Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистическая психология.

ОП-ЛЕКЦИЯ-2. Теории, лежащие в основе ОП.

Психоанализ.

Основателем школы психоанализа является австриец Зигмунд Фрейд (1859-1939). Вопреки распространённому в 19-м веке мнению о человеке, как о существе, в котором господствует разум, Фрейд выдвинул теорию о том, что в человеке идёт постоянная борьба инстинктов, рассудка и сознания. Результатами борьбы становятся человеческие поступки.

Основными методами психоанализа являются: анализ свободных ассоциаций, толкование сновидений и анализ ошибочных или случайных действий субъекта.

Психика личности, по Фрейду, включает три элемента: Сознательное (Супер-эго или сверх-я), подсознательное (эго или я) и бессознательное (ид или оно).

Супер - эго – это мораль личности, усвоенные социальные или личностные нормы, определяющие этические рамки поведения человека. Это видение самого себя в идеале и желание приблизиться к этому идеалу. Оно оценивает поведение человека в рамках добра и зла.

Ид – антипод супер-эго. Бессознательное – источник инстинктов, страстей, влечений, на основе которых формируются эмоциональные переживания и даже комплексы.

Эго – это психические процессы мышления и памяти, в результате которых сортируются влечения "бессознательного" в соответствие с реальной ситуацией. Основная функция эго – это поддержания равновесия между ид и супер-эго. Эго – это ядро личности, защищающее психику от разрушительного действия конфликтов. Если эго не справляется, то происходит дестабилизация личности, которая сопровождается отрицательными эмоциями и переживаниями.

Для того, чтоб справиться с переживаниями, Фрэйд разработал способы защиты: вытеснение, перенесение, сублимация и рационализация.

Вытеснение состоит в сглаживании внутреннего конфликта путём забывания, отвлечения внимания от раздражителя, т.е. в том, чтоб не думать об объекте, который служит источником переживаний.

Перенесение – это перенесение своего чувства на сам объект (превращая его в субъект данного чувства). Например, я могу упорно твердить: "Она меня ненавидит", хотя, на самом деле, это Я её ненавижу. Это оправдание себя не только в глазах других, но и в своих собственных глазах (т.н. "успокоение совести").

Сублимация – перенесение своей энергии на достижение другой цели, когда стало ясно, что невозможно достигнуть первоначальной цели.

Рационализация – поиск удобных причин для оправдания совершения или невозможности совершить те или иные действия.

Австриец Альфред Адлер (1870-1937) начал научную карьеру в кружке Фрейда, но вскоре разошёлся со своим руководителем.

По теории Адлера, человек с раннего детства страдает от чувства неполноценности, которое является двигателем человека к самосовершенствованию. Самосовершенствование осуществляется в индивидуальном для каждого стиле всей жизни. Стиль жизни проявляется в установках и поведении при решении трёх главных проблем жизни: любовь, работа и дружба. В решении этих проблем обнаруживаются две характеристики, проявляющиеся у разных индивидов в разной степени: социальный интерес и активность. По двум данным характеристикам, Адлер разделяет людей на 4 типа:

1) Управляющий тип – высокая активность и низкий социальный интерес. Это самоуверенные напористые люди, не заботящиеся о других. Характерна установка превосходства над другими. Например, бандиты.

2) Берущий тип – низкий социальный интерес и средняя активность. Это люди, паразитически относящиеся к внешнему миру. Основная забота – это получать от других как можно больше, не давая ничего взамен.

3) Избегающий тип – низкая активность и низкий социальный интерес. Люди, боящиеся неудач и авантюр, плывущие по течению.

4) Социально-полезный тип – высокий социальный интерес и активность. Это люди, проявляющие заботу о других и заинтересованные в общении с ними. Этот тип – воплощение зрелости, по взглядам Адлера.

Эрих Фромм (1900-1980) первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе деятельности людей в обществе. Фромм выделил пять социальных типов характера и разделил их на два класса: непродуктивный (нездоровый) и продуктивный (здоровый).

К первому классу относятся четыре типа характера:

1) Рецептивный тип – это люди зависимые, пассивные, не способные что-то сделать без помощи других. Вне экстремальных условий они могут быть идеалистичными и оптимистичными.

2)Эксплуатирующий тип – люди, берущие всё, чего они хотят любым способом. Их минусы – это агрессивность, надменность, самонадеянность. Их плюсы – уверенность в себе, чувство собственного достоинства, импульсивность.

3) Накапливающий тип – люди, желающие больше материальных благ, больше власти и любви. Они консервативны, всё новое их отпугивает. Их плюсы – это предусмотрительность, сдержанность.

