Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Себестоимости продукции с использованием методов операционного анализа




Осуществление планирования, контроля и регулирования затрат непосредственно связано с их динамикой в зависимости от изменения объема производства, деления издержек на переменные, постоянные, полупеременные и полупостоянные.

Различные издержки по-разному ведут себя в зависимости от из­менения объема производства продукции. Без понимания этой зависи­мости невозможно создать на предприятии эффективную систему уп­равления затратами.

Обычно затраты подразделяются на постоянные и переменные. Однако существуют определенные виды затрат, обладающие свойства­ми как переменных, так и постоянных.

Переменные издержки находятся в зависимости от изменения объема производства. При росте выпуска продукции растет сумма пере­менных издержек, и наоборот.

Рост переменных издержек при увеличении объема производства может быть следующим:

■ прямо пропорциональным (линейным);

■ более быстрым, чем рост объема производства;

■ менее быстрым, чем рост объемов производства.

Если в общей сумме переменные затраты зависят от объема про­изводства, то рассчитанные на единицу продукции являются постоян­ными. К переменным затратам относятся прямые затраты как матери­альные, так и трудовые.

Постоянные затраты (fixed costs) в сумме не изменяются при из­менении уровня деловой активности, однако, рассчитанные на едини­цу продукции, они изменяются при изменении объемов производства. К постоянным затратам относятся расходы на аренду, сумма начислен­ного износа, расходы по налогу на имущество и др. Особое значение имеют полупостоянные издержки. На определенном отрезке значений объема выпуска продукции их сумма остается неизменной, а при до­стижении границ этого отрезка сумма издержек повышается. Напри­мер, для увеличения количества выпускаемой продукции на участке необходимо задействовать еще одного мастера. Оклад мастера скачко­образно увеличит сумму постоянных издержек.

Постоянные затраты в своем поведении отличаются от перемен­ных затрат. Однако следует иметь в виду, что постоянные затраты оста-


ются неизменными внутри релевантного уровня объема производства (уровня, внутри которого можно с определенной долей уверенности судить об активности, с которой предприятие предполагает работать). Если рассматривать очень длительный период, то все затраты имеют тенденцию к изменениям, колебаниям. Существенное изменение про­изводственных мощностей, оборудования, трудовых ресурсов и других производственных факторов приводит к увеличению или уменьшению постоянных затрат. Таким образом, затраты являются постоянными только внутри ограниченного периода времени. Для целей оператив­ного планирования и управления используют годовой отрезок време­ни. Ожидается, что внутри этого периода постоянные затраты остают­ся неизменными.

Некоторые затраты нельзя классифицировать ни как переменные, ни как постоянные. Полупеременные затраты (semivariable costs) име­ют одновременно переменные и постоянные компоненты затрат. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение определенного периода времени. Примерами таких полупеременных затрат могут быть расходы на опла­ту телефонных услуг. Часть этих расходов составляет фиксированная сумма абонентской платы, а другая часть — сумма оплаты за междуго­родные и международные разговоры, является переменной. Такие рас­ходы анализируются не как единое целое, а отдельные их составляющие компоненты и учитываются в группе постоянных и переменных затрат.

Соотношение между затратами и объемом производства представ­лено на рис. 14.2.

Поскольку график каждой зависимости представляет собой пря­мую линию, то функция может быть описана уравнением


Уравнение трех прямых, представленных на рис. 14.с5, имеет следу­ющий вид:

1) для переменных затрат — 3 = 4Х;

2) для постоянных затрат — 3 = 300 000 руб.;

3) для полупеременных затрат — 3 = 100 000 руб. + 2Х.
Построим график зависимости «затраты от объема» на основе следу­
ющих данных:

1) постоянные затраты в текущем периоде составляют 300 000 руб.,
независимо от объема производства на этот период;

2) переменные затраты составляют 4000 руб. на единицу продукции;

3) полупеременные затраты имеют постоянную составляющую
100 000 руб. за тот же период и переменную составляющую — 2000 руб.
на единицу продукции.

Поскольку полупеременные затраты могут быть разделены на по­стоянный и переменный компоненты, то получаем постоянный компо­нент — сумму постоянных затрат за период, и переменный компонент — сумму переменных затрат на единицу продукции. Таким образом, по­стоянный компонент в итоге равен 400 000 руб. (300 000 + 100 000), а переменный компонент составляет 6000 руб. на ед. продукции (4000 + + 2000). Тем самым уравнение графика зависимости общей суммы за­трат от объема производства имеет вид:

3 = 400 000 + 6000 хХ

Например, при X = 200 шт. затраты составят: 400 000 + 6000 х х 200 = 400 000 + 1 200 000 = 1 600 000 руб.

