Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика и возможности программы.

Чепин Е.В.

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ: GIMP

 

Программная среда GIMP является свободным программным продуктом и служит для создания и обработки растровых изображений. GIMP является аббревиатурой от полного названия программы «Gnu Image Manipulation Program» (Программа GNU для обработки изображений). Программный продукт GIMP - это одна из наиболее распространенных и мощных программных сред для создания, редактирования и обработки растровых изображений. Области практического использования данного пакета широки: от использования в Интернет-дизайне, от издательской деятельности и рекламы до обработки растровых изображений в различных прикладных областях и для «домашних» нужд. Возможно, также, ее использование в классических задачах обработки изображений, правда, в несколько ограниченных рамках.

Практикум состоит из двух лабораторных работ, а также из методических указаний и примеров дополнительных заданий, которое может быть выдано успевающим студентам для получения экзамена-автомата. В этом случае, задание для каждого студента составляется и совместно с преподавателем и утверждается им.

Для выполнения практикума необходимы следующие минимальные ресурсы: компьютер с операционной системой Windows XP (или выше) c установленным на нем пакетом GIMP v.2.8. иливыше. На сайте http://www.gimp.org/ можно найти бесплатный дистрибутив программы, а также различную справочную информацию, в том числе и касающуюся работы в изучаемой среде GIMP.

В случае, если ваш компьютер подключен к Интернет, Вы можете в любом месте работы с GIMP, нажав клавишу F1, получить справочную информацию о выполняемой операции.

 

Лабораторная работа №1

«ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ В СРЕДЕ GIMP»

v. 2017г.

 

Лабораторная работа №1 преследует цель приобретения начальных практических навыков и изучения основных возможностей и приемов работы в программной среде GIMP.

Продолжительность лабораторной работы 2 академических часа.

 

Введение.

Ниже приводится краткий обзор возможностей и функций GIMP[1].

· Полный набор инструментов, включая кисти, карандаш, распылитель, штамп и т.д.

· Разумное использование памяти, при котором размер изображения ограничен только свободным местом на жёстком диске.

· Субпиксельная дискретизация для всех инструментов рисования, дающая высококачественное сглаживание.

· Слои и каналы.

· Полная поддержка альфа-канала для работы с прозрачностью.

· Процедурная база данных для вызова внутренних функций GIMP из внешних приложений, таких как «Script-Fu».

· Продвинутые возможности по созданию сценариев.

· Многократные отмена и повтор действий, ограниченные лишь свободным пространством на жёстком диске.

· Инструменты преобразования, включая вращение, масштабирование, искривление и отражение.

· Поддерживаемые форматы графических файлов включают GIF, JPEG, PNG, XPM, TIFF, TGA, MPEG, PS, PDF, PCX, BMP и многие другие.

· Инструменты выделения, включая прямоугольное, эллиптическое и свободное выделение, «волшебную палочку», кривые Безье и «умное» выделение.

· Дополнения, позволяющие легко добавлять поддержку новых форматов и фильтров.

Ниже приведено описание основной концепции и список основных терминов, используемых в документации GIMP [ 1 ].

Изображение — основной объект, с которым работает GIMP. Под словом «изображение» подразумевается один файл растрового изображения, например формат типа TIFF или JPEG.

Слои. Если изображение подобно книге, то слой можно сравнить со страницей этой книги. Простейшее изображение содержит только один слой, и, продолжая аналогию, является «листом бумаги». Однако опытные пользователи GIMP часто работают с многослойными изображениями. Слои могут быть прозрачными и покрывать не всё пространство изображения, поэтому глядя в монитор можно видеть не только верхний слой, но и часть остальных.

Каналы. В GIMP каналы являются небольшими подразделениями в стеке слоев, из которых строится изображение. Каждый канал в слое имеет точно такой же размер, как слой, которому он принадлежит, и, следовательно, состоит из тех же пикселей. Каждый пиксель может рассматриваться как контейнер, который может быть заполнен значением в диапазоне от 0 до 255. Точное значение этой величины зависит от типа канала, например, в модели RGB Color значения в R-канале означает количество красного, который добавляется к цвету различных точек.

