного исследовательского интервью является очевидность и субъективность качественного интервью, что делает его ненаучным; предвзятость и зависимость результатов от формулировки вопросов; невозможность адекватной репрезентации и валидизации качественного исследования. Все критические аспекты учитываются и максимально нивелируются при проведении исследования.

Несмотря на все положения критики, предъявляемые качественному исследовательскому интервью, важно отметить, что подобный метод научного исследования позволяет работать с данными, которые невозможно выявить и рассмотреть количественными методами, формируя тем самым новые научные феномены.

Модель исследования

В данном исследовании была разработана схема интервью, которая позволяет выявить и подробно рассмотреть индивидуальные переживания, связанные с этнической идентичностью у людей, связанных с культурной и этнической традицией русских. Схема интервью включает 5 тематических блоков, а так же процедуру, основанную на методике Куна и Макпартленда «Кто Я», которая так же позволила выявить некоторые особенности феномена и настроить участников исследования на рефлексию собственных состояний [13]. Длительность интервью составляла от 35 минут до 1 часа 44 минут.

Интервью включает следующие тематические блоки:

· Общие аспекты отношения и связи с этносом;

· События, в которых проявилась значимость этноса;

· Уточнение и подробное описание переживаний, связанных с восприятием этнической культуры (возможно, при помощи метафор);

· Представление жизни вне связи с этнической культурой;

· Послесловие и завершение интервью.

Логика построения интервью формировалась исходя из поставленных в начале работы исследовательских вопросов, и направлена на наиболее подробное, глубокое и насыщенное описание переживаний, связанных с этнической принадлежностью. Обращение к рефлексии личного опыта переживаний достигаете за счет отсылок вопросов к прошлому опыту участников исследования, направленности вопросов на описание ощущений и переживаний, вплоть до физических ощущений, рассмотрения значения тех или иных переживаний (собственно рефлексии) и обращения к образному описанию, как наиболее доступному для выявления имплицитных феноменов и значений. Также данная модель интервью позволяет избежать социальных стереотипов, делая акцент на личный опыт и собственные переживания участников исследования. Вопросы интервью построены так, чтобы не формировать у собеседника навязанного либо однозначного ответа, практически исключены вопросы, содержащие однозначные ответы, каждый ответ требует развернутого рефлексивного пояснения. Формулировки вопросов по каждому тематическому блоку представлены в таблице (таб. 1).

Выборку исследования составили люди, интересующиеся либо профессионально изучающие традиции, культуру и быт русских. Исследование включило 13 качественных интервью. Выборку исследования составили 10 женщин и 3 мужчины в возрасте от 17 до 65 лет, в различной степени заинтересованные в изучении русской традиции и этнической культуры. В основном это жители Самары, а также представители таких городов, как Тольятти, Саратов, Уфа и Москва. Привлечение иногородних участников позволило расширить географию исследования, исключая фактор специфики этнической идентичности в рамках города и организации.

Специфика выборки обусловлена тем, что переживания, связанные с этнической традицией и культурным прошлым, по нашему предположению наиболее полно могут описать люди, прочувствовавшие тот или иной аспект традиции путем знакомства с обычаями или ремеслом, создания народного костюма или росписи предметов быта, изучения тех или иных исторических аспектов этнической культуры. В выборку не включены люди, относящиеся к другим этническим культурам, так как исследование направлено на выявление специфики феномена индивидуальных переживаний именно идентификации с русской культурой и этнической традицией русских. Вероятно, что идентификация с другой этнической традицией будет иметь несколько другие проявления при проведении схожего исследования, однако это предположение не проверяется в данной работе и может являться продолжением данного исследования. Также важно отметить, что многие участники исследования, как они утверждают лично, не являются этническими русскими и их этническая идентичность с русской традицией и историей обусловлена проживанием в данной традиции.

Общая схема анализа интервью включала в себя следующие этапы:

1. Разметка утверждений;

2. Конкретизация высказываний, первичный анализ;

3. Первичная категоризация, выделение семантических полей;

4. Формулирование тем анализа;

5. Выделение аспектов, отвечающих темам анализа;

6. Интерпретация и обобщение результатов.

Все полученные интервью были расшифрованы на основании основных принципов транскрибирования исследовательского интервью [10]. Качественное исследование предполагает подробный анализ и тщательную обработку результатов. На проведение, расшифровку и анализ каждого интервью уходит от нескольких дней до недели. Однако глубина и проработка анализа компенсирует немногочисленную выборку, что в данном исследовании позволило ограничиться тринадцатью респондентами для получения печатного аналитического материала в десятикратно большем размере.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...