Заметим, что в этом уравнении частично переменных затрат как самостоятельного компонента уже нет. Из частичных переменных за­трат были выведены переменная и постоянная составляющие, которые затем были прибавлены к переменным и постоянным затратам.

График соотношения общей суммы затрат и объема производства изображен на рис. 14.3.


Если объем выразить количеством проданных единиц продукции (обозначим его X), а цену реализации единицы обозначить как ПЦед, тогда общая сумма выручки (В) будет равна:

В = ЦРедхХ (14.3)

Таким образом, если взять цену реализации единицы продукции в размере 9000 руб., то выручка от реализации 200 изделий составит 1800 тыс. руб. По данным нашего примера зависимость затрат — объ­ема — прибыли изображена на рис. 14.4.


В теории и практике отечественного учета группировке затрат на переменные и постоянные длительное время не уделялось должного внимания. Между тем в странах с развитой рыночной экономикой это деление положено в основу современных систем управления затратами.

Современные системы управления базируются на анализе зависи­мости между изменениями объема производства, выручки от реализа­ции продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил на­звание операционного (от англ. CVP — Cost — Volume — Profit, или затраты — объем — прибыль). CVP-анализ — основной инструмент оперативного финансового планирования внутри предприятия, он по­зволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельно­сти предприятия от затрат, объемов производства и цены.

Ключевыми элементами операционного анализа являются:

1) порог рентабельности;

2) операционный рычаг;

3) запас финансовой прочности.

Порог рентабельности. CVP-анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Для ее нахождения можно использовать три метода: графический, метод фор­мул и маржинальной прибыли.

На рисунке 14.5 точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат (К), является критической точ­кой, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Сама точка равновесия имеет небольшое практи­ческое значение, так как внимание обычно обращено на зону получе­ния прибыли. Область, лежащая ниже критической точки, — это об­ласть убытков. Область, находящаяся выше, представляет собой область прибыли. Таким образом, критическая точка — это точка, начиная с ко­торой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.

С помощью формулы 14.4 определяется точка равновесия.

Если выручка (В) при объеме X равна В = ЦРед х X, а общая сумма затрат (3) при объеме X равна 3 = ПЗ + (ПрЗед х X), то в точке равно­весия эти две величины должны быть равны. Уравнение приобретает следующий вид:

ЦРедхХ=ПЗ + (ПДдхХ). (14.4)

Исходя из этого уравнения мы можем вывести основное уравне­ние нахождения критической точки:


Постоянные затраты

Критическая точка

в единицах =---------------------------------. (14.5)

продаж Цена - Переменные затраты

на единицу продукции

Иначе говоря, точка равновесия может быть найдена путем деле­ния суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменны­ми затратами на единицу продукции.

Рассмотрим пример использования этого уравнения для нахож­дения критической точки.

Пример 14.1


Допустим, что переменные затраты составляют 1000 руб. на единицу про­дукции. Постоянные затраты — 400 000 руб. за год. Цена реализации еди­ницы продукции равна 1800 руб. Используя эту информацию и обозначив через Л1 объем продаж в единицах, получим

1800 х Х= 1000 х Х+ 400 000;

800*= 400 000. Отсюда Х= 500.

Другой способ определения критической точки основан на кон­цепции так называемой маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (contribution margin) — это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.

Маржинальная = Выручка Переменные,,.„,

прибыль от реализации затраты

Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли:

Операционная = Маржинальная Постоянные,,.„
прибыль прибыль затраты '

Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна посто­янным затратам.

Уравнение точки равновесия (критической точки) при маржи­нальном подходе в единицах продукции может быть выражено следу­ющим образом:

т. Постоянные

Критическая точка затраты

в единицах =---------------------- -.-----. (14.8)

продаж на единицу продукции

Маржинальная прибыль


Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли мо­жет быть использован как основа для оценки прибыльности предпри­ятия. В этом случае используется уравнение.

Таким образом, объем реализации продукции, который обеспечи­вал бы получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по формуле

При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:

Пример 14.2

Рассмотрим использование анализа критической точки при планировании прибыли.