Выделения. Часто при работе возникает необходимость изменить только часть изображения. Для этого существует механизм выделения областей. В каждом изображении можно создать выделенную область, которая, как правило, отображается в виде движущейся пунктирной линии (она также называется муравьиной дорожкой), которая отделяет выделенную область от невыделенной. На самом деле, выделение в GIMP несколько сложнее, чем просто разделение пикселов на выделенные и невыделенные. В действительности выделение представляет собой канал в градациях серого, т.е. каждая точка изображения может быть выделенной, частично выделенной и не выделенной вовсе. Пунктирная линия, которой отображается выделение, представляет собой контур при уровне выделения 50%. Вышеупомянутый канал в градациях серого вы всегда можете увидеть, включив отображение быстрой маски. Важным компонентом изучения, как эффективно использовать GIMP, является искусство создания хорошего выбора выделения, которое содержат именно то, что вам нужно, и больше ничего.

Отмена действий (Undoing). Ошибки при редактировании изображений неизбежны, но вы почти всегда можете отменить свои действия: GIMP записывает «историю» действий, позволяя при необходимости вернуться на несколько шагов назад. Однако эта «история» занимает память, поэтому возможности отмены действий не безграничны. Некоторые действия используют очень мало памяти, поэтому вы можете выполнять десятки таких действий перед тем, как самое раннее из них будет удалено из истории; другие типы действий занимают много памяти. Объём памяти, используемой для истории действий, можно изменить, но как минимум два-три последних действия вы всегда сможете отменить. Самое главное действие, которое невозможно отменить — закрытие изображения. Именно поэтому GIMP просит вас подтвердить намерение закрыть изображение, изменения в котором вы ещё не сохранили.

Расширения. Многие, возможно, большинство операций, которые вы выполняете в GIMP, реализованы как результат применения самого GIMP. Однако, GIMP также широко использует «плагины», которые являются внешними программами, которые очень тесно взаимодействует с GIMP, и способны манипулировать изображениями и другими объектами GIMP. Много важных плагинов упаковано вместе с GIMP. Писать плагины (и скрипты) - это самый простой способ для пользователей. Все команды в меню фильтров, и значительное число команд в других меню, на самом деле реализованы как подключаемые модули.

Сценарии. В дополнение к Plug-Ins, которые являются программами, написанными на языке Си, GIMP также может использовать скрипты. Наибольшее количество из существующих скриптов написаны на языке, называемом Script-Fu, который является уникальным для GIMP (это диалект Lisp-подобного языка называемого Scheme). Кроме того, можно писать скрипты в GIMP Python или Perl. Эти Языки более гибкие и мощные, чем Script-Fu, их недостаток заключается в том, что они зависят от программ, которые не автоматически поступают в упаковке с GIMP, поэтому не гарантируется их правильная работа в каждой установке GIMP.

Общая характеристика и возможности программы.

В случае, если ваш компьютер подключен к Интернет, Вы можете в любом месте работы с GIMP, нажав клавишу F1 получить справочную информацию о выполняемой операции.

После запуска программы открывается основное окно (GNU Image Manipulation Program), в котором будет отображаться создаваемое/обрабатываемое изображение. Каждое изображение, открытое в GIMP, отображается в своем окне. Количество изображений, которое может быть открыто одновременно, лимитируется только системными ресурсами. Для того, чтобы можно было выполнить какие-то операции в GIMP, необходимо открыть хотя бы одно окно с изображением. Это окно содержит, также, главное меню среды GIMP, содержащее основные команды GIMP (Файл, Правка, Выделение...), которые также можно получить нажатием правой клавиши мыши на изображении.

Кроме этого основного окна открывается еще два окна: «Панель инструментов-Параметры инструментов» и «Слои-Текстуры».