4) Рыночный тип – это люди, воспринимающие личность, как товар, который можно продавать и выгодно обменивать. Себя они воспринимают также и стараются продать себя дороже. Их плюсы – это открытость, любознательность и щедрость.

Данные четыре непродуктивных типа противопоставлены продуктивному типу. Фромм считал, что раскрепощение внутренних способностей людей к любви, вере и размышлению приведёт к социально-полезным поступкам.

5) Продуктивный тип – это независимый, любящий, честный, спокойный, творческий и совершающий полезные для общества (социально-полезные) поступки человек.

Швейцарец Карл Юнг (1875-1961) также разрабатывал теорию личности, где наиболее известным стало разделение людей на интровертов и экстравертов. Юнг пошёл дальше традиционного понимания интро- и экстра- версии как общительности и необщительности.

Экстраверт ориентируется на внешний мир, на разнообразные объекты и людей, выражая в поведении потребность во внешней стимуляции. Им нужна разнообразная работа, так как при монотонной работе они могут удовлетворять потребность во внешней стимуляции с помощью межличностных конфликтов.

Интроверт в поведении направлен на внутренние раздражители. Он ориентируется на чувства, воспоминания, внутреннюю жизнь. Он предпочитает предсказуемость, порядок и стабильность на работе.

Интроверсия и экстраверсия совмещаются в одном человеке, но что-то одно доминирует, определяя направленность личности. Для менеджера важно, что люди контактируют с внешней средой по-разному и обращаться с ними нужно по-разному.

Американец Уильям Шутц (р.1925) прежде всего известен, как создатель " трёхмерной теории интерперсонального поведения ". По мнению Шутца, наряду с биологическими, у человека существуют и социальные потребности, главными из которых являются потребности: включения (прннадлежности, участия), контроля (власти) и любви.

Выводы: в целом теории психоанализа не содержат конкретных методов решения практических проблем организационного поведения. Но они помогают многое понять в поступках людей. Так, учение Фрейда о бессознательном в структуре психики личности объясняет, что поведение иногда бывает нелогичным и неразумным и, что люди часто сами не понимают, почему они ведут себя так, а не иначе. Поэтому менеджер должен иметь в виду возможные скрытые мотивы, принимая управленческие решения. Пользу в практической работе могут принести и способы психологической защиты Фрейда.

Заслуживают внимания и типологии личности Юнга, Адлера и Фромма. При внимательном изучении, менеджер может найти в них немало полезного для практической работы.

 

Бихевиоризм.

Основой для бихевиоризма послужила теория условных рефлексов И.П. Павлова (1849-1936).

Последователь Павлова американец Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Поведение людей можно описать по терминам стимулов и реакций (S–R). Психология, по Уотсону, должна заниматься предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания.

Американец Баррес Скиннер (р.1904), на основании теории Павлова, разделил реакции на ответные (автоматические), возникающие как ответ на определённые внешние стимулы и оперантные, которые самопроизвольно вырабатывает организм (например, ползание ребёнка, начинающего изучать мир). Оперантными реакциями можно управлять с помощью поощрений и наказаний. Скиннер является автором " теории подкрепления ", суть которой в том, что получая положительные стимулы, сотрудники отвечают на них положительной реакцией.

Канадец Альберт Бандура (р.1925), в отличии от Скиннера, считает, что на поведение человека влияет не только внешняя среда, но и сам человек. Он называл свою теорию взаимным детерминизмом, так как понимал психическое функционирование как непрерывное взаимодействие между а) открытым поведением б) окружающей средой и в) личностными факторами (вера, ожидание и самовосприятие).

Русский В.М. Бехтерев (1857-1927) известен в науке, как основатель коллективной рефлексологии. Её важная проблема – преимущество коллективных способов организации труда перед индивидуальными, если группа лично значима для её членов, то есть "своя" группа. Оказалось, что человеку легче работать, если группа поддерживает его, переживает за него, ожидает от него высоких результатов, верит в него и наоборот. Этот эффект "своего" и "чужого" поля был настоящим открытием.

Некоторые бихевиористы сделали упор на изучение самой личности. Это прежде всего Айзенк и Келли.

Немец Ганс Айзенк (р.1916) известен теорией типов личности. В его основе лежат два типа личности: экстраверты-интроверты и стабильный-невротичный. В соответствие с ними люди делятся на четыре группы:

Стабильный интроверт характеризуется как спокойный, уравновешенный, надёжный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Невротичный интроверт легко поддаётся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий.