Предприятие хотело бы получить прибыль в следующем году в сумме 200 000 руб. Переменные затраты составляют 1000 руб. за единицу про­дукции, постоянные затраты — 400 000 руб. в год, цена продажи — 1800 руб. за единицу. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы полу­чить заданный объем прибыли?

1800 х X = 1000 х Х+ 400 000 + 200 000.

1800*- 1000*= 600 000

800*= 600 000.

Х= 750.

Следовательно, чтобы получить прибыль в 200 000 руб., объем реализа­ции должен быть равен 750 ед.

Для проведения анализа зависимости затрат, объема и прибыли следует сделать определенные допущения:

1) поведение переменных и постоянных затрат может быть точно
определено;

2) затраты и доходы имеют тесную прямую связь;


3) в пределах релевантного уровня рентабельность и производи­
тельность производства не меняются;

4) затраты и цены в течение планируемого периода не меняются;

5) структура продукции не будет меняться в течение планиру­
емого периода;

6) объем производства будет приблизительно равен объему реа­
лизации.

Операционный рычаг. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствитель­ности прибыли к изменению выручки от реализации продукции (сила операционного рычага) зависит от соотношения постоянных и пере­менных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализа­цию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, ис­пользующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где высок удельный вес переменных затрат. У предприятий с большой силой опе­рационного рычага прибыль очень чувствительна к изменениям объ­ема реализации (выручки от реализации). Даже незначительное сниже­ние выручки может привести к значительному снижению прибыли. Действие операционного рычага порождает особые типы риска: произ­водственный (предпринимательский) риск, риск излишних постоян­ных затрат в условиях ухудшения конъюнктуры, так как постоянные затраты будут мешать переориентации производства, не давать возмож­ности быстро диверсифицировать активы или сменить рыночную нишу. Таким образом, производственный риск является функцией структуры издержек производства.

При благоприятной конъюнктуре предприятие с большой силой операционного рычага (высокой фондоемкостью) будет иметь дополни­тельный финансовый выигрыш. Следовательно, наращивать фондоем­кость производства или любого иного вида предпринимательской дея­тельности следует с большой осторожностью.

Пример 14.3

Поясним сущность операционного рычага на примере.

Предположим, что у предприятия в отчетном году выручка составила 11 000 тыс. руб. при переменных затратах 9300 тыс. руб. и постоянных за­тратах — 1500 тыс. руб. Что произойдет с прибылью при увеличении объ­ема реализации продукции на следующий год до 12 000 тыс. руб.?

Сделаем традиционный расчет прибыли на плановый год.


Как следует из наших расчетов, выручка от реализации увеличилась на 9,1%, а прибыль — на 77%. Это и есть эффект действия операционного рычага.

В практических расчетах для определения силы воздействия опера­ционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли:

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. По данным на­шего примера, сила операционного рычага равна (11000 - 9000): 200 = = 8,5.

Это означает, что при росте выручки на 9,1% прибыль возрастет на 77% (9,1 х 8,5). При снижении выручки от реализации на 10% при­быль снизится на 85% (10 х 8,5).

Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема ре­ализации (выручки), можно определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившейся на предприятии силе операционно­го рычага. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и перемен­ных затрат.

Понимание механизма действия операционного рычага позволя­ет целенаправленно управлять соотношением постоянных и перемен­ных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы


операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товар­ного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия его политика должна быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет эконо­мии на постоянных затратах. При благоприятной конъюнктуре рынка и при наличии определенного запаса прочности требования к осуще­ствлению режима экономии постоянных затрат могут быть существен­но ослаблены. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производ­ственных фондов. Необходимо отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предпри­ятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Что касается переменных затрат, то основной принцип управле­ния переменными затратами заключается в обеспечении постоянной их экономии.

Запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности — это кромка безопасности предприятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализ­ации продукции в границах точки безубыточности. Поэтому запас фи­нансовой прочности — это не что иное, как разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выражении, либо в процентах к выручке от реализации продукции:

Пример 14.4

Используем данные предыдущего примера.

Порог рентабельности равен 9709 тыс. руб. [1500 руб.: (1700 руб.: 11 000]

 

Запас финансовой прочности составляет 1291 тыс. руб. (11 000 -- 9709), или в процентах: 1291: 11 000 х 100% = 12%


Запас финансовой прочности = 1: сила операционного рычага = 1:: 8,5x100% = 12%.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...