Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место детских художественных произведений в основной образовательной программе дошкольного образования

Функции детской литературы

Назначение детской литературы – быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе.

1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, которая уводит его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Ему доставляют удовольствие яркость и выразительность художественной речи, особая организация повествования. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям, радуется стихотворному ритму, звуковой и словесной игре. Книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова.

2. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Дети, в отличие от взрослых, только начинают открывать материальный мир. И детские писатели удовлетворяют их стремление к его познанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования.

Познавательную функцию детская литература выполняет и в отношении родного языка – многозначность слова, его смысловые и лексические возможности часто обыгрываются детскими писателями, и вместе с игрой происходит освоение родного языка.

Познавательная - знакомство читателя с миром людей и явлений, а также с особенностями родного языка.

3. Нравственная (воспитательная) функция. Именно в книгах содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). При этом писатели стараются избежать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, взглядах, пристрастиях говорят созданные ими картины жизни и судьбы героев.

Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Правда, представления о том, чему надо учить, не оставались неизменными. Было время, когда главной ценностью в детской литературе считались правила приличия. И хотя обучение таким правилам имеет место и сегодня, назначение литературы совсем в другом – приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия. Представление о том, как это делать, тоже не было неизменным. В прошлом остались произведения для детей, говорившие с ребенком языком назидания.

Для детской литературы характерно чёткое определение границ добра и зла, также отсутствие трагических финалов, которые способны разрушить в ребёнке веру в торжество добра. Жизнеутверждение – это главная ценность детской литературы, ее основной эмоциональный тон.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе – развивать и воспитывать детей средствами художественного слова.

Специфика детской литературы

1. Темы произведений, взятые из жизни ребёнка:

× Тема детской игры и игрушки (А. Барто «Игра в стадо», цикл «Игрушки», Э. Мошковская «Магазин» и др.);

× Тема детства (рассказы Н. Носова, В. Драгунскаго);

× Тема природы, изображения животного мира (В. Бианки, Ю. Дмитриев);

× Тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива (С. Георгиев «Дедушка»).

2. Язык - яркий, понятный ребёнку, выражающий его мироощущение, особенный детский взгляд на мир.

Единство литературных и педагогических принципов.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Поскольку стихотворение адресовано дошкольнику, поэт не обходится без дидактики («Всё равно его не брошу…»), без создания образа идеального ребёнка – ровесника читателя, который и выражает авторскую идею верности и преданности старой детской игрушке, проходящую через всю детскую литературу (например, «Друг детства» В. Драгунского).

4. Текст детской книги для дошкольников непредставим без иллюстраций. «Словесные впечатления более чужды детям, чем зрительные… У детей слово подчиняется рисунку, играет второстепенную роль». Для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%.

Пути изучения детской литературы и детской книги

Детская литература является частью мировой литературы, и поэтому к ней применимы те же методики и приемы, с которыми подходят к изучению литературы «взрослой». Одна из основных методик - целостный анализ художественного произведения. Главная цель такого анализа заключается в том, чтобы, характеризуя отдельные компоненты литературного произведения (сюжет, композиция, стиль), создать цельное представление о его содержании. Помехой таким исследованиям служат представления о простоте детской литературы, будто она не подлежит полноценному литературоведческому анализу. Но работа воспитателя предполагает рассказ именно о конкретных литературных произведениях, и приемы целостного литературного анализа здесь просто необходимы.

Место детских художественных произведений в основной образовательной программе дошкольного образования

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО) выделяются следующие образовательные области:

× социально-коммуникативное развитие;

× познавательное развитие;

× речевое развитие;

× художественно-эстетическое развитие;

× физическое развитие.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...