Стабильный экстраверт характеризуется как лидер, беззаботный, весёлый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный.

Невротичный экстраверт характеризуется как ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный.

Большинство людей склонны к средней точке в обоих диапазонах типов и поэтому имеют не такие экстремальные характеристики.

Айзенк старался подтверждать точность своих теоретических измерений и создал множество опросников, наиболее известным из которых является личностный опросник с вопросами по трём элементам структуры личности (интроверсия-экстраверсия, стабильность-невротичность и психопатия), а также со шкалой лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов. Используя этот опросник, Айзенк выявил существенные различия в поведении экстравертов и интровертов. Так, экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать или покурить, чем интроверты. Возбуждение повышает эффективность поступков и действий экстравертов, в то время как интровертам оно лишь мешает.

Американец Джорж Келли (1895-1967) придавал значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение), как основной черте функционирования человека. По теории Келли, человек судит о своём поведении с помощью понятийных систем или моделей, которые он создаёт сам или заимствует из внешнего мира, а затем приспосабливает к объективной действительности. Эти понятийные системы Келли назвал конструктами. Для выбора поведения человек располагает огромным выбором конструктов. Люди действуют только в пределах конструктов, которые имеют.

Необихевиоризм – новое направление научных исследований на базе бихевиоризма. Необихевиоризм основывается на точке зрения, что человек сам может регулировать свои действия в поисках выхода из проблемных ситуаций, адаптируясь к внешней среде.

Выводы: в отличии от теории психоанализа, бихевиоризм представляет большую практическую ценность для организационного поведения.

Так, проблема позитивного и негативного воздействия на оперантные реакции Скиннера прямо связана с менеджментом. Можно похвалить сотрудника за хорошо выполненную работу, что послужит ему стимулом повторять это вновь и вновь или также сделать выговор провинившемуся сотруднику.

Личностный опросник Айзенка позволяет не только определить тип человека и уровень его психической устойчивости, но и задуматься о форме поведения работника в коллективе и степени его конфликтности.

 

Гуманистическая психология.

Основателем гуманистической психологии считается американский психолог и социолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Главным в его теории является вопрос мотивации. Маслоу описал человека как "желающее" существо, которое редко достигает состояния полного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, возникает другая и т.д. Маслоу выстроил иерархию потребностей:

 

Потребность в самоактуализации:

реализация творческого потенциала

Потребности в уважении и статусе

Потребности в принадлежности и социальные потребности.

Потребности в безопасности: гарантия удовлетворения физиологических потребностей.

Физиологические потребности: еда, отдых, жильё.

 

Обеспечив безопасность, человек переходит к удовлетворению социальных потребностей, желая, чтобы коллеги и соседи считали его равным себе и преследует эти цели пока не добьётся соответствующего статуса.

В отношении своей "иерархии потребностей" Маслоу допускал исключения из правил. Есть люди, которые могут развивать свой талант, несмотря на серьёзные социальные трудности.

Американский психолог Элтон Мэйо (1880-1949) известен как автор доктрины человеческих отношений, основанной на опытах, которые проводились с рабочими завода с 1927 года в течении нескольких лет. Мэйо поставил в центр управления поведением в организационной среде т.н. человеческий фактор. Мэйо объединял рабочих в группы по их взаимным симпатиям, советовался с рабочими по поводу всех новшеств, которые он предлагал и принимал их поправки и рационализаторские предложения. Рабочие гордились тем, что с их мнением считаются, что рождало совершенно новое поведение людей в группах.

До Мэйо в менеджменте господствовала теория научного управления Фредерика Тейлора. Тейлор знал только два стимула: наказание и денежное поощрение. В опытах Мэйо было установлено, что рабочий – это не просто "экономический человек", реагирующий только на материальные стимулы. По сравнению с угрозами наказания более действенными оказались поощрение похвалой, воспитание чувства гордости за свой завод, внушение рабочим, что их интересы совпадают с интересами фирмы.

Основными функциями мастера Тэйлор считал управление, надзор, планирование и подбор кадров. В противовес ему, Мэйо считал, что при назначении мастера надо учитывать не столько технические знания сколько его способность руководить людьми, устанавливать с ними отношения.

После двух с половиной лет экспериментов, производительность труда рабочих возросла на 40 процентов по сравнению с исходным уровнем. Мэйо установил, что это повышение производительности труда не было связано с изменениями условий, а всегда имело психологические причины.

В отличии от бихевиоризма, гуманистическая психология рассматривала человека, как активного творца собственной жизни. Такой подход связан прежде всего с именами Карла Роджерса и Курта Левина.

