Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итак, с помощью наглядно-чувственного метода, стараясь по возможности минимально использовать научную терминологию, покажем биодинамическую основу такого простого движения как прямой удар рукой.




Это когда кулак бьет от плеча до цели по кратчайшей прямой траектории, а начнем мы его рассматривать, используя широко распространенный метод «от противного». Так, если попросить нанести прямой удар правой рукой человека далекого от мира боевых искусств, то, скорее всего, он сделает следующее. Станет фронтально к цели, согнет руку в локте, поднимет кулак к плечу и начнет с максимально доступной (как ему кажется) скоростью распрямлять руку в локтевом суставе, скорее всего, в строго вертикальной плоскости. При этом в самой руке, в плечевом поясе и во всем теле наверняка будет сохраняться крайняя напряженность, метко называемая в народе «деревянностью». Вследствие ее наличия, от четверти (в лучшем случае) до половины энергии удара уйдет не на формирование ударного импульса, а на преодоление сопротивления своего же опорно-двигательного аппарата.

В результате, оставшаяся после преодоления своего же собственного сопротивления, кинетическая энергия бьющей конечности все-таки создаст при встрече с целью свой импульс силы. Но из-за понесенных и ничем не оправданных потерь, его мощность не будет достаточно значительной. После чего кинетическая энергия удара, в полном соответствии с законами физики, перейдет в другой вид энергии — в потенциальную. Что и будет являться основным эффектом данного непрофессионального удара. При этом корпус бьющего «непрофессионала», скорее всего, примет одно из двух возможных положений.

Первый вариант — будет строго вертикальным, с приданием ему максимальной жесткости, без каких-либо отклонений в ту или иную сторону, вследствие чего момент удара неизбежно вызовет в столь жесткой конструкции амортизационное отклонение. Вплоть до падения назад. Ну а в том случае, если излишняя жесткость, на интуитивном уровне, все-таки вызовет у нашего «непрофессионала» подозрение в своей целесообразности (и это уже прогресс!), то он, вполне возможно, постарается от нее избавиться. Но сделает это он весьма своеобразно. Он, скорее всего, сохранит прямоту ног и спины, и просто придаст им небольшой наклон. При чем исключительно за счет отставления назад той точки тела, которая спину и ноги соединяет…

В общем, в любом случае, оба варианта усилению удара не способствуют, а скорее наоборот, и то, что получается в результате, наиболее образно можно охарактеризовать как простое «тыкание» кулаком. Запомним эту удачную лингвистическую характеристику «на потом» и, обозначив вышерассмотренное действие как «тычок непрофессиональный», пойдем дальше.

Мы сознательно так подробно, а кое-где и специально слегка утрируя, балансируя на грани смешного, описали прямой удар не умеющего бить человека. Надеемся, что уж теперь-то, что же такое «биодинамическая основа движения», вами, Уважаемый Читатель, если даже и не до конца понято, то уж во всяком случае — представлено и прочувствовано. А для нашей дальнейшей работы этого вполне даже достаточно.

Удары руками в Школе СПАС.

Чтобы удар рукой был по-настоящему сильным, в нём должны присутствовать следующие составляющие: Вектор приложения силы. В каждом ударе должен чётко выдерживаться вектор усилия, проходящий через всё предплечье из локтя в кулак, именно предплечье является направляющим вектор удара. Исключение составляют рубящие удары (например, распалина), где направляющим усилия является не предплечье, а локоть.

Шаг. Любой удар, нанесённый в движении на противника, будет существенно сильнее такого же удара нанесённого стоя на месте.

Скрут. В каждом ударе должен присутствовать поворот корпуса. Наклон корпуса. А в целом ряде ударов (например, в джебе) существенным их усилением будет наклон корпуса в сторону удара, разумеется, без потери равновесия.

Поршневый досыл плеча. Резко подавая плечо вперёд в момент контакта с целью, мы существенно усиливаем свой удар рукой. После совершения удара по противнику рука обязана вернуться по кратчайшей траектории в своё базовое положение — кулак у головы, локоть возле рёбер. Исключение составляют случаи, когда рука после удара сразу переходит на толчок или захват противника.