Окно «Панель инструментов» содержит основные инструменты для рисования и редактирования изображения. В нем содержатся кнопки со значками, нажатием которых производится выбор инструментов, и прочие полезные вещи. При выборе конкретного инструмента внизу окна открывается диалог для выбора и настройки параметров данного инструмента, который отображает параметры выбранного инструмента.

Через главное меню: Окна-> Стыкуемые Диалоги можно открыть еще около двадцати различных панелей, содержащих другие возможности по работе с изображениями. Панель — это окно-контейнер, которое может содержать несколько постоянных диалогов, таких как: «Слои», «Каналы», «Контуры», «Гистограмма», «История действия», «Параметры инструментов», «Кисти», «Палитры», и другие. У каждой из панелей есть свое меню. В GIMP вы можете размещать диалоговые окна на экране как угодно. Вместо размещения каждого диалога в своем собственном окне вы можете сгруппировать их в одну панель. По умолчанию панель «Слои, Каналы, и Контуры» сверху показывает меню изображений, которое панели других типов не показывают. Вы всегда можете добавить или удалить меню изображения с помощью переключения параметра «Показывать список изображений» в меню вкладки. Некоторые из этих панелей и/или диалогов описаны ниже.

Диалог « Слои »: этот диалог отображает структуру слоёв активного изображения и позволяет управлять ими. Конечно, некоторые простые операции можно выполнять и без него. Но даже не очень опытные пользователи считают необходимым постоянно иметь доступ к диалогу слоев.

Изображение со слоями в GIMP можно представить как пачку прозрачных листов: В терминологии GIMP, каждый прозрачный лист носит название слой. Не существует в принципе никаких ограничений на количество слоев кроме объема памяти, доступной в системе. Структура слоев в изображении показана в диалоге "Слои", который является вторым наиболее важным видом диалоговым окном после панели инструментов. Каждое открытое изображение всегда содержит один активный слой – «Фон». «Фон» представляет собой концепцию, GIMP, что включает в себя слои, а также некоторые другие типы вещей, таких как каналы, маски слоев и маску выделения. Если слой в данный момент активен, он выделен в диалоге слоев, и его имя отображается в строке состояния окна изображения. Если нет, то вы можете активировать его, нажав на него.

В строке меню «Основного окна», вы можете найти меню «Слой», содержащее набор команд, применяемых к активному слою изображения. Такое же меню доступно с помощью щелчка правой кнопкой мыши по диалогу слоёв. Возможности манипулирования слоями в GIMP достаточно велики. Поэтому, на начальном этапе изучения пакета предлагается пользоваться главным меню. Например при создании изображения необходимо выполнить простую последовательность действий: в главном меню выбрать слой – задать его параметры- будет создан слой, например, с белым фоном для рисования инструментами. По существу, «Фон» это то, что можно сделать на нем с инструментами рисования.

Свойства слоя

Каждый слой изображения имеет ряд важных атрибутов:

Имя.

Каждый слой имеет собственное название. Оно назначается автоматически при создании слоя, но вы можете его изменить. Имя слоя изменяется с помощью двойного щелчка на нём в диалоге слоёв, или с помощью щелчка правой кнопкой мыши там же и затем выбора пункта Правка атрибутов слоя в появившемся меню.

Присутствие или отсутствие альфа-канала

Альфа канал кодирует информацию о том, насколько прозрачен слой в каждой точке. Это видно в диалоге каналов: белый - это полностью непрозрачный, чёрный - полностью прозрачный, и оттенки серого отображают частичную прозрачность.

Слой фона отличается от других. При создании нового изображения, оно состоит только из одного слоя «Фон». Если изображение было создано с непрозрачным типом заполнения, то у этого слоя нет альфа-канала. Если добавить новый слой, даже с непрозрачным типом заполнения, альфа-канал создаётся автоматически. Это относится ко всем слоям, кроме фонового. Чтобы получить фоновый слой с прозрачностью либо создайте новое изображение с прозрачной заливкой, либо используйте команду Добавить альфа-канал.