Американец Карл Роджерс (1902-1978) имел две отправные точки в своей теории. Это организм и личность.

Организм – это физическое начало, которое и получает впечатления от мира. Сумма впечатлений составляет феноменальное поле организма. Поведение, по Роджерсу, это функция не социальной среды и внешних стимулов, а феноменального поля.

Благодаря опыту часть феноменального поля дифференцируется. Именно это и составляет личность. Личность – это образ ("гештальт"), который складывается из восприятия своего "я", восприятия взаимоотношений своего "я" с другими людьми и различными аспектами жизни, а также из ценностей, связанных с этими восприятиями.

Курт Левин (1890-1947) рассматривал поведение, как функцию личности и среды. Один тип поведения может больше зависеть от личности (напр.: вычурные манеры), другой – от среды, но все типы поведения всегда оказываются продуктом личности и среды.

Большую роль в самоактуализации личности играют ценностные ориентации, что отражено в работе американского психолога польского происхождения Менделя Рокича (1918-1988). Ценностные ориентации Рокич делит на терминальные – цели существования индивида и инструментальные – способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средств достижения целей жизни.

Рокич основывается на том, что состав ценностных ориентаций каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности каждого вида для конкретного человека. Установить её предлагается методом прямого ранжирования: каждая ценность заносится на отдельную карточку, а человек распределяет их по степени важности для себя. Терминальные и инструментальные ценности отдельно друг от друга. Методика Рокича доказала свою надёжность, валидность и достоверность, хотя при ранжировании возможна фальсификация. Тем не менее, при правильной ориентации опрашиваемых, методика позволяет получить достаточно надёжные результаты, которые могут использоваться для определения структуры личности наряду с данными, полученными другими методами.

Выводы: положения гуманистической психологии имеют практическую значимость для организационного поведения.

Теория Маслоу учит: чтобы добиться от человека производительных действий и нужного поведения надо учитывать самые различные его нужды и интересы. Для большинства людей работа связана не только с денежным вознаграждением. Один из важнейших выводов доктрины человеческих отношений состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая наряду с другими включает в себя человеческие дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет. В целом теории гуманистической психологии сводятся к тому, что главным мотивом поведения людей является стремление каждого к самореализации, к тому, чтобы сделать свою жизнь достойной, приносящей душевное удовлетворение.

 

Интеракционизм.

Интеракционизм – это теория, по которой развитие общества происходит благодаря непосредственным коммуникациям (обмену символами) и межличностным отношениям. Важная особенность коммуникации состоит в способности человека представлять, как он воспринимается партнёром по общению или группой и, соответственно определять своё поведение.

Интеракционизм базируется на теориях американского социолога и психолога Джона Мида. Развитие личности, по Миду, эффективней всего протекает в процессе взаимодействия личности с другими людьми в социуме, т.е. в рамках определённой социальной группы.

Социум – это модель-система значимых коммуникаций, познавая которую индивид получает элементы активности, обеспечивающие деятельность (активацию) и контроль (регуляцию) субъекта над своим поведением. Эти элементы составляют перво-структуру личности (эти элементы – это социально нравственные предписания, принципы, социо-установки, социо-роли, социо-индексы, которые продуцируются другими субъектами коммуникации). Мид подчёркивал, что решающую роль в становлении структуры личности играют общество и группа, а не сама личность. В общении с другими людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное – осознать себя в качестве особого лица, отличающегося от других. "Я" человека – это продукт социального опыта. Внутренний мир личности зарождается в групповом действии. Человеческое общество рассматривается Мидом, как совокупное взаимодействие исполняющих различные роли индивидов.

Идеи Мида развивал американский психолог Р. Сирс. Он создал диадическую систему, раскрывающую действия двух и более персон. По Сирсу, действия каждого человека ориентированы на другого человека и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных личностных черт, например, агрессивности и доброжелательности, поскольку соответствующее поведение всегда зависит от поведения другого члена диадической системы.

В интеракционизме используется "социодраматический" подход, в котором общественная жизнь рассматривается как драма, где каждый играет свою роль.

Представители интеракционизма предприняли попытку вычленить "специфически человеческое" в поведении человека, раскрыть социально-психологические механизмы в формировании личности, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

Выводы: исследования интеракционизма представляют практический интерес для организационного поведения прежде всего потому, что организация не мыслима без коммуникации. Важна диадическая система Сирса, т.к. поведение человека в организации во многом определяется взаимодействием с другими людьми в различных ситуациях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...