Удары руками условно делятся на 3 типа: прямые, крюки и рубящие. Рассмотрим каждый тип ударов подробнее.

Прямые удары руками бьются преимущественно по двум уровням: верхнему (в горло и нос) и нижнему (в пах противника). Удары руками в средний уровень (солнечное сплетение, печень, селезёнка, плавающие рёбра, почки) эффективны только при очень хорошей наработке этой техники!

Джеб — прямой удар передней рукой наносится, как правило, с дальней дистанции с прыжком на противника. Или как останавливающий удар при отшаге назад. Основную силу удару придаёт толчок задней ногой. В конечно фазе удара плечо бьющей руки следует плотно прижать к скуле, это делает конструкцию более жёсткой и мощной.

Кросс — прямой удар с задней руки редко наносится первым и обычно следует за ударом с передней руки (не обязательно прямым) уже на средней дистанции с шагом или подшагом. Основную силу удару придаёт поворот корпуса.

Прямой удар рукой в пах. Наиболее удобно наносить этот удар одновременно с атакой противника прямыми ударами в голову, например «двойкой». Уходя с линии атаки противника шагом вперёд-вбок и подсаживаясь вы наносите удар вертикальным кулаком в пах противнику. Это единственный из всех ударов руками, который не требует обязательного вложения корпуса.

Удары-крюки названы так из-за формы руки, которая принимается для нанесения этого типа удара. Рука согнута в локте ровно под 90° и в момент нанесения удара жёстко удерживает эту форму, как если бы она была в гипсе.Крюки бьются по 8 направлениям: вверх, вниз, вправо, влево и под 45° между этими траекториями, т.е. как стороны света на картах. Все удары этого типа бьются с ближней дистанции, по сути, с той же дистанции с какой наносятся и удары локтями.

Хук — крюк внутрь. Боковой удар, не требующий замаха, наносящийся согнутой в локте передней или задней рукой, строго в горизонтальной плоскости, на средней и ближней дистанции, в голову и корпус соперника. Сила удара создаётся в основном поворотом корпуса и переносом центра тяжести. Является опасным, нокаутирующим ударом.

Рубящие удары также бьются по 8 направлениям, как на ближней, так на средней и дальней дистанции.

«Распалина» или рубящий удар сверху внутрь под 45°. Наносится удар внутренней частью предплечья, рукой закрепощённой в локте с понижением центра тяжести и одновременным скрутом корпуса. Цели для этого удара: шея, затылок противника или же сбив рук противника.

 

Поэтому теперь попросим воспроизвести тот же самый прямой удар в более профессиональном варианте. Например, человеком занимающимся РУкопашный Бой КАзаков (РУБКА). Но это уже в следующей главе.

 

УДАРНАЯ ТЕХНИКА РУК.

Итак, то, что проделает казак-боец, попроси мы его нанести прямой удар правой рукой, внешне будет выглядеть примерно так же как и в предыдущем случае. Но только внешне.Он и руку в локте руку согнет, и к плечу кулак поднесет, все так же. Ну, разве что стойку примет не фронтальную, а, скорее всего, левостороннюю, тем самым подсознательно увеличивая дистанцию удара, а следовательно, и путь для наращивания кинетической энергии. Да и как ему, внешнему сходству-то, не быть, ведь с точки зрения физических законов, удар будет развиваться по той же самой общепринятой схеме: кинетическая энергия — импульс силы — потенциальная, дальше ее рассеивание.

Но разница все-таки будет, и будет она заключаться, прежде всего, в большей оптимальности и рационализме самого механизма нанесения удара, а следовательно, и в его конечном результате. То есть в его силе.Так, если в предыдущем случае «непрофессиональный тычок» был произведен только за счет разгибания локтевого сустава в вертикальной плоскости, а тело при этом играло негативную роль тормоза, то в нашем случае роль тела диаметрально противоположна.

 

Здесь вступает в действие принцип, сформулированный нами ранее в наших других работах, посвященных казачьей нагайке. В обобщенном виде он выглядит следующим образом: «тело нагайка, бьющие конечности — плети, корпус — рукоятка». Данный принцип отлично работает практически во всех стилях отечественных боевых искусств, разве что формулируется он в них несколько иначе.