Любой слой, за исключением нижнего, содержит альфа-канал, но вы не можете видеть представление значений альфа-канала в градациях серого.

Типы слоёв.

Тип слоя определяется типом изображения и наличием или отсутствием альфа канала. Возможны следующие типы слоёв, которые задаются в меню -> Изображение -> Режим:

· RGB

· Градации серого

· Индексированный

Главная причина в том, что большинство фильтров (в меню Фильтры) требуют слои определённых типов, и отображаются в меню серым цветом, если активный слой не соответствует допустимому типу. Часто вы можете это исправить сменой режима изображения или добавлением или удалением альфа канала.

Видимость

Существует возможность временно убрать слой с изображения без его уничтожения, с помощью щелчка по пиктограмме глаза в диалоге слоёв. Это называется переключением видимости слоя. Для большинства операций над изображением отключение видимости равносильно отсутствию слоя. Когда вы работаете с изображением, содержащим множество слоёв с разной прозрачностью, чаще вам будет проще получить лучший вид слоя, на котором вы в данный момент работаете отключением видимости других слоёв.

  Подсказка
Щелчок по символу глаза с нажатой клавишей Shift скроет все слои за исключением того, по которому вы щёлкнули.

Связь с другими слоями.

Если вы щёлкнете между значком глаза и миниатюрой слоя, появится значок с изображением цепочки. Он означает, что вы можете группировать слои для операций с несколькими слоями (к примеру с инструментом перемещения или трансформации).

Размер и края

В GIMP границы слоя необязательно равны границам изображения, которое содержит его. Когда вы создаете текст, к примеру, каждый текстовый элемент располагается в своем отдельном слое, и слой равен размеру области, содержащей текст и ничего больше. Кроме того, когда вы создаете новый слой с помощью вырезания и вставки, новый слой создается достаточного размера для размещения вставленного содержимого. В окне изображения, границы текущего активного слоя показаны черно-желтой пунктирной линией.

Важность этого состоит в том, что вы не сможете ничего сделать со слоем за пределами его границ: вы не можете работать на том, что не существует. Если это вызывает проблемы, вы можете изменить размер слоя с помощью нескольких команд, которые вы можете найти в меню Слой.

  Замечание
Количество занимаемой слоем памяти определятся его размером, а не содержимым. Поэтому если вы работаете с большими изображениями, или с изображениями, содержащими множество слоёв, имеет смысл сократить слои до минимально возможного размера.

Непрозрачность.

Прозрачность слоя определяется степенью доступных цветов из нижних отображаемых слоёв списка. Непрозрачность определяется диапазоном от 0 до 100, где 0 означает полную прозрачность, и 100 означает полную непрозраность.

Маски слоя.

В дополнение к альфа каналу существует другой способ контроля прозрачности слоя: с помощью добавления Маски слоя, которая представляет собой дополнительный холст в градациях серого, привязанный к слою. По умолчанию слой не имеет маски слоя: она может быть добавлена специально.

Настройка «Сохранять прозрачность»

В правом верхнем углу диалога слоёв расположен небольшой переключатель, контролирующий настройку слоя «сохранять прозрачность». Если переключатель отмечен, альфа канал слоя заблокирован, и любые манипуляции с ним не дадут никакого эффекта. В частности, всё, что вы будете делать с прозрачной частью слоя, не даст никакого эффекта.

Кисти/Текстуры/Градиенты: Панель, расположенная под диалогом слоёв в окне Слои-Кисти, показывает диалоги управления кистями, текстурами, и градиентами.

С помощью этого диалога можно выбрать кисть, которая будет использоваться инструментами рисования. Кисти могут быть выбраны щелчком по пиктограмме в диалоге выбора кистей. Выбранная кисть отображается в области Кисти/Шаблоны/Градиенты панели инструментов. Один из вариантов вызова диалога кистей - это щелчок по пиктограмме кисти в этой области.