 

фото 1. Тычок 1.

фото 2. Тычок 1.

 

фото 3. Тычок 1. фото

«Тычок» (рис. 1 - 3), только уже в отличие от вышерассмотренного варианта — «профессиональный», у нас тоже присутствует. Он представляет собой быстрый прямой удар, не ставящий перед собой цели полного поражения противника. Одно из назначений «тычка» — это тактическое «прощупывание» противника, вследствие чего он наносится всегда ближней к нему рукой.

Корпус при нанесении «тычка», в отличие от «тарана», не разворачивается, но, тем не менее, тоже полностью задействован. Здесь он служит своеобразным «усилителем» удара, путем передачи ему поступательного движения вперед, создаваемого посредством подшага одноименной ноги. Причем усиление удара подшагом создается как за счет простого линейного сокращения дистанции, так и опять за счет волны второго порядка (см. ниже), проходящей от ноги через весь корпус на бьющую руку (опять волна, и никуда от нее не деться).Рука также расслаблена. Концентрация также мгновенна, но в отличие от мощного «тарана», охватывает только кисть и предплечье. Фиксации удара — нет.

Прототипом «тычка» служит легкое рубящее движение клинком, осуществляемое без замаха в вертикальной плоскости с легким вертикальным подворотом кисти. Такой, знаете ли, короткий «тюкальный» удар — вынес руку вперед с клинком зажатым вертикально, и так… «тюк»… и клинок под углом сорок пять градусов, и рукоятка соответственно сантиметров на двадцать вперед. Если смогли себе наглядно представить, значит, биодинамическая основа «тычка» вам ясна.Кроме тактического прощупывания, «тычок» имеет и второе важное значение. Дело в том, что в момент совершения «тычка», при наличии определенных навыков, корпус бьющего разворачивается и ноги становятся в положение… пригодное для нанесения «тарана».

И вот после легкого «тычка», который тактически прощупал противника, и, например, обнаружил брешь в его обороне, следует всесокрушающий «таран». В результате… получилась одна из самых простых связок РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА). У нас же в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА), аналогия с нагайкой приведена по следующим причинам.

Во-первых — это наше национальное оружие (того, кто не верит, отсылаем к нашей работе «Русская нунчаку или казачья нагайка»). А во-вторых, она наглядно подчеркивает сам принцип, по которому движение рукоятью (то есть телом) вызывает движение плети (то есть конечности). Очень наглядно и сразу видно, что есть первично, а что вторично. То же самое отмечается и при прямом ударе казака-бойца.

Так, если просмотреть весь процесс в замедленной съемке, то мы увидим, что первым движением является именно наметившийся разворот корпуса. Дальнейшее видно и в обычном «визуальном» режиме. Видно, как в работу по нанесению удара рукой… включаются ноги.

Так, правая нога, при левосторонней стойке отставленная назад, поворачивается в колене носком вовнутрь, что и позволяет корпусу максимально быстро и с минимальными энергетическими потерями совершить нужный разворот. И вот только тогда, после всех этих «рукояточных» ТЕЛОдвижений, и происходит выброс руки. В данном случае по прямой, кратчайшей траектории.

Прототипом рассмотренного удара является технический элемент рубки, представляющий собой хлесткий «подруб» клинком осуществляемый по короткой траектории без замаха, за счет выхлеста подворотом кисти снаружи — внутрь вниз по диагонали. Естественно, что при использовании данной биодинамической основы для удара без клинка, подворот кисти был изменен в обратную сторону. Все остальное осталось практически без изменений. В результате, вместо слабого «непрофессионального тычка», получился… удар РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА) — с весьма символическим названием «таран» (см. рис. 4 - 5).

 

 

4. Таран 1.

 

фото 5. Таран 2. фото 6. Таран 3

 

Совершенно очевидно, что кроме движений самого тела, при таком выбросе уподобленной плети руке, в ней задействованы не только распрямительные мышцы локтевого сгиба.

Иначе подобного «телового» выброса просто не получится, так как работа только вышеуказанных мышц не сумеет обеспечить адекватное реагирование конечности на заданное ему ускорение и, в результате, мы опять получим негативный эффект торможения. Так что если мы хотим его избежать (а мы хотим), то для того чтобы обеспечить необходимое «адекватное реагирование», придется задействовать куда более сложный механизм, чем простое разгибание руки. То есть нам придется включать в работу практически все мышцы руки и в результате получается то, что мы называем «волной второго порядка».

Отметим это как факт, запомним и отложим в сторону до дальнейшего подробного разбирательства. А пока отметим, что хотя траектория рассматриваемого движения руки, хоть по определению и называется прямой и кратчайшей, но обязательно (вследствие наличия волнового характера) включает в себя и вращательные моменты (особенно в области кисти). Данное обстоятельство позволяет провести существенное увеличение силы удара. И выброс руки, с полным на то основанием, можно назвать — хлестким.

Если вы, представили и прочувствовали описанное, то есть вам ясна приведенная биодинамическая составляющая, то вы согласитесь со мной, что проделать подобное можно только на расслаблении. Причем как всего тела в целом, так и собственно руки. Да, да, именно и руки, она ни в коем случае не должна быть закрепощена. Ну а поскольку это все-таки удар кулаком, а не хлест пальцами кисти (который в иных случаях, кстати, тоже имеет место быть), то совершенно естественно, что в момент нанесения удара происходит мгновенная концентрация. Она тоже необходима, так как иначе проникающий импульс силы, а именно он и является «физическим результатом» прямых, проникающих ударов, просто-напросто не сумеет образоваться. Соответственно, и существенного ударного воздействия на противника оказано не будет.

Но все дело в том, что концентрация-то, конечно, возникает, но возникает мгновенно и только на момент соприкосновения. А если быть точнее, только на момент необходимый для формирования импульса силы. И только на уровне плечевого пояса, при полном отсутствии фиксации удара. После чего опять следует расслабление. Могут последовать не лишенные справедливости замечания, что, мол, подобного рода удары, да и собственно связки есть в боксе (карате, ушу, муайтае и т.д). И правильно, в любом мало-мальски серьезном боевом искусстве они обязательно присутствуют, только называются иначе. А все потому, что объективно существует такая вещь, как правило оптимальности боя (мы о нем уже упоминали), а оно уже само по себе ну просто диктует необходимость наличия тех или иных ударов и их связок. И все потому, что без них-то и бой не бой, а так, что-то из области хореографического искусства…

Чем же именно руководствуемся в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) мы, полагаем, что для вас, Уважаемый Читатель, теперь уже вполне понятно. Поэтому предлагаем рассмотреть следующий удар, наверняка существующий практически во всех видах боевых искусств (ну разве что, может быть, кроме капоэйры) — это «боковой».Тот самый боковой, который наносится «с боку» и потому в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА), без всяких затей, подобным образом и именуется.

Примечание: после ознакомления с казацко-рыцарским боевым искусством запорожцев, мы сочли возможным произвести заимствования сходного удара, а именно — «бичныка», предварительно его слегка русифицировав.

Получился «Бичник» (рис. 6 — 8) — на наш взгляд название очень даже удачное, поскольку оно как отражает направленность удара (поскольку его «боковитость» явно прослеживается), так и семантически подчеркивает его хлесткость (бич — плеть — нагайка и т. п.).

Последнее обстоятельство для нас наиболее важно, так как в этом ударе, как ни в каком другом, работает «принцип нагайки». Напомним его: «конечности — плети, тело — рукоятка». В соответствие с этим принципом, формирование бокового удара начинается не в руках, а в корпусе. Для того, чтобы это почувствовать на себе, мы всегда используем следующий прием.

Просим абсолютно расслабить руки, представить их плетьми и попытаться хоть как-то помахать ими только за счет вращений и колебаний корпуса.

Цель данного упражнения — поймать и прочувствовать первоначальный вращательный импульс, который зарождается в районе поясницы, потом передается на плечевой пояс, и который, в конечном итоге, способен выхлестывать руку… именно как рукоятка нагайки выхлестывает свою плеть. Причем, чем этот вращательный импульс резче и сильнее, тем, соответственно, резче и сильнее получается выхлест руки. Или же, для краткости изложения — удар с подхлестом.