Кроме того, этот диалог предоставляет доступ к некоторым функциям управления кистями. Чтобы выбрать кисть нажмите на ее изображение левой кнопкой мыши. Выбранная кисть будет отображена на индикаторе Кисти/Шаблоны/Градиенты на панели инструментов.

Простые кисти:

Большинство устанавливаемых с GIMP кистей попадает в эту категорию. Они отображаются в диалоге выбора кисти как чёрно-белые пиксельные изображения. Когда вы рисуете ими, цвет кисти равен активному цвету переднего плана (он указан в области цвета на панели инструментов), а форма кисти соответствует пиксельному изображению, которое вы видите в диалоге кисти.

Чтобы создать простую кисть, сделайте небольшое изображение в градациях серого и сохраните его с расширением.gbr. Нажмите на кнопку Обновить кисти, чтобы новая кисть появилась в списке.

В базовой установке существует небольшой набор кистей, некоторые из которых предназначены в основном для демонстрации возможностей GIMP. Вы можете создавать собственные кисти, используя редактор кистей или сохраняя изображение в специальном формате файла кистей.

Параметрические кисти:

Кисти такого типа создаются с помощью Редактора кистей путём указания нескольких параметров через графический интерфейс. Их размер можно изменить. Используя диалог настроек, можно указать клавиши быстрого доступа или вращение колесика мыши для изменения размера параметрической кисти.

 

ЗАДАНИЕ

Лабораторная работа выполняется фронтально, в соответствии с заданием, приведенным ниже.

1. Загрузить GIMP.

2. Познакомится и изучить главные меню основных окон GIMP.

3. Изучить функциональный состав Панели инструментов. Для этого необходимо создать новое изображение и попробовать каждый из, более чем тридцати, инструментов при пробном рисовании, изучив при этом режимы работы каждого инструмента.

4. Изучить технологию создания кистей произвольного типа.

5. Используя возможности Панели инструментов нарисовать какой-либо рисунок. К художественному качеству рисунка не предъявляется никаких требований, главное – попробовать и использовать максимальное число возможностей Панели инструментов. Покажите результат преподавателю.

6. Изучить функции: Главное меню->Инструменты. Сопоставить с возможностями Панели инструментов

7. Освоить работу со слоями. Создать 2 различных слоя изображений одного размера. Объединить их в одно изображение. Изучить режим прозрачности слоев.

8. Создать в среде GIMP личную визитку, размеры которой 90х50 мм, с информацией о самом себе («любимом!»), на которой можно, например, разместить следующие данные:

· название университета полное и сокращенное;

· Фамилия, Имя, Отчество;

· свой статус;

· название кафедры;

· номер телефона;

· свое "хобби";

· другую информацию.

Необходимо учесть, что сильно перегружать информацией визитку не стоит.

9. Помимо текста визитку необходимо украсить какой-нибудь "рукотворной" графической "картинкой". Изображение визитки должно содержать 3 слоя: слой равномерного, градиентного или текстурного фона, слой текста и слой изображений/рисунков, либо нарисованных с помощью созданных кистей произвольного типа, либо готовых изображений.

10. Разместить на отдельном созданном изображении четыре созданных визитки. Осуществить экспорт этого графического файла в форматы *.bmp, *.jpeg, *.tiff и *.png (с одинаковыми параметрами графического представления). Сравнить размеры полученных файлов, построив в Exel диаграмму размеров этого файла, сохраненного в различных форматах.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

1. Создайте, используя несколько инструментов по своему выбору, рекламный листок некоторой продукции (услуги), который должен содержать набор рисунков и текста, связанных некоторым общим смыслом.

2. Откройте несколько графических файлов и организуйте их в виде набора слоев.

3.

Лабораторная работа №2

«ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ В СРЕДЕ GIMP»

v. 2017г.

 

Цель лабораторной работы №2 - изучение основных возможностей по выполнению алгоритмов обработки изображений в среде GIMP, которая является свободным программным продуктом и служит, в частности, для обработки растровых изображений в соответствии с наиболее известными классическими алгоритмами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...