 

 

фото 7. Бичник фото 8. Бичник

 

Если до этого мы совершали неуправляемые выхлесты, позволяя рукам летать, как им заблагорассудится, то теперь их «полеты» становятся управляемыми. То есть выхлесты проводятся строго в горизонтальной плоскости и (в учебном варианте) по максимально большой траектории. При этом для достижения максимума траектории, в учебном варианте, допускается нанесение легкого удара кулаком в свое противоположное плечо.

В реальном варианте, в отличие от учебного, «управляемые выхлесты» трансформируются в очень эффективный удар с подхлестом. Эффективный потому, что формируемый в начальной стадии удара, по принципу нагайки, подхлест своим импульсом дает ускорение, значительно (примерно в 1,5 раза) усиливающее обычный боковой удар в горизонтальной плоскости, проводимый только за счет сгибания руки в локтевом суставе. Ну и совершенно очевидно, что ни о каких подхлестах закрепощенной рукой не может быть и речи. Следовательно, опять рука расслаблена, концентрация (естественно) только в момент удара и фиксация отсутствует.

 

 

 

фото 9. Подсад 1. фото 10. Подсад 2.

Именно он и составляет биодинамическую основу нашего бичника (бокового удара) и в том случае, если

Поскольку удары совершаются за счет корпуса, то и корпус вместе со всем телом, также расслаблен. Причем тело расслаблено настолько, что подвержено весьма своеобразному передвижению в пространстве, являющемуся инерционным следствием ударов.То есть налицо следующая замкнутая система: корпус формирует импульс движения — импульс движения задает подхлест, который, в свою очередь, посредством начального импульса переходит в удар — удар задает расслабленному корпусу инерционное движение — корпус опять формирует импульс и т. д.

 

 

 

 

В результате получается… передвижение всего тела по сложной синусоидальной траектории с резкими, но в то же время плавными (звучит парадоксально, но это так) разворотами на обе стороны. И искусство бокового удара заключается не столько в том, чтобы суметь его (удар) нанести, а в том, чтобы суметь управлять получившимся передвижением. Естественно, сообразуясь с тактикой боя. Обычно, после боковых ударов принято рассматривать удар, наносимый снизу — типа боксерского апперкота. Как и следовало ожидать, подобный удар, в обязательном порядке присутствует и у нас (а как же иначе?).

Называется он — «подсад» (рис. 9 — 11). Свое название он получил благодаря специфической манере нанесения. В своем полном варианте, он бьется из нижнего, как бы подсаженного положения. Прототип в рубке — удар клинком по диагональной траектории снизу-вверх, в направлении снаружи-внутрь.

Клинковый удар, по характеру воздействия является режущим и представляет собой часть фронтальной обратной восьмерки, для усиления которой и происходит распрямление ног и корпуса из подсаженного (пониженного) положения. То есть в биодинамической основе удара рукой, в полной мере использован принцип усиления характерный для удара оружием. В результате к импульсу силы, сформированному непосредственно ударом руки, приплюсовывается дополнительное «подбрасывание» за счет вертикального движения корпуса. Это тот самый удар, попадание которого, действительно, в принципе способно подкинуть противника с отрывом ног от земли, как оно сплошь и рядом делается в кино. Но только в кино.

В жизни, прямо скажем, подкинутых вверх ногами противников нам часто видеть не доводилось, а вот обычных добротных нокаутов, наступавших немедленно после проведения удачного «подсада», вполне даже достаточно…Но удачный «подсад», просто так таковым не получится. Для этого он должен, как минимум, быть частью достаточно действенной комбинации ударов. Например, такой как связка, называемая в РУкопашном Бое КАзаков — «тройкой».

 

 

Она очень проста, но в то же время чрезвычайно эффективна, вследствие чего она распространена практически во всех видах ударных единоборств. Два боковых — подсад. То есть удар слева — удар справа — удар снизу. И все на максимальной скорости и на одном дыхание (в буквальном смысле).

 

 

фото 11. Подсад 3. фото 12-15 Подкрут.

фото 16 Двойка 1 фото 17 Двойка 2

 

фото 18 Двойка 3 фото19 Двойка 4

 

Следующий удар, внешне похожий на «боковой», но таковым не являющийся — называется «подкрут» (рис. 12 -15).Если в боковом ударе мы использовали выхлест всей руки в целом, отводя локтю более чем второстепенную роль, то в «подкруте» проводится именно подкручивание руки в локтевом суставе. И хотя движение кулака происходит по нисходящей круговой траектории, внешне «подкрут» все равно воспринимается как ближайший родственник бокового. Таковы уж особенности человеческого восприятия.

Прототипом «подкрута» является такой технический элемент рубки — как малый рубящий круг клинком осуществляемый только за счет вращения в локтевом суставе по траектории направленной от фронтальной плоскости под углом 45 градусов.

Но вращение руки в локте с зажатым клинком — это одно, и получившегося пусть легкого но, тем не менее, ударно-режущего удара, в принципе, уже вполне достаточно для поражения противника. Вращением же просто голой руки (без клинка) провести поражение противника, только за счет угловой скорости, весьма даже проблематично. Поэтому при «подкруте» проводится дополнительное усиление удара очень простым и эффективным способом — путем разворота корпуса подшагом одноименной ноги еще на 45 градусов, причем именно в момент движения руки по нисходящей траектории. В результате получается достаточно сильный удар, а так как 45+45=90, то и направление удара получается сбоку. Отсюда и «похожесть» на боковой.

фото 20 Двойка 5 фото 21 Двойка 6

 

Как известно, большинство всех технических элементов рубки, так или иначе, связаны с движением клинка по замкнутым траекториям, и в первую очередь по восьмеркам. Их существует достаточно много, но в данном случае, из них нас интересует только одна — так называемая «прямая восьмерка».

Для того чтобы понять, что же это такое, опять, как и в случае с «тычком», прибегнем к услугам «непрофессионала», дав ему в правую руку нечто продолговатое (все равно что) и попросив сделать любую восьмерку. Причем сделать как бог на душу положит. Многолетний опыт показывает, что с девяностопроцентной вероятностью, ту восьмерку, какую он исполнит, можно охарактеризовать как «прямую». Наверняка она будет иметь начальное направление справа — налево и сверху вниз, потом, соответственно, слева — направо. И это далеко не случайно, таковы уж особенности человеческого мозга, продиктованные различными функциональными предназначениями левого и правого полушария (для правшей).

В общем, можете принять как вполне достоверный факт — прямая восьмерка из всех восьмерок является наиболее простой, вследствие чего ее очень легко освоить и воспроизвести.Также, ее можно легко совершать и без оружия, просто голой рукой. Тогда получаются два удара — первый кулаком, второй тыльной стороной кисти. Первый из них, уже хорошо нам известный «подкрут», но так как в данном случае он совершается без дополнительного усиления за счет корпуса, то в отличие от основного «тяжелого» подкрута, к нему прибавляется эпитет «легкий». Второй удар — это «елмань» (рис. 23 — 27), о ней мы подробно поговорим ниже. Все в целом является одной из самых простых связок и потому называется чрезвычайно незатейливо — «двойка» (по числу вытекающих из восьмерки конкретных ударов (см.рис.16 - 19)).

Главное условие при исполнении «двойки» (впрочем, как и при исполнении любых других восьмерок) — научиться избегать ломаных траекторий и рывков. Вместо неосознанных рывков должны быть сознательные ускорения, совершаемые в момент заключительных стадий ударов. Теперь поговорим, как мы и обещали, об «елмани» и, прежде всего, о столь интересном названии.

«Елманью» испокон веков на Дону называлась тыльная сторона клинка в его верхней части. То есть с одной стороны лезвие, а с другой — «елмань». Естественно, что при определенных обстоятельствах ей тоже били (как, например, били клинком «плашмя»), и понятие «удара елманью» было синонимом «удара тыльной стороной». Мы же в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) тоже при «определенных обстоятельствах» бьем тыльной стороной, только уже не клинка, а кисти. Внешне наша «елмань» походит на знаменитый «уракен» карате, но это только внешне, так как биодинамическая основа у нее совсем другая.

Она, как и большинство ударов РУкопашного Боя КАзаков, бьется на полном расслаблении и по максимальной траектории наотмашь, с дополнительным подхлестом расслабленной кистью. При этом опять, как и в случае с боковым ударом, в полной мере срабатывает «принцип нагайки». Напомним — это когда «конечности — плети, тело — рукоятка». То есть опять корпус, как нагаечная рукоять, за счет своего резкого вертикального разворота «хлещет» рукой, как плетью, только в отличие от бокового удара, теперь наоборот, по траектории изнутри — наружу

 

фото 22 Двойка 7 фото 23 Елмань фото 24 Елмань 2 фото 25 Елмань 3

Ну и, соответственно, уже не кулаком, а его тыльной стороной. Выше мы рассмотрели один из вариантов применения «елмани» в связке «двойка». Теперь же предлагаем рассмотреть ее в связке «елмань — притык». Как логически вытекает из названия, в данной связке сначала наносится уже известная нам «елмань», потом какой-то пока незнакомый «притык». А раз так, то имеет смысл познакомиться с ним поближе. фото 26 Елмань 4 фото 27 Елмань 5

 

.

 

 

«Притык» (рис. 28 - 30) является ближайшим родственником уже хорошо известного нам «тарана», при этом его принципиальное отличие от последнего заключается в том, что он бьется не на расслаблении, а на концентрации. Даже можно сказать, что на полном закрепощении. То есть рука, плечевой пояс и корпус при «притыке» создают единую жесткую конструкцию, что, в целом, как уже наверняка отметил про себя внимательный Читатель, не является характерным для РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА), но в данном случае это именно так. Тогда на вполне уместный вопрос, а за счет чего же тогда, собственно, происходит удар в столь жесткой, несгибаемой конструкции?

Возможен только один правильный ответ — да за счет того, единственного, что способно придать ей кинетическую энергию. За счет поступательного движения вперед, которое, в свою очередь, придается посредством подшага одноименной ноги вперед с одновременным разворотом корпуса и ноги, как и при совершении тарана.

Звучит сложно, но на самом деле все предельно просто. Опять тот случай, когда понять каждый конкретный элемент по отдельности гораздо сложнее, чем осознать работу всей системы в целом. Именно поэтому мы и приводим эти два удара в связке.

Итак, сначала расслабленная рука (допустим, правая) бьет наотмашь нашу «елмань». После того как она попадает в цель (а зачастую, учитывая хлесткость и размашистость удара, это именно так и есть), кинетическая энергия удара, в полном соответствии с законами физики переходит в потенциальную и готовится к рассеиванию. Но полностью рассеяться мы ей не позволяем.

Для этого мы опять, этой же рукой, отведенной по инерции после гашения «елмани» на расстояние достаточное для нанесения повторного удара (30–40 см), наносим второй удар — «притык». Но же на основе не расслабления, а полного «железобетонного» (да простит нас Читатель за такое образное сравнение) закрепощения.И если ранее вами в полной мере была прочувствована работа ноги при «таране», то теперь, после того как вы придадите той же самой ноге еще и дополнительный подшаг вперед, биодинамическая основа «притыка» будет вами, безусловно, понята и освоена.

фото 28 Притык 1 фото 29 Притык 2

 

Прототипом «притыка» в рубке является прямой прокалывающий, а правильнее сказать проламывающий (например, броню) удар клинком, проводимый не за счет ударной резкости, а за счет массы всего тела.Итак, в процессе изучения ударной техники РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА), мы с вами наряду с отдельными ударами, плавно так и ненавязчиво, рассмотрели и состоящие из них простые связки. Или, как их еще технически правильно называют, — связки первого порядка. Но очевидно, что раз есть «первого», то, вероятно, должны быть и «второго» — то есть более высокого порядка. И, естественно, они у нас есть — это уже более сложные связки. Связки не первого, а второго (и выше) порядка, в которых связки низших порядков, как более простые, уже выступают в роли отдельных технических элементов.

Следуя общепринятой логике изложения, то есть строго идя от простого к сложному, мы должны были бы сначала закончить все с отдельными ударами и только тогда в конце привести связки второго порядка. Это придало бы изложению материала академическую стройность и логическую завершенность. И если бы мы писали диссертацию, то именно так бы мы и поступили. Но, исходя из того, что кандидатская нами уже давно написана и защищена, а за докторскую мы еще и не брались, а если и возьмемся, то уж точно не сейчас, то в данной книге мы будем руководствоваться совсем другим принципом.

Принципом максимально доступной подачи материала. Согласно этому принципу, после рассмотрения определенного материала, для его лучшего усвоения рекомендуется наглядный пример. Поэтому, в качестве такового, мы считаем целесообразным привести одну из сложных связок именно здесь и сейчас, после чего опять продолжим рассмотрение отдельных ударов.

Итак, связка второго порядка под названием — «ураган», в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) она проводится следующим образом.Сначала идет один «тычок» направленный в корпус, потом эта же рука делает второй «тычок» в голову противника.

В результате получается связка первого порядка под названием «вилка» (рис. 32 — 34). Цель вилки — тактическое прощупывание защиты противника первым «тычком» и его возможное поражение вторым.

Суть ее — в умении разложить силу, примерно сопоставимую с силой необходимой для нанесения «тарана», на два равноценных и «равносильных» удара. Причем второй удар «вилки», идущий непосредственно за первым, должную «равносильность» обеспечивает, в основном, за счет такого явления биомеханики, как рекуперация (повторное использование сил упругой деформации предварительно растянутых мышц).

 

фото 30 Притык 3 фото 31 Вилка 1

 

После «вилки» идет «двойка». Состоит она, как мы хорошо помним, из «легкого подкрута» и «елмани», причем зачастую именно последняя и является основным поражающим фактором. В целом же цель «двойки», в основном, тактическая, так как она подготавливает почву для нанесения заключительного удара той же рукой — «подкрута». Но уже не «легкого», как в «двойке», а полноценного, «тяжелого», со всеми вытекающими отсюда последствиями…

 

 

После чего может последовать удар ногой, но о ногах ниже.То есть связка второго порядка состоит из последовательного выполнения двух связок первого порядка и одного достаточно мощного удара. При этом порядок нанесения ударов не последовательный (правой — левой — правой — левой и т. д.), а достаточно неожиданный и, следовательно, труднопрогнозируемый. И очень важно, что с точки зрения противника, он представляется хаотичным. Ну и пусть себе противник так считает, до поры до времени не будем его разочаровывать.

 

 

фото 32 Вилка 2 фото 33 Вилка 3 фото 34 Вилка 4 фото 35 Вилка 5

 

 

фото 36 Вилка 6 фото 37 Вилка 7

Надеемся, что смысл рассмотренной связки вами, Уважаемый Читатель, понятен. Если это так, то у нас к вам большая просьба. Не надо относиться к ней столь трепетно, как к ката карате или как к тао ушу.

Это ни то и ни другое. Это — связка РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА). А поскольку он — ничто иное, как современное боевое искусство казаков, людей, как известно, вольных, а значит, и обладающих раскрепощенным сознанием, то и догматическому изучению он никак не подлежит. Следовательно, приведенные в данной книге связки — нужно расценивать как простое руководство к действию, и не более того. Или же как примерный вариант формирования общего рисунка боя с использованием национальных казачьих ударов. Но только вариант. Поэтому, когда у кого-нибудь, при совершении связки, вдруг вместо «запланированного» выскакивает совершенно неожиданный, но в то же время вполне уместный удар, мы не рассматриваем это как нарушение канонов. Мы это только приветствуем. Это значит, что творческий процесс не зажат в канонические рамки и идет своим чередом. А теперь опять, как мы и обещали, вернемся к одиночным ударам.

В каждом боевом искусстве среди ударов есть своя «коронка». Естественно, есть она и в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) — это удар с очень емким и отражающим его сущность названием — «гасило» (рис. 38 — 42). Название чисто народное, и какое действие за ним скрывается, полагаем, в особом объяснении не нуждается. Отметим, что именно так у многих славянских народов назывался